Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Наши киношные творцы пыжатся переплюнуть Америку. Как правило, удается

  • Похожее изображение

    Отслеживать масскультурный фон — часть моей профессии. И что же я вижу? Что нечего на америкосов пенять, если вся наша кино- и телепродукция стремится переплюнуть Америку.

    Начиналось с казусов.

    «В августе 1944-го» (2000). Экранизаторы известного романа (продюсером был депутат Госдумы В. Семаго) вдруг заявили, что Великая Отечественная на самом деле являлась войной гражданской, против своего народа, и решили из немецкого диверсанта сделать белоруса. Автор первоисточника В. Богомолов воспротивился.

    «Последний поезд» А. Германа-младшего (2003). Герой-немец не такой уж и плохой, добрый доктор, на войну попал случайно. Ау, детишки из Нового Уренгоя!..

    «Свои» (2004). Снова непонятно, кто хуже — свой (бежавший пленный, который хочет выдать комиссара-еврея) или чужой (немецкий староста, готовый всех спрятать).

    «Сволочи» (2006, правильней было бы «Сволочь», это и так множественное число). Советские власти придумали делать из детей диверсантов и подрывать с их помощью немецкие склады. А почему бы им беременных женщин на это не привлекать?.. Автор сценария В. Кунин уверял, что описал свою биографию, пока его не прищучили, что так поступали фашисты, никак не наши. Режиссёр и актёр В. Меньшов на какой-то церемонии отказался вручать фильму приз, честь ему и хвала! До этого снимали куда более достойные фильмы о детях на войне, например, «Иваново детство» А. Тарковского (по повести того же В. Богомолова).

    «Диверсант-2. Конец войны» (2007). Герои — фронтовые разведчики, доблестно сражавшиеся два сезона, доходят до Берлина, и тут оказывается, что один из них всё это делал, чтобы в конце сбежать за границу. Второй на день отстаёт от расположения части, за что его тут же отправляют в ГУЛАГ и начинают бить табуреткой. Трендец! В результате все уплывают в Бразилию. Конечно, писатель-фронтовик А. Азольский, по чьей книге снимали 1-й сезон, ничего подобного сочинить не мог, но авторы экранизации сказали: «а мы и не стремились к достоверности».

    «Штрафбат» (2004, сценарист Э. Володарский). Ни в чём не повинный герой-офицер, чудом выжив после фашистского расстрела, попадает в штрафбат командовать уголовниками и политзаключёнными. Безжалостные энкавэдэшники в каждой серии посылают их на верную смерть. Они — не меньшие враги, чем фашисты. В конце — бесконечный список штрафных подразделений Великой Отечественной. Создаётся впечатление, что войну выиграли штрафбаты с заградотрядами. Вопреки Ставке, СМЕРШу и НКВД. И что наши деды воевали из-под палки. Что тут сказать? Конечно, существовали и штрафбаты, и штрафроты и даже штрафэскадрильи. Во всех воевавших армиях. Но численность их была незначительна. А дисбаты и сейчас в армии есть.

    Здесь надо пояснить, что Э. Володарский — талантливый сценарист, друг В. Высоцкого. Просто вырос во времена, когда всё замалчивали, вот и преподносит нам это в сильно перевранном виде. Что поделать, если смысл целого поколения творцов — разоблачать ужасы жизни предыдущего поколения.

    «Последний бой майора Пугачёва» (2005, опять сценарист Э. Володарский). После плена фронтовики попадают прямиком в ГУЛАГ. Там они готовят побег. Шансов выжить у них никаких, зато умирают они свободными… И всё бы ничего, только фильм снят по одноимённому рассказу В. Шаламова, прототипами которого были пара бандеровцев и милиционер, убивший свою жену. Увы!

    «Служу Советскому Союзу» (2012, режиссёрский дебют актера А. Устюговаиз «Ментовских войн»). Здесь в войне побеждают не штрафбаты, а просто зэки. Герои —корреспондент (типа К. Симонова) и его возлюбленная-актриса (типа В. Серовой) попадают в ГУЛАГ из-за того, что она отказалась стать любовницей Берии. И тут на них наступают немцы. Энкавэдэшники, понятно, бегут. Но зэки, узнав, что цель фашистов — помешать американскому ленд-лизу, решают дать бой и побеждают. Однако предать огласке это никак нельзя, поэтому вернувшиеся вертухаи всех расстреливают. Ну не бред ли? Что примечательно, НТВ планировал показать это в День Победы. Спрашивается: чем они думали?

