Религия давно перестала быть опиумом для народа. Ее место прочно занял кинематограф.
Бывший когда-то штучным продуктом, произведением искусства, за последние 50 лет он претерпел серьезные изменения: с появлением сериалов конвейерный принцип съемок фатально отразился на качестве.
Для неподготовленного советского зрителя все это было в новинку. Я помню, как под волшебные звуки музыкальной заставки «Санта-Барбары» вся семья ежевечерне собиралась у телевизора и сопереживала Крузу, Иден, Келли… Это была мощнейшая инъекция для всего общества, инициация Западом. Точнее, не самим Западом, но мечтой о нем, картинкой, мифом. Советские домохозяйки впитали этот миф и отравились.
Впрочем сейчас мы уже знаем, что сериал сериалу рознь. Наряду с потоком любовно-гламурно лирики кинокомпании пытаются снять штучный продукт, опираясь на нашу историю или классическую литературу– с привлечением звезд, со сценарием выше среднего, с удачной операторской работой. Получается по-разному. Когда лучше, когда хуже, иногда очень даже хорошо выходит («Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Апостол», «Тихий Дон»).
Но если проанализировать все эти «штучные» подходы, то невооруженным глазом виден фундамент, который их объединяет: отношение к нашей истории. А именно – к советской. Тема маленького человека, попавшего в мясорубку карательного аппарата (ЧК, НКВД, КГБ), становится для фильма если не центральной, то обязательной. Словно есть некий заказ на преподнесение советского прошлого в поганом плане. Редкий современный фильм о совпрошлом обходится без «кровавой гэбни», рвущей ногти и выбивающей зубы на допросах. И это несмотря на то, что есть первоисточники, есть роман «Хранитель древностей» Юрия Домбровского, где процедура допросов описана детально. Причем автора-диссидента не заподозрить в любви к советской власти. Куда уж объективнее! Но кто сейчас будет читать Домбровского?!
И здесь мы подходим к очень важному моменту: страшно в картине прошлого не то, что факты передергиваются – страшит концентрация на негативе. Потому что, как бы печально это ни звучало, наши дети будут изучать историю по фильмам, принимая их «художественную правду» за историческую. А это уже намеренная подмена.
С 16 марта на Первом канале стартует новый сериал о бесчеловечной советской власти «Красная королева». В основе сюжета – трагическая история Регины Збарской, легендарной советской манекенщицы, которую парижская пресса назвала «самым красивым оружием Кремля». И это еще один наметившийся тренд: уход от общего к частному, акцент на конкретных людях и судьбах. Униженных и оскорбленных, конечно, хватает в любую эпоху, но главное – напихать их побольше в советскую.
Соль этого сериала еще и в том, что это совместная работа России и Украины, а одну из ролей играет украинская актриса Ада Роговцева, проклинающая Россию и разъезжающая с благотворительными концертами для бойцов АТО.
Украинская кинокомпания FILM.UA, снявшая этот сериал, условно вне политики и национальных противостояний, насколько это вообще возможно на современной Украине. К слову, эта же компания снимала «Битву за Севастополь», успешно прошедшую в российском прокате. Сегодня нашим, завтра вашим – важна лишь прибыль. Но для нас сейчас важней другое: будь на месте FILM.UA любая другая кинокомпания – это ничего бы не изменило. Потому что тенденция на десоветизацию наметилась давно, стала генеральной линией нашего кино, и никто с этого курса сворачивать не намерен.
Чем больше неразрешимых узлов завязывает капиталистическая модель мироустройства, тем чаще наше общество оглядывается назад, в советское прошлое. Где наряду с неповоротливым бюрократическим аппаратом, перегибами, дефицитом и блатом все-таки было место подвигу – и слово «человек» звучало гордо. Эта оглядка не декларируется и даже не проговаривается вслух, но ностальгия витает в воздухе, и ее все труднее не замечать.
Чтобы понять содержание и акценты «Красной королевы», достаточно просмотреть ее анонс. Серые лица функционеров московского Дома моды, циничная ухмылка сотрудника КГБ, попытка самоубийства на фоне красных флагов, партийный чиновник из Средней Азии в роли средневекового бая… Полный набор нынешних клише. И на этом фоне красивая хрупкая девушка, мечтающая о счастье. Кажется, все эти антисоветские штампы давно должны были набить оскомину и уйти в утиль – но нет, они кочуют из фильма в фильм и из книги в книгу. А если тебе сто раз повторят, что ты свинья, то не стоит удивляться, что в один прекрасный момент ты захрюкаешь.
Наверное, подобные фильмы нужны, чтобы не забывать о том плохом, что впрямь было в СССР. Но они точно не должны в их диком количестве идти в прайм-тайм по центральному телеканалу страны. Тут уже вопрос национальной гордости и самоуважения. Можно по-разному относиться к СССР, но если бы не его наследие, не гигантский запас прочности, масштабы которого мы до сих пор не можем оценить – нас бы не стало в 90-е годы. Страна распалась бы на вольные улусы.
К Константину Эрнсту и его команде, закупающей и заказывающей подобные сериалы, давно уже никаких вопросов нет. Этот человек проводит какой-то чудовищный эксперимент по перестройке нашего сознания. И если этот кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» уже 17 лет определяет, что смотреть стране – значит, его вещательная политика согласована на самом верху.
Фальшь этих «согласованных» сериалов чувствуется кожей, но дело свое они делают – как всякое назойливое шоу. В итоге сознание рядового обывателя оказывается засорено противоречивой информацией. С одной стороны – Крым, Украина, Сирия, борьба с коррупцией, слава русского оружия. С другой – поливание грязью нашего прошлого в одном ключе с той же Украиной. В конечном итоге все это дезориентирует, сбивает с толку.
Отечественная сериальная киноиндустрия сегодня – это такой раскачанный бюджетными деньгами монстр, который питается нашими мозгами. Ни режиссеры, ни актеры, ни сценаристы – никто не заинтересован в том, чтобы произвести качественный продукт. Каждый делает свою маленькую часть работы, получает гонорар и уходит в сторону. Главное, чтобы госзаказ не пострадал. И на фоне наших сериалов зарубежные (те же американские) смотрятся просто произведением искусства. Когда это изменится и, самое главное, кто за это отвечает – вот вопросы, на которые хотелось бы иметь ответ.
Дело ведь не в «Красной королеве» как таковой, но в самой тенденции, в тошнотворно-низком качестве сериального кино, в антисоветских клише. Через неделю после просмотра зритель забудет, как звали советскую манекенщицу, но образ страшной советской тюрьмы останется.
Великий пост начался – время духовной и телесной строгости, чистоты в делах и помыслах. Телевизор в этот период смотреть не рекомендуется, а уж фальшивее сериалы – тем более. Впрочем, наши сериалы и вне поста лучше не смотреть. От их просмотра заплывают мозги, теряется критический взгляд на мир. Редкие исключения только подтверждают правило. Лучше с детьми играть по вечерам, книжки им читать – ту же «Снежную королеву». Поинтереснее «красной» будет.
Комментарии