По теме жизненных установок перволюдей – раз уж мы в последний год открыли в себе животное начало. Природный первочеловек – это падальщик-убийца, причём убийца неконтролируемый. Настоящий «вирус». Мы же произошли от обезьяны-шизофреника, мутанта, где неконтролируемая агрессия была сглажена.
Самоорганизация и самосохранение проточеловеческих коллективов нижнего палеолита были обеспечены невротическим страхом мертвецов. Некрофобия стала необходимым и достаточным противовесом необычайной способности внутривидовых убийств, обретенной гоминидами с помощью искусственного оружия. Правда, относительное внутригрупповое миролюбие было оплачено ужесточением межгрупповой агрессии.
Но дикие общества могут легко возвратиться в состояние перволюдей с неконтролируемой агрессией. У цивилизационного исследователя Акопа Назаретяна есть такой пример:
«В 1970-х годах, по окончании вьетнамо-американской войны, было обнаружено исчезновение крупного первобытного племени горных кхмеров, веками проживавшего на территории Вьетнама. Взаимные обвинения недавних противников в геноциде завершились образованием международной научной экспедиции, которая установила, что прямой ответственности за гибель туземцев ни одна из сторон не несёт, а события, приведшие к трагическому исходу, развивались следующим образом. В руки палеолитических охотников попали американские карабины. Освоив огнестрельное оружие и оценив его преимущества перед луками и стрелами, они за несколько лет истребили фауну, перестреляли друг друга, а немногие оставшиеся в живых спустились с гор и деградировали в чуждой социальной среде».
Восстановить ход событий удалось сравнительно легко, поскольку учёным хорошо знаком этот сценарий, а этнографическая литература изобилует схожими по сути эпизодами, имевшими место в Азии, в Австралии, в Америке и особенно в Африке. Современное оружие в сочетании с первобытным мышлением грозит племенам самоубийственными последствиями, и если внешняя цивилизация своевременно не вмешается, процесс доходит до логического финала. В общеисторическом контексте такие эпизоды выглядят своего рода артефактами: перепрыгнув сразу через множество технологических фаз, общество проваливается в глубокую пропасть между технологией и психологией.
Внутри стаи перволюди были миролюбивыми, но вовне – оставались безжалостными убийцами. На этом сыграли сначала протогосударства, а потом религии. Назаретян пишет:
«Первобытным сознанием незнакомый человек воспринимается как «нелюдь» и враг, подлежащий уничтожению; в глазах палеолитического охотника умерщвление чужака часто является убийством в меньшей степени, чем добыча зверя. Хотя неолитическая революция коренным образом изменила отношение к незнакомым людям, тысячелетиями идеологи изобретали всё новые ухищрения, чтобы так или иначе реанимировать образ «чужаков», на которых не распространяются моральные и правовые нормы отношений между людьми.
Особенно эффективным инструментом для этого всегда служили религии. Как указывает французский военный историк Ф.Контамин, «никогда Церковь наставляющая не осуждала все виды войн». С приходом христиан к власти в Риме Августин, опираясь на учение Христа – «Не мир пришёл Я принести, но меч», – разработал концепцию «священных войн», после чего пацифисты из века в век объявлялись еретиками, а уничтожение неверных в любой войне или резне, освященной Церковью, стало богоугодным деянием».
Решение проблемы – увидеть в «чужом» «своего».
Так мы подходим к исторически самому новому приёму снятия конфликтности – поиску общего дела. В политической истории он по-настоящему обозначился только в XX веке, а суть его наглядно представляет классический эксперимент американских психологов.
Две группы мальчиков 12-13 лет были приглашены провести несколько недель в лесу в отдельных лагерях. О существовании другой группы ни те, ни другие сначала не знали. В каждой группе сформировалось сильное чувство товарищества. Одни назвали свою группу «Орлы», другие – «Гремучие змеи». На прогулку они шли военным строем, с флагом и т.д. На одной из прогулок им, как бы невзначай, устроили встречу. Затем были другие контакты в виде игр и состязаний.
Как и следовало ожидать, у мальчиков возникло чувство соперничества, а затем и вражды по отношению к «чужим». Попытки рассеять взаимную неприязнь были безуспешны. Контакты между отдельными ребятами не дали эффекта. Попытки лидеров разрядить обстановку лишь вызвали со стороны остальных обвинения в измене. Игры (бейсбол, волейбол) ещё больше разожгли вражду.
Помогло только одно средство. Преднамеренно был повреждён водопровод, и оба лагеря остались без воды. Починить водопровод можно было только сообща, так что обе группы должны были работать рядом и помогать друг другу. Вскоре отношения заметно улучшились. Далее ребятам предложили посмотреть интересующий всех фильм, собрав деньги вскладчину (так выходило вдвое дешевле для каждого). Не без вмешательства организаторов эксперимента, отказал грузовик, снабжавший оба лагеря. Чтобы запустить его, надо было дать ему разогнаться, а для этого – толкать вверх по дороге до вершины подъёма. Опять пришлось объединить усилия. В конце концов, вражда уступила место солидарности. Когда пришло время возвращаться в город, ребята решили ехать в одном автобусе.
В 1986 году президент США Р. Рейган повторил ту же мысль, говоря об американцах и русских – что появление враждебных землянам инопланетян