Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Сергей Сергиенко. На флейте конъюнктурных труб

  •  Картинки по запросу гидон кремер фото

    Вчера мы с женой были на концерте в Зале Чайковского. В первом отделение прозвучал скрипичный концерт нашего соотечественника Виктора Кисина, с 1990 года живущего в Бельгии. Произведение посвящено выдающемуся скрипачу Гидону Кремеру, который его и сыграл.

    Из программки следовало, что это было далеко не первое исполнение концерта, написанного аж 2007 году, т.е. 10 лет назад. Но выдающийся скрипач не смог запомнить наизусть эту вещь, посвященную именно ему – и играл по нотам. Что бывает на академических концертах крайне редко.

    Но дальше это отступление от правил объяснилось очень просто.

    Любой из нас сможет напеть «Подмосковные вечера» Соловьева-Седого. И посади за фортепьяно даже полного неука, он одним пальцем за пару минут подберет на слух эту памятную мелодию.

    А человек-скрипка Кремер, отдавший жизнь своему инструменту, на котором играет каждый день – заучить опус, написанный специально для него и его скрипки (не для водосточной трубы!) не сумел.

    Разгадка этого – в самом скрипичном концерте. Если бы его автор взял какое-то известное музыкальное произведение, записал его задом наперед, потом разбил на такты и ноты и перемешал все, как кости домино – возможно, получилось бы нечто более мелодично и приятно для уха.

    Мне, человеку с музыкальным образованием, переносить всю эту какофонию под видом «новизны» было довольно тяжело. Как и моей жене-любительнице, с которой наши музыкальные вкусы почти никогда не совпадают. По виду зала – всем остальным тоже. Но никто не встал и не ушел. Все про себя мучились, но не посмели проголосовать ногами против этого издевательства над музыкой. Еще сочтут врагами этих ныне модных мемов: право художника на «я так вижу», новаторство и несение в тупые массы современников зазнамо непонятных им идей.

    Великий скрипач современности Гидон Кремер проголосовал против всей этой искусственной мешанины этими нотами на пюпитре. Поскольку живой человек, даже скрипач – не робот. И запомнить механически все звуки длинного произведения ему не под силу. Запоминают исполнители хорошие произведения благодаря их внутренней логике и гармонии – причем особо одаренные буквально с пары раз. Но если этой логики в наборе нот не ночевало – даже гений не обойдется без нотной записи.

    Зачем он вообще это играл? Значит, так надо. Таков курс современного искусства – царящий и в театре, и в кино: кто-то кому-то занес что-то, нащупал связи, пробил бюджет – и все как миленькие исполняют ерунду, не имеющую к искусству никакого отношения…

    Некоторое облегчение вселил в меня тот факт, что весь это «пир духа» был создан не за счет родного минкульта, а за счет средств далекой Бельгии, где политика поддержки беглецов из «варварской России» плодит почем зря этот музыкальный мусор.

11

Комментарии

7 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов13 ноября 2017 г.+3
    После того, как был раскручен чёрный квадрат Малевича, всем стало ясно, что раскрутить в буржуазном искусстве с пользой для себя можно что угодно.
  • Александр Росляков
    Александр Росляков13 ноября 2017 г.+4
    Еще мальцом я ходил в Консерваторию каждую неделю – и однажды столкнулся там лоб в лоб с моим кумиром Альфредом Шнитке. При всей обуявшей меня при этом робости не вступить с ним в разговор я не мог – и на мой жгучий вопрос «Почему вас так мало исполняют?» он ответил очень спокойно: «Мне тоже хотелось бы большего, но вы же меня знаете – и другие, кому интересно, тоже знают. Но за вопрос сердечное спасибо». Он отвесил мне легкий поклон – и мы с ним разошлись… К чему я это все? В этой короткой вспышке моей памяти осталось высокое достоинство советского артиста, парившее над всеми сварами тех лет. Сегодня парят эти свары – и в творцы выходят не те, кто лучше творит, а кто лучше лижет или поддевает властный зад. И каждый легко сыщет тому тьму примеров.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов13 ноября 2017 г.+1
      Искусство искажается рекламой, которая атрибут буржуазного общества. Я думал, что в советском обществе не было рекламы, кроме рекламы аэрофлота. Непонятно зачем, но она существовала, хоть он был единственной компанией пассажирского воздушного флота. Оказывается была и другая реклама, которой мы не видели. Кое- чего из товаров народного хозяйства СССР всё же поставлял на международный рынок. Для рекламы приглашали знаменитости, но ничего не платили. А они считали, что им оказывают честь.
  • Ирина Шарова
    Ирина Шарова14 ноября 2017 г.+2
    Новаторами были Прокофьев и Шостакович, тот же упомянутый здесь Шнитке. Тем не менее, их музыка всегда доходила, если не до ума, то до сердца и души точно. Првда у Шостаковича был шанс стать таким же Кисиным. Но вовремя оказался человек с чутким ухом и авторитетом, сумевшим в статье "Сумбур вместо музыки" поддержать автора, дать ему правильный импульс и, в конечном, итоге помочь ему стать великим композитором.
  • Владимир  Криворучко
    Владимир Криворучко14 ноября 2017 г.
    А я помню Кисина , но Евгения,пианиста. Этот хлопчик , помнится, уже в 15 лет говорил, что ему невозможно дышать в Советском Союзе, жить невозможно. И куда-то к себе, в свои обетованные землицы, и чухнул. Помню, играл он(смотрел это по ТВ, давно-давно), такой весь кудрявый-кудрявый, вылитый Макакаревич-Шмуйлович, этакий, понимаете ли, пуделёк, головкой этак встряхивал, встряхивал и....Дышалось ему уже, похоже, легко и вольготно : у себя-то, на Западле?!!!!Человек творил! И я сказал себе тогда :" Вот как надо, товарищ полковник, знать и понимать жизнь! Ему 15, а тебе?И ты так и нюхаешь солдатские портянки с сапогами + свои 500 единиц техники связи обнюхиваешь. И дышалось тебе в автопарке легко и приятно".Жить надо уметь! Многим недоступно то, что понимал в 15 лет Кисин.
    • Александр Егоров
      Александр Егоров14 ноября 2017 г.+1
      Пианист Евгений Кисин, насколько я помню, косил от армии. Кстати, тоже вопрос - что армия не могла обойтись без пианиста, неужели как-то цивилизованно нельзя это решить. Потому уехал за границу до 27 лет. Но потом так привык, что в Россию приезжает только на заработки. И по моему к композитору Кисину никакого отношения не имеет.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров14 ноября 2017 г.+2
    Смотрел концерт ко дню МВД и ждал, когда же министр плюнет и уйдет. Нет не решился, хотя н лице у него было написано, что он думает об этой х.....не.