Несмотря на то, что мои собственные представления о повседневной "морали" - вполне в стиле идеального Сан-Франциско 1968 года, я бы с пониманием воспринял появление в России у власти реакционеров и мракобесов.
Если бы это были настоящие реакционеры и мракобесы.
Как отличить настоящих от ненастоящих?
Да очень просто.
Вспомните почвенников в Советском Союзе 1980-х.
Астафьев-Распутин-Белов, может быть, Савва Ямщиков, может быть, Бородин, Кожинов. Наконец, Солженицын - биографически он стоит отдельно от этого круга, но по сути - он во многом с ними.
Конечно, многие из них могли подписать какое-нибудь коллективное письмо про "рок-музыку как форму духового СПИДа" или обругать короткую юбку или скандальное кино.
Но.
У них был при этом свой собственный мир.
Свои собственные - ДРУГИЕ - ценности и стилистические истории, которые они защищали.
Русская деревня. Церкви. Музеи. Экология. Какой-то свой - иногда довольно экзотический - но очень интересный русский язык.
И, самое главное, другой способ жить.
Не такой, как у современных им горожан в промышленном советском мире конца двадцатого века.
Именно это - способность предложить социальную и эстетическую альтернативу, пусть местами и дикую, но увлекательную, - подкупает в реакционерах и мракобесах.
А что теперь?
А теперь, если мы внимательно посмотрим на Мединского, Михалкова, Милонова, Мизулину и иже с ними, то мы не увидим ничего, кроме бизнеса, шоу-бизнеса, политтехнологий и пиара.
У этих современных "реакционеров" и "мракобесов" ровно такие же, как у их оппонентов, айфоны и айпады.
Дети их точно так же живут на Западе.
Они точно так же пытаются где-нибудь что-нибудь снести - и желательно памятник архитектуры - и построить там офисный центр, спа, фитнесс и рестораны.
Фильмы, которые они снимают, и на которые хотят давать деньги и пропагандировать, - копия голливудских, только сильно похуже и подешевле.
Книги, которые они пишут - типичные бестселлеры для американских домохозяек, только называются они не "Америка: долгий путь к свободе", а "Россия: вопреки заговору рептилоидов".
И церковные проповеди их - неотличимы от рейгановских евангелистов, и методы те же. Байкеры, стадионы, православный хип-хоп, отправь ммс про Великую Победу.
Есть такой человек - Карл Роув, он выбирал Буша-младшего президентом. Именно он, как я слышал, заново придумал технологию, в соответствии с которой в ответ на стандартный упрек демократов - "а вы бедных обижаете", - республиканцы должны были с гневом отвечать: "а у вас зато разврат и засилье иностранщины". Это мобилизует электорат.
Вот от Карла Роува, как от печки, наши защитники "традиций" и пляшут.
Иными словами, эти люди полностью вписаны в тот самый американский глобализм, с которым они ведут показную борьбу.
Никакой органики, никакой "отдельности", никакой альтернативы - у них нет.
И потому они все время врут. Фальшивят в каждом слове.
Просто им хочется без мыла влезть в этот самый глобализм со своим самоваром.
И чтобы, наконец, внешний мир признал их как равных - и хорошо им заплатил.
Настоящие же реакционеры и мракобесы - те, кого я бы всей душой поддержал, несмотря на все свое Сан-Франциско, - первым делом начали бы крушить сами методы, жанры, формы существования глобализма в России.
Они начали бы иначе говорить, иначе писать, снимать, выглядеть.
Иначе жить.
Они были бы фанатиками, а не бизнесменами - и тем были бы мне симпатичны.
Увы, этого нам не видать.
Дмитрий Ольшанский
Комментарии