Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Политическая стабильность и гражданский мир

  • По­ли­ти­че­ская ста­биль­ность мо­жет при­сут­ст­во­вать как при де­мо­кра­ти­че­ском, так и ав­то­­р­ита­рном ре­жи­ме.

    При демократическом режиме она ба­зи­ру­ет­ся на прин­ци­пах мно­го­сто­рон­­н­его со­труд­ни­че­ст­ва; ува­­ж­ения прав и сво­бод че­ло­ве­ка; от­ка­за от при­ме­не­ния во­ен­ной си­лы в раз­ре­ше­нии воз­ни­каю­щих внут­ри го­су­дар­ст­ва кон­флик­тов; не­ру­ши­мо­сти тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти стра­ны; доб­ро­со­­в­ес­тн­ого вы­пол­не­ния норм ме­ж­ду­на­род­но­го пра­ва, ре­ше­ний ООН и др. При дан­ном ва­ри­ан­те боль­ше ве­ро­ят­но­сти обой­тись без со­ци­аль­ных по­тря­се­ний в об­ще­ст­ве (воо­ру­жен­ных кон­флик­тов, на­цио­наль­ных столк­но­ве­ний, эко­но­ми­­ч­еских кри­зи­сов и др.), создаются бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия­ для раз­ви­тия де­мо­кра­тии и сво­бо­ды, рав­но­прав­ны­х от­но­ше­ний ме­ж­ду субъ­ек­та­ми фе­де­ра­ции, гу­ма­ни­­ст­ич­еских ре­ше­ни­й на­цио­наль­ных и ре­гио­наль­ных про­блем. Ре­­фо­рмы про­во­дят­ся в ин­те­ре­сах на­ро­да при ус­та­нов­ле­нии вер­хо­вен­ст­ва пра­ва, сво­бо­ды лич­но­сти, со­блю­де­ни­ем ее прав, и под­кре­п­ля­­е­тся эко­но­ми­че­ским раз­ви­­т­ием об­ще­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щим его гра­ж­да­нам вы­со­кий уро­вень ка­че­ст­ва жиз­ни, эф­фек­тив­ную сис­­т­ему со­ци­аль­ных га­ран­тий.

    Де­мо­кра­ти­че­ский ва­ри­ант дол­жен со­дер­жать ак­тив­ную под­держ­ку внут­ри­по­ли­­т­ич­еск­ого и внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кур­сов; ус­пеш­ное раз­ре­ше­ние ру­ко­во­дством стра­ны воз­ни­каю­щих по­ли­­т­ич­еских про­ти­во­ре­чий в об­ще­ст­ве на ран­ней ста­дии их воз­ник­но­ве­ния; пре­об­ла­да­ние в мас­со­вом соз­на­нии идеи, что ис­пол­ни­тель­ная власть вы­ра­жа­ет ин­те­ре­сы на­род­ных масс.

    При ав­то­ри­тар­ном ре­жи­ме ста­биль­ность по­ли­ти­че­ской сис­те­мы дос­ти­­г­ае­тся на­ру­ше­ни­ем су­ве­рен­ных прав на­ро­дов, на­цио­наль­но­го до­­ст­ои­нс­тва, вве­де­ни­ем по­ли­ти­че­ской цен­зу­ры, по­дав­ле­ни­ем прав и сво­бод лич­но­сти.

    Низ­кий уро­вень по­ли­ти­че­ской ста­биль­но­сти мо­жет ха­рак­те­ри­зо­вать­ся рез­кой кри­ти­кой внут­рен­не­го и внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го кур­сов го­су­дар­ст­вен­ных ор­­г­анов; ак­тив­но­­стью по­ли­ти­че­ской оп­по­зи­ции, ко­то­рой уда­ет­ся убе­дить на­род­ные мас­сы в бес­пер­спек­тив­но­сти про­во­ди­мо­го со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ско­го кур­са; рос­том не­до­ве­рия  на­се­ле­ния  к раз­лич­­ным вет­вям вла­сти.

    Од­ним из глав­ных  внут­рен­них фак­то­ров яв­ля­ет­ся гра­ж­дан­ский мир. В на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре он не­ред­ко трак­ту­ет­ся как от­сут­ст­вие в об­ще­ст­ве ост­рых по­ли­ти­че­ских кон­флик­тов, в пер­вую оче­редь та­ких, как гра­ж­дан­ская вой­на, воо­ру­жен­­ное про­ти­во­бор­ст­во. Та­кое по­ни­ма­ние вер­но от­ра­жа­­ет сущ­ность гра­ж­дан­ско­го ми­ра, но яв­ля­ет­ся не­дос­та­точ­ным[1].