    «4 дня в мае» (2011, продюсерский дебют ещё одного актёра — А. Гуськова). Последние дни войны. Советская разведгруппа располагается в пансионате для немецких девочек-сирот. Тут появляются другие советские солдаты, которые хотят сирот изнасиловать. Разведчики защищают их, объединившись с пленными фашистами. Потом вместе бегут в Данию. Но главный герой (актёр А. Гуськов) остаётся. Его, понятно, расстреляют. Автор сюжета уверял, что это не поклёп, а реальная история, пока его, как уже случалось, не поймали на лжи.

    «Апостол» (2008). Анти «Щит и меч». По словам режиссёра, «история о человеке, которого давят бесчувственные жернова тупой власти». В ходе операции нашей разведки герой-учитель (актёр Е. Миронов) попадает в разведшколу Абвера, где обнаруживает, что фашисты куда более гуманные и интеллигентные, нежели родные мясники из НКВД. Но чтобы он не рыпался, его жену отправляют в психбольницу мучить «карательной психиатрией», детей — в детдом, а его куратора обвиняют в предательстве и мутузят до кровавой юшки. Без этого герой разведчиком быть не желает. Ну нет у него никаких других стимулов! С хрена ли он будет корячиться за советскую власть?! В конце выясняется, что всё это — сугубо для того, чтобы он предал Родину, сбежал за кордон и передал врагам фальшивый «архив генерала Андерса».

    «Апостол» был не единственной попыткой затмить советские киношедевры, перевернув всё с ног на голову и вырастить «новое свободное поколение». До него были белогвардейские «Неуловимые мстители» — «Господа офицеры: Спасти императора»(2008) и анти «Чапаев» — «Адмиралъ» (2008), романтизировавший не реабилитированного даже в 1990-е военного преступника Колчака…

    «Крик совы» (2013). Герой — на удивление положительный капитан КГБ отправляется в провинциальный городок, чтобы выявить предателя, оставшегося там после войны. Местный милиционер беспардонно обзывает его «заградотрядовцем». Когда оказывается, что с фашистами так или иначе сотрудничали все персонажи фильма, герой проникается к ним симпатией, позволяет сжечь очередной «архив генерала Андерса», где они числятся, и увольняется из КГБ.

    «Утомлённые солнцем-2. Цитадель» (2011, сценарист Э. Володарский). Пьяный и мордастый советский командир посылает солдат на верную смерть. Штурмовать укреплённую Цитадель под лобовым огнём. Чисто из самодурства. Но монструозный Сталин придумывает куда более изощрённое испытание — отправляет туда же 15 000 гражданских, вооружённых палками. Дабы фашисты растратили на них боезапас, а иностранцы ужаснулись их зверствам (как будто других примеров не было). В результате все, слава богу, остались живы, а режиссёр Н. Михалков объяснил, что это сказка.

    «Жизнь и судьба» (2012, сценарист Э. Володарский). Один из героев прибывает в сталинградский Дом Павлова (названный тут «домом Грекова») и первым делом видит пьяного дурачка-политрука. На что ему говорят: «Не обращайте внимания, он всегда такой…» Понятно, что у писателя В. Гроссмана, военного корреспондента, бывшего в Сталинграде с первого до последнего дня, ничего подобного быть не могло. Политрук на фронте — важный человек, без смысла любая человеческая деятельность невозможна. Но отечественные кинокритики остались недовольны, что тождественность фашистского и советского режимов в сериале оказалась не столь явной, как они хотели.

    «Сталинград» (2013). Та же беда — авторы не понимают, за что их герои воюют. Взамен этого им придумана сиюминутная мотивировка по голливудским лекалам. Отчего фильм прозвали «Они сражались за Катю». Когда очередной интеллигентный фашист, искренне полюбивший (т. е. изнасиловавший) советскую девушку, начинает излагать немецким солдатам, зачем Германия напала на СССР, это делается на фоне рельефа со Сталиным. Чтобы тождественность фашистского и советского режимов была более явной.

