Политическая стабильность может присутствовать как при демократическом, так и авторитарном режиме.
При демократическом режиме она базируется на принципах многостороннего сотрудничества; уважения прав и свобод человека; отказа от применения военной силы в разрешении возникающих внутри государства конфликтов; нерушимости территориальной целостности страны; добросовестного выполнения норм международного права, решений ООН и др. При данном варианте больше вероятности обойтись без социальных потрясений в обществе (вооруженных конфликтов, национальных столкновений, экономических кризисов и др.), создаются благоприятные условия для развития демократии и свободы, равноправных отношений между субъектами федерации, гуманистических решений национальных и региональных проблем. Реформы проводятся в интересах народа при установлении верховенства права, свободы личности, соблюдением ее прав, и подкрепляется экономическим развитием общества, обеспечивающим его гражданам высокий уровень качества жизни, эффективную систему социальных гарантий.
Демократический вариант должен содержать активную поддержку внутриполитического и внешнеполитического курсов; успешное разрешение руководством страны возникающих политических противоречий в обществе на ранней стадии их возникновения; преобладание в массовом сознании идеи, что исполнительная власть выражает интересы народных масс.
При авторитарном режиме стабильность политической системы достигается нарушением суверенных прав народов, национального достоинства, введением политической цензуры, подавлением прав и свобод личности.
Низкий уровень политической стабильности может характеризоваться резкой критикой внутреннего и внешнеполитического курсов государственных органов; активностью политической оппозиции, которой удается убедить народные массы в бесперспективности проводимого социально-политического курса; ростом недоверия населения к различным ветвям власти.
Одним из главных внутренних факторов является гражданский мир. В научной литературе он нередко трактуется как отсутствие в обществе острых политических конфликтов, в первую очередь таких, как гражданская война, вооруженное противоборство. Такое понимание верно отражает сущность гражданского мира, но является недостаточным[1].
Гражданский мир подразумевает господство в обществе таких отношений между властью и народом, социальными группами и слоями, политическими партиями и общественными объединениями, а также индивидами, которые обеспечивают разрешение возникающих противоречий и их регулирование без применения средств военного насилия и эффективно служат решению созидательных задач общества, его стабилизации[2].
Гражданский мир обладает рядом атрибутивных свойств, которые характеризуют политическую стабильность общества. Во-первых, по своему генезису такой мир создается преимущественно ненасильственными средствами. К ним относятся: обеспечение свободы и демократии, социальной справедливости, равенства всех перед законом, проведение гуманной по направленности политики, признание прав и свобод человека приоритетной ценностью государства. Во-вторых, по способу существования гражданский мир — это не простое отсутствие деструктивной борьбы между гражданами в обществе, а такой уклад жизни, который одобряется и поддерживается большинством населения. В-третьих, по характеру реализации он проявляется в таком обществе, где граждане имеют возможность определять программы общественного развития, выбирать ответственное и подотчетное им руководство, добиваться отстранения от власти законным путем несостоятельных государственных деятелей, попирающих право. В-четвертых, по целевому предназначению гражданский мир служит не подавлению инакомыслящих, а утверждению взаимоотношений, которые развивали бы терпимость и партнерство независимо от социального статуса и политических убеждений.
Таким образом, необходимо обеспечение на деле справедливой и честной социально-экономической политики, достаточного жизненного уровня граждан, гарантированного соблюдения их прав и свобод; использование мирных средств для решения сложных политических вопросов (форумов, соглашений, союзов, партий и движений граждан и т. д.). Ведущая роль в миротворческой деятельности должна принадлежать государству, руководствующемуся правовыми и нравственными нормами. Актуальное практическое значение в этом плане приобретают конституция и законы государства, исторически сложившиеся социально-нравственные ценности. Важным способом поддержания гражданского мира выступает авторитет государственных и общественно-политических лидеров, деятелей науки и культуры, представителей духовенства. Данное обстоятельство предъявляет определенные требования к деловым и нравственным качествам лидеров. Они должны обладать высоким уровнем политической культуры, умением идти на компромиссы ради предотвращения политических потрясений, своевременно предвидеть возможные проявления социального недовольства.
Нарушителями гражданского мира в обществе могут стать властвующая элита, мафиозные структуры, преследующие исключительно узкогрупповые интересы материальной наживы, экстремистские политические партии и общественные организации, агрессивно настроенные группы населения.
Следующим важнейшим детерминирующим политическую стабильность фактором следует назвать гражданское согласие, под которым понимается, во-первых, объединенная общими целями сознательная деятельность субъектов во имя решения кардинальных задач общественного развития. Во-вторых, совместно согласованная политика, ведущая к выработке принципов и норм цивилизованного демократического взаимодействия различных политических сил друг с другом без применения насилия. В-третьих, соблюдение в политической сфере жизни общества простых общечеловеческих правил и норм, способствующих установлению гуманных отношений между людьми независимо от их политической принадлежности. Эта способность ближе всего к нравственной сущности творящего добро человека, о чем хорошо сказал В. Соловьев: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная форма для добра как безусловного содержания»[3]. Учет мнений всех субъектов политического диалога помогает преодолеть разделение общества на большинство и меньшинство, снимает возможные конфликты.
[1] Фадеев Д. А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Полис. 1992. № 1–2.
[2] Такой точки зрения придерживаются ряд авторов. См. например: Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Ефимов Н. Н., Ковалев В. И. Безопасность России и армия. М., 1995. С. 201–203; Ясюков М. И. Весы Немезиды. М., 1990. С. 191–195.
[3] Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М, 1988. Т. 1. С. 96–97.