    Гра­ж­дан­ский мир под­ра­зу­ме­ва­ет гос­под­ство в об­ще­ст­ве та­ких от­но­ше­ний ме­ж­ду вла­стью и на­ро­дом, со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми и слоя­ми, по­ли­ти­че­ски­ми пар­тия­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми объ­е­ди­не­ния­ми, а так­же ин­ди­ви­да­ми, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют раз­ре­ше­ние воз­ни­каю­щих про­ти­во­ре­чий и их ре­гу­ли­­р­ов­ание без при­ме­не­ния средств во­ен­но­го на­си­лия и эф­фек­тив­но слу­жат ре­ше­нию со­зи­да­тель­ных за­дач об­ще­ст­ва, его  ста­би­ли­за­ции[2].

    Гра­ж­дан­ский мир об­ла­да­ет ря­дом ат­ри­бу­тив­ных свойств, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют по­ли­ти­че­скую ста­­бил­ьность об­ще­ст­ва. Во-пер­вых, по сво­ему ге­не­зи­су та­кой мир соз­да­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но не­на­силь­ст­­ве­нн­ыми сред­ст­ва­ми. К ним от­но­сят­ся: обес­пе­че­ние сво­бо­ды и де­мо­кра­тии, со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти, ра­вен­ст­ва всех пе­ред за­ко­ном, про­ве­де­ние гу­ман­ной по на­прав­лен­но­сти по­ли­ти­ки, при­зна­ние прав и сво­бод че­ло­ве­ка при­ори­тет­ной цен­но­стью го­су­дар­ст­ва. Во-вто­рых, по спо­со­бу су­ще­ст­во­ва­ния гра­ж­дан­ский мир — это не про­стое от­сут­ст­вие де­ст­рук­тив­ной борь­бы ме­ж­ду гра­ж­да­на­ми в об­ще­ст­ве, а та­кой ук­лад жиз­ни, ко­то­рый одоб­ря­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет­ся боль­шин­ст­вом на­се­ле­ния. В-треть­их, по ха­рак­те­ру реа­ли­за­ции он про­яв­ля­­е­тся в та­ком об­ще­ст­ве, где гра­ж­да­не име­ют воз­мож­ность оп­ре­де­лять про­грам­мы об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­­тия, вы­би­рать от­вет­ст­вен­ное и под­от­чет­ное им ру­ко­во­дство, до­би­вать­ся от­стра­не­ния от вла­сти за­кон­­ным пу­тем не­со­стоя­тель­ных го­су­дар­ст­вен­ных дея­те­­лей, по­пи­раю­щих пра­во. В-чет­вер­тых, по це­ле­во­му пред­на­зна­че­нию гра­ж­дан­ский мир слу­жит не по­дав­ле­нию ина­ко­мыс­ля­щих, а ут­вер­жде­нию взаимоот­но­ше­ний, ко­то­рые раз­ви­ва­ли бы тер­пи­мость и парт­нер­ст­во не­­з­ав­ис­имо от со­ци­аль­но­го ста­ту­са и по­ли­ти­че­ских убе­ж­де­ний.