    «А зори здесь тихие» (2015). Та же история. Героинь превратили в жертв своего времени. Одна стала дочкой раскулаченных, другая — невинно репрессированных. Поэтому в разговорах между собой они никак не могут уразуметь, за что погибают. Неужто, чтобы не дать фашистам захватить Беломорканал?.. В прошлой экранизации в финале потомки понимали: они живы потому, что когда-то неизвестные им девушки подарили им жизнь. В новой — финал невнятный: одних убили, на их место прислали других. Их, видимо, тоже убьют.

    «Ленинград 46» (2015). Герой — ещё один учитель русского языка и фронтовик (актёр С. Гармаш) попадает в плен, за что автоматически отправляется под трибунал и далее в штрафбат. После не может вернуться на работу в университет, потому что у него нет прописки (и это в послевоенном Ленинграде, где мужиков и преподавателей, как вы понимаете, недобор). Виноваты в этом всё те же толстомордые чиновники. История, как советская власть сделала из хорошего человека натурального профессора Мориарти.

    «Казнить нельзя помиловать» (2017). Героиня — фронтовая разведчица, замечает, как на многолюдной улице советские солдаты тащат насиловать немку, заступается за неё, простреливает ногу насильнику, но он оказывается шофёром какого-то генерала. Поэтому вместо того, чтобы судить его по законам военного времени, в ГУЛАГ собираются послать героиню, но она сбегает и становится бандиткой.

    Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно! Актёры — талантливые, операторы и художники выкладываются. Только зря.

    Фильмы и сериалы из мирной жизни не менее фантастичны.

    Например, «Следователь Тихонов» (2016, по романам братьев Вайнеров). Это бестолковее, чем «Красная жара»! Инспектора МУРа зачем-то превратили в следователя-важняка («Каковых в Москве по пальцам пересчитать!»). Как следствие, он сам сидит в засадах и ходит на распекание в милицию. Все сюжеты известных книг изменились до неузнаваемости. Журналистка, убитая опознанным ей военным преступником, здесь погибает оттого, что участвовала в любительских порнофильмах, которые снимал главред «Московской правды». Зато на улице всегда светит солнце и все ходят в оранжевых куртках — что уже хорошо.

    Или «Консультант» (2016). Советский суд — самый несправедливый суд в мире — хочет покарать невиновного за преступления маньяка. Чуть ли не судом Линча. На стене, понятно, висит транспарант с придуманной цитатой про «признание — царицу доказательств». Но тут в процесс вмешивается психолог-консультант неясного ведомственного подчинения. Он просит вернуть дело на доследование и сам принимается работать в прокуратуре. На непонятных основаниях. Маньяк выдаёт себя, услышав от случайной водительницы об её желании носить кружевные трусики, и принимается орать, что это отход от марксизма-ленинизма. Следователи уличают его, догадавшись, что свои преступления он помечал, переставляя из тумбочки в шкаф тома ПСС Ленина. Я не шучу! Это на полном серьёзе.

    «Высоцкий: Спасибо, что живой» (2011). КГБ хочёт посадить актёра В. Высоцкого, для чего устраивает провокацию. Заманивает его на левый концерт в Бухару, где тот чуть не умирает от жары и наркотиков в номере отеля. Тогда кагэбэшники пугаются, раскаиваются и отпускают его. Все оказываются неплохими людьми… На самом деле никто Высоцкого посадить не хотел. А спасали его не бедолаги в отеле, а врачи в советской больнице.

    Наконец, «Время первых» (2017, продюсер и исполнитель главной роли актёр Е. Миронов). Героев-космонавтов, толком не подготовив, на не прошедшей испытания ракете (которая на самом деле летала уже раз 6), посылают в открытый космос, чтобы обогнать США. Те согласны. Декларируют: «мы — народ, который от рожденья летает в кандалах». А когда герои приземляются в незапланированном районе, страна отказывается от своих питомцев, и диктор Левитан заранее начитывает некролог, что они погибли. Хотя в начале сообщили, что фильм основан на реальных событиях.

    Моя жена спрашивает:

    — Неужто так всё и было?

