Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Запад пытается обрушить нефтяные цены

  • Многие экономисты, политические аналитики и откровенные интернет-болтуны предсказывают, что убедившись в недейственности, точнее, малой эффективности санкций, направленных на ослабление российской экономики, Запад предпримет сработавшую уже однажды попытку обрушить нефтяные цены, подорвавшую в свое время советский народно-хозяйственный комплекс… Высоколобые (с собственной точки зрения) сотрудники американского разведывательного сообщества обожают приписывать себе несуществующие заслуги, типа развала Союза ССР. Боюсь, что и здесь не все гладко… Не вдаваясь в подробности ЦРУ-шной комбинации 1984-86 гг., поясним нашим читателям, почему сегодня это категорически невозможно.


    1. В середине 80-х гг. прошедшего века Америка на 75 % зависела от импорта нефти, половина этой нефти ввозилась из стран Ближнего Востока…Американская экономика а) по всем позициям выигрывала от дешевой нефти, конкурентноспособность конечной продукции резко нарастала, уровень жизни населения, поголовно зависимого от цен на ГСМ, разумеется, также улучшался; неизвестно еще, топили ли они СССР или спасали себя;
    б) сегодня США вошли в мировую тройку главных производителей нефти (вместе с Россией и Саудовской Аравией), они добывают более 50% потребляемой нефти, падение цен на «черное золото» неизбежно ударит по основным бюджетообразующим (особенно в ряде Штатов) углеводородным компаниям, по правящему классу, по инвестициям, неизбежно приведет к стагнации целых секторов экономики.

     

    2. Штаты, стремясь навредить, в первую очередь, России-Матушке, сами загнали себя в смертельную ловушку. Обмишулились. Дешевая нефть – угроза для дорогостоящих сланцевых нефтегазовых проектов самой Америки, в которые за последние годы были вложены сотни миллиардов и которые немедленно потеряют экспортную рентабельность (для экспорта все и замышлялось) после отсечения границы стоимости нефти в $90 за баррель.

     

    3. Действующий сегодня негласный, но обязательный порядок наднациональных инвестиций высасывает из России львиную долю нефтяной сверхприбыли; она направляется в американские и, вторично, европейские ценные бумаги, поэтому никакого практического смысла ликвидировать эту схему для Запада не существует.
    При падении цены на нефть в России все равно будет оставаться примерно столько же денег (чуть меньше), а пострадает ФРС и граждане США: любая неэкспортируемая инфляция становится своей.

     

    4. В нефтегазовый комплекс сегодня инвестированы колоссальные деньги. Это связано с отсутствием сколько-нибудь привлекательных долгосрочных альтернатив и резким ростом экономик «третьего мира», особенно «тигров» азиатско-тихоокеанского региона. Именно из-за этого, (а не по прихоти Путина), уже более 10 лет цена держится на уровне $100-110. Падение цен ударит по инвесторам, среди которых ведущие мировые «семьи» и «кланы».

     

    5. Дешевая нефть приведет к резкому росту полностью «углеродозависимой» китайской экономики. Более, чем 100-долларовая нефть является серьезным элементом сдерживания Китая. Запад не станет спонсировать главного стратегического противника – КНР - ради ослабления второго по значимости - Российской Федерации.

     

    6. По сравнению с 80-ми годами, монархии Залива значительно «демократизировались», отстроили эрзац-гражданские общества и более не пойдут на значительное снижение нефтяных цен, особенно, на фоне недавней и пролонгированной «арабской весны». Напомню, что не только Бахрейн, населенный преимущественно шиитами, но и сама Саудовская Аравия, обладающая значительным шиитским меньшинством едва не получили полноценные народные революции и вытекающие из них госперевороты.

    Америка сегодня – это не монстр 70-х. Отсутствуют и возможности и рычаги для обрушения цены. Весь американский нефтяной резерв составляет около 700 млн баррелей – это лишь восьмидневный объем мирового спроса (около 91 млн баррелей). К тому же, спустив на рынок свой резерв, американцы вынуждены будут нервно закупать нефть, создавая новый спрос, а значит – повышать цену.

     

    На самом деле уверен, что так называемая сделка между США и суннитскими теократиями середины 80-х годов, удалась лишь в связи с крайне удачно наложившимися друг на друга обстоятельствами. Главное из них – спад реального производства в Соединенных Штатах. Цены и так резко пошли вниз, абсолютно по объективным причинам. При таком раскладе незначительное увеличение предложения нефти привело к тотальному обрушению цены. Сегодня ничего подобного нет и, скорее всего, никогда не будет. Стагнация или спад США, конечно, будут влиять на ценообразование в углеводородной сфере, но далеко не в такой степени, как 30 лет назад. Так что, не уронят они нас примитивными сговорами. Только мы сами себя можем уронить, если не используем уникальный исторический шанс на вторую индустриализацию страны.

     

    Николай Сорокин.

2