    Та­ким об­ра­зом, не­об­хо­ди­мо обес­пе­че­ние на де­ле спра­вед­ли­­вой и че­ст­ной со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, дос­та­точ­но­го жиз­нен­но­го уров­ня гра­ж­дан, га­ран­ти­ро­­ва­нн­ого со­блю­де­ния их прав и сво­бод; ис­поль­зо­ва­ние мир­ных средств для ре­ше­ния слож­ных по­ли­ти­че­ских во­про­сов (фо­ру­мов, со­гла­ше­ний, сою­зов, пар­тий и дви­же­ний гра­ж­дан и т. д.). Ве­ду­щая роль в ми­ро­твор­че­ской дея­тель­но­сти долж­на при­над­ле­жать го­су­дар­ст­ву, ру­ко­во­дствую­ще­му­ся пра­во­вы­ми и нрав­ст­вен­ны­ми нор­ма­ми. Ак­ту­аль­ное прак­ти­че­ское зна­­ч­ение в этом пла­не при­об­ре­та­ют кон­сти­ту­ция и за­ко­­ны го­су­дар­ст­ва, ис­то­ри­че­ски сло­жив­шие­ся социально-нравственные цен­но­сти. Важ­ным спо­со­бом под­дер­жа­ния гра­ж­­да­нск­ого ми­ра вы­сту­па­ет ав­то­ри­тет го­су­дар­ст­вен­­ных и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ских ли­де­ров, дея­те­лей нау­ки и куль­ту­ры, пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва. Дан­ное об­стоя­тель­ст­во предъ­яв­ля­ет оп­ре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния к де­ло­вым и нрав­ст­вен­ным ка­че­ст­вам ли­де­ров. Они долж­ны об­ла­дать вы­со­­ким уров­нем по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры, уме­ни­ем ид­ти на ком­про­мис­сы ра­ди пре­дот­вра­ще­ния по­ли­ти­че­ских по­тря­се­ний, свое­вре­мен­но пред­ви­деть воз­мож­ные про­яв­ле­ния со­ци­аль­но­го не­до­воль­ст­ва.

    На­ру­ши­те­ля­ми гра­ж­дан­ско­го ми­ра в об­ще­ст­ве мо­гут стать вла­ст­вую­щая эли­та, ма­фи­оз­ные струк­ту­ры, пре­сле­дую­щие ис­клю­чи­тель­но уз­ко­груп­по­вые ин­те­ре­сы ма­те­ри­аль­ной на­жи­вы, экс­­тр­ем­ис­тские по­ли­ти­че­ские пар­тии и об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции, аг­рес­сив­но на­стро­ен­ные груп­пы на­се­­л­ения.

    Сле­дую­щим важ­ней­шим де­тер­ми­ни­рую­щим по­ли­­т­ич­ескую ста­биль­ность фак­то­ром сле­ду­ет на­звать гра­ж­дан­ское со­гла­сие, под ко­то­рым по­ни­ма­ет­ся, во-пер­вых, объ­е­ди­нен­ная об­щи­ми це­ля­ми соз­на­тель­ная дея­тель­ность субъ­ек­тов во имя ре­ше­ния кар­ди­наль­­ных за­дач об­ще­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Во-вто­рых, со­вме­ст­но со­гла­со­ван­ная по­ли­ти­ка, ве­ду­щая к вы­ра­бот­ке прин­ци­пов и норм ци­ви­ли­зо­ван­но­го де­мо­кра­ти­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия раз­лич­ных по­ли­ти­че­ских сил друг с дру­гом без при­­м­ен­ения на­си­лия. В-треть­их, со­блю­де­ние в по­ли­ти­че­ской сфе­ре жиз­ни об­ще­ст­ва про­стых об­ще­че­ло­ве­че­ских пра­вил и норм, спо­соб­ст­вую­щих ус­та­нов­ле­нию гу­ман­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми не­за­ви­си­мо от их по­ли­ти­­ч­еской при­над­леж­но­сти. Эта спо­соб­ность бли­же все­го к нрав­ст­вен­ной сущ­но­сти тво­ря­ще­го доб­ро че­ло­ве­ка, о чем хо­ро­шо ска­зал В. Со­ловь­ев: «Че­ло­век в прин­­ц­ипе или по на­зна­че­нию сво­ему есть без­ус­лов­ная фор­ма для до­б­ра как без­ус­лов­но­го со­дер­жа­ния»[3]. Учет мне­ний всех субъ­ек­тов по­ли­ти­че­ско­го диа­ло­га по­мо­га­ет пре­одо­леть раз­де­ле­ние об­ще­ст­ва на боль­­ши­нс­тво и мень­шин­ст­во, сни­ма­ет воз­мож­ные кон­флик­ты.

     



    [1] Фадеев Д. А. От авторитаризма к демократии: закономерности переходного периода // Полис. 1992. № 1–2.

    [2] Такой точки зрения придерживаются ряд авторов. См. например: Серебрянников В. В., Дерюгин Ю. И., Ефимов Н. Н., Ковалев В. И. Безопасность России и армия. М., 1995. С. 201–203; Ясюков М. И. Весы Немезиды. М., 1990. С. 191–195.

     

    [3] Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М, 1988. Т. 1. С. 96–97.

1