    Я отвечаю:

    — Не переживай. Всё выдумано от начала и до конца!

    Когда-то шутили, что в советском кино возможен один-единственный конфликт — хорошего с ещё более лучшим. Сейчас в большинстве российских киноподелок (за редким исключением) — всё с точностью до наоборот.

    Новая экранизация «Хождения по мукам» (2017, вероятно, её мало кто досмотрел до конца) завершается не возвратом к мирной жизни и зачитыванием плана ГОЭРЛО, а тем, что один герой репрессирован и расстрелян, другая погибает в ссылке, третий — при обороне Москвы. И только потомки Даши выживают, чтобы сохранить для нас «правду об этих страшных событиях»… Ну а последние сериалы к 100-летию двух революций — «Демон революции» и «Троцкий» (2017) — уже совсем запредельная чушь!

    И это делают не американцы, не диверсанты и не «пятая колонна». Наши, родимые творцы, которые всего лишь хотят, чтобы их любили. Но не зрители, а редакторы и продюсеры каналов. А с тех что взять? Кто платит, тот их и заказывает. А кто платит? Те, кто в 1990-е присвоил советское наследство. Большинство населения считает, что это несправедливо, вот им и втолковывают, что это та страна была несправедливой, сплошной ГУЛАГ, а раз так, раздербанить её очень даже хорошо.

    Чем это не нравится лично мне? Художник по определению — антисистемный элемент, который переосмысляет традицию. Поэтому я всецело за срывание покровов, деконструкцию мифов и развенчание священных коров. Но куда деваться, если массовая культура занимается только самоочернительством и самобичеванием? Правильно — этакое самобичевание и бичевать!

