Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Владимир Овчинников: “Начальное музыкальное образование исчезает, как понятие”

  •  

    Заброшенная музыкальная школа

    Заброшенная музыкальная школа

     

    Деятели культуры считают, что “Россию лишают полноценного музыкального образования”. 

    Министерство образования и науки взялось за музыкальные школы – педагоги и родители одаренных детей в ужасе от разрушения отечественной системы подготовки кадров. Крупнейшие музшколы уровня ЦМШ или Гнесинки планируется приравнять к обычным общеобразовательным, отменив обучение музыке с первого класса, которое закладывает основу будущих артистов.

    Это решение начисто лишает школы возможности готовить таких всемирно известных звезд высочайшего класса, как пианист Денис Мацуев и скрипач Дмитрий Коган.

     

    Сегодня музыкальные школы находятся в подчинении Минкультуры, но в той части, которая касается общеобразовательного направления, они подчиняются стандартам Минобрнауки. В результате Минобрнауки наводит порядки в смежной сфере, не вникая в особенности её работы, сложившейся десятилетиями.

    Деятели культуры и музыки давно бьют тревогу по поводу разрушения начальной системы подготовки учеников музыкальных школ – мы неоднократно обращались к президенту и премьеру по поводу некомпетентности Минкульта и Минобрнауки! На некоторое время нас оставили в покое, но на днях мы узнали о письме замминистра образования Александра Климова к Минкульту с требованием срочно утвердить в музыкальных школах новый стандарт по специальности «инструментальное исполнительство».

    В нем на музыкальное профессиональнее направление обучения из всего срока учебы выделяется 6 лет 10 месяцев – тогда как раньше оно длилось столько же, сколько и вся учеба в школе. Что это значит? То, что профобразование по новому стандарту будет начинаться не с 1-го класса, а с 5-го! Начальное музыкальное образование исчезает, как понятие. Это ставит в принципе под вопрос существование крупнейших музшкол – Центральной, Гнесинской и т.д. – того самого ядра, которое взращивало весь цвет советской и российской музыки!" – говорит директор центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Владимир Овчинников.

    Система десятилетиями давала результаты именно за счет того, что музыке учили с 6-7 лет! Спорить с этим просто бессмысленно – потеря нескольких первых лет для юного таланта просто губительна. Это вам скажет директор любой «музыкалки»!

    Но уверенность руководителей самых известных музыкальных заведений, нашего национального достояния, в том, что детей нужно учить именно с первого класса, напрочь игнорируется чиновниками!  – подтверждает директор Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных Михаил Хохлов.

    Другая сторона проблемы заключается в том, что упразднение начального музыкального образования отменяет и тот первичный отбор, который традиционно проводили музыкальные (и иные особые) школы. Это позволяло таким учебным заведениям набирать именно «свой контингент» – талантливых в их сфере детей.

    По новым ФГОСам никаких испытательных вступительных экзаменов в первом классе музыкальных спецшкол не будет! Это значит, что когда в музыкальную школу, десятилетиями готовившую звезд, мама приведет своего ребенка без малейших зачатков слуха и голоса (просто потому, что «музыкалка» у неё в соседнем дворе – пусть, типа, еще и музыке поучится!) директор не сможет ей отказать, а если откажет – под суд пойдет!

    "Решения Минобразования и его руководителя Ливанова разрушают нашу систему образования – но он непотопляем, хотя его отставки требуют все – от депутатов до нобелевских лауреатов!" – возмущается первый зампред комитета ГД по культуре Елена Драпеко.

    В СССР система музыкальных школ для талантливых детей была великолепно развита – не зря её успешно скопировал Китай и вовсю использует сейчас для подготовки «штучного экспортного продукта» – музыкантов, которые представляют страну за рубежом.

    Особенность этой системы заключалась в том, что одаренные дети с первого класса обучались в музшколах у специалистов своего дела, вырастая к окончанию школы в профессиональных музыкантов. С точки зрения музыкальной подготовки такой подход – единственно правильный, но, надо признать, у него были и минусы – обычное школьное образование в «музыкалках» уходило на второй план, и знания по математике, русскому, физике, химии и всем остальным предметам были у их выпускников не блестящие…

    "Поэтому если тяга к музыке у подростков угасала (а такое случалось), поступить в какие-то немузыкальные вузы им было крайне сложно. В системе же, где правит бал ЕГЭ, подход и к музыкально одаренным, и ко всем остальным – единый. И у спецшкол в такой ситуации два пути – либо, теряя репутацию, заниматься музыкой постольку-поскольку, либо удваивать и без того огромную нагрузку на детей – вбивать в них и общеобразовательную программу по единым ФГОС, и музыкальную." – рассказал предысторию вопроса пианист Виктор Ямпольский.

    "Всегда чиновники игнорировали интересы музыкального образования, и сейчас, и когда я учился. То, что сегодня происходит – это натуральные санкции против школ, против талантливых детей, их родителей, педагогов!"

    "Основных ведущих музыкальных школ меньше десятка – но это те заведения, которые готовят цвет российской музыки — неужели нельзя им придать какой-то особый статус и оставить в покое?!" – сокрушается скрипач, заслуженный артист Российской Федерации, выпускник центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Дмитрий Коган.

    Евгений Балабас

2