22

Комментарии

17 комментариев
  • Юрий Дока
    Юрий Дока30 января 2018 г.+7
    У меня сложилось впечатление, что последние работы российских киношников и их труды в области переплёвывания Америки удались. В плане очернения советской действительности и внесения в свои работы «некоей жизненной правдивости», от которой за версту несёт похабщиной, примитивизмом, наигранностью и клоунадой. Скоро «Смерть Сталина» в российском варианте станет апогеем эпохи социализма, где Сталин лично, из именного оружия будет расстреливать «врагов народа», причём все десять миллионов, за что и примет смерть лютую, неминучую от рук Никиты Сергеевича. Оттого такие фильмы никто не пересматривают, потому что все с первого раза понимают. На вкус, цвет и запах эти шедевры то же самое, что таблетка №6. А дерьмо — оно и в Африке дерьмо.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков30 января 2018 г.+3
    Ребята не отходят от общегосударственного тренда. Они пытаются доказать, что тоже стремятся завесить киношелухой мавзолей, отрыть бомбу заложенную Лениным и отмыться от прошлых заслуг
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков30 января 2018 г.+2
    Либеральные придурку страшно расстроились, из-за того, что мы не увидим кино Смерть Сталина И главным образом потому, что мы не насладимся сценами, настоенных на физиологии. Похоже благодетели по сию пору сверлят дырки в туалетах и подсматривая испытывают наслаждение. Еще один не упомянутый классик Сокуров снял как бы фильм Телец, где "подсматривал" за смертельно больным Лениным. В Индии этот фильм запретили. У нас наверное дел под слюнотечение либерастни
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков30 января 2018 г.+4
    Либеральные придурки страшно расстроились, из-за того, что мы не увидим кино Смерть Сталина И главным образом потому, что мы не насладимся сценами, настоенных на физиологии. Похоже благодетели по сию пору сверлят дырки в туалетах и подсматривая испытывают наслаждение. Еще один не упомянутый классик Сокуров снял как бы фильм Телец, где "подсматривал" за смертельно больным Лениным. В Индии этот фильм запретили. У нас наверное он шел под слюнотечение либерастни
  • Владимир Красилов
    Владимир Красилов30 января 2018 г.+4
    Отличный показательно-доказательный анализ в каком идеологическом формате работаю "наши" гребаные кинематографисты на деньги российских налогоплательщиков. По такому же формату работают российские масс-медиа.
  • Александр Егоров
    Александр Егоров30 января 2018 г.+1
    Кто все эти замечательные люди наши творцы - идиоты, нtгодяи?
    • Владимир Красилов
      Владимир Красилов30 января 2018 г.+2
      Александр, это "новые русские" - бизнесмены "духа загнивающего Запада" и прислуга фарисеев молельных домов (вне зависимости от конфессии, толерантные пидоры).
  • Владимир Красилов
    Владимир Красилов30 января 2018 г.+1
    Да, еще. Зачетное фото: Звягинцев попал в очко. Сам того очень хотел.
  • Василий Усов
    Василий Усов30 января 2018 г.+3
    Этот или подобный текст должен быть на каждой киноафише. Тварцы подобного дерьма не только не должны получать бюджетные финансирование, но и возместить полученное с процентами. Обращения граждан в суды с требованиями компенсации за моральные и нравственные страдания(а также потерю времени), полученные при просмотре этого кина, должны рассматриваться судами вне всякой очереди - дело-то простое!
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов30 января 2018 г.+3
    Это буржуазное искусство, которое хочет денег. Написать сценарий, художественно раскрыть идею хорошего, доброго, вечного - это ведь, как минимум, талант надо иметь. Соревноваться в гениальности с классиками очень лень, да и безнадёжно, а тут всё так просто: взял тему войны, придумал небылицу, вызывающую чувство омерзение, и вперёд. Глядишь, и сборы будут....
  • Надежда Красная
    Надежда Красная30 января 2018 г.+2
    А снять, к примеру, " Смерть Шарона" стремно? Разжигание? Автору спасибо!
  • Ирина Шарова
    Ирина Шарова30 января 2018 г.+2
    А что вы от Коли из Уренгоя хотели. Он других фильмов не видел.
  • Виктор Старков
    Виктор Старков30 января 2018 г.+1
    Нет слов! Остается только сослаться на классика! Хотя нет, вспомнил: "Нам демократия дала свободу матерному слову Да и ненадобного другого Чтоб описать её дела! Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Антон Павлович Чехов
  • Олег Объедков
    Олег Объедков30 января 2018 г.-1
    За последний век почти все наши фильмы окутаны идеологической пленкой той или иной плотности, отражающей мировоззрение правящей общественной верхушки - коммунистическое в советское время и антикоммунистическое сегодня. Кино - искусство, важнее которого нет, писал Ленин в свое время, и большинство киноделов поняли этот тезис в пропагандистском смысле. Нет ничего более лучшего, чем советская власть, - это всегда было в подтексте старых фильмов. И нет ничего хуже советской власти - это звучит скрытым фоном в современных фильмах. Такова действительность, чему тут удивляться? Кино - важнейшее средство всенародной пропаганды, - этим все сказано. Какая была на деле советская власть, что она делала в разные свои периоды, в общем, все ее реальные плюсы и минусы - эти знания хранятся в архивах историков-исследователей, в специализированных секторах кинофотодокументов и публикуются в научных жур
  • Олег Объедков
    Олег Объедков30 января 2018 г.-1
    публикуются в научных журналах для специализированной аудитории и народу не доступны в силу его малограмотности и неумения правильно синтезировать огромные объемы информации. Поэтому киноделами и применяется идеологический фильтр, который детерминирует соответствующий выбор фактов и нужную их интерпретацию. В разное время последнего столетия.
    • Виктор Старков
      Виктор Старков30 января 2018 г.+3
      В советских фильмах никакой пропаганды, кроме лучших качеств человека не было! Ну какая пропаганда была в фильмах "Судьба человека", "Родная кровь", "Калина кпасная", "Они сражались за Родину" и многих,многих других!
      • Олег Объедков
        Олег Объедков30 января 2018 г.-1+1
        Лучшие качества СОВЕТСКОГО человека, Виктор... Вот, мол, какие люди растут в советском обществе, руководимом КПСС. Это ведь в подтексте фильмов, в том числе и в указанных Вами. Цензура не выпускала в прокат фильмы, где надстроечная пленка комидеологии была настолько тонкой, что прорывалась иногда и показывала жизнь такой, какой она виделась авторам. Борьба с антисоветчиной постоянно велась во всех культурных слоях СССР. Под зорким оком партийного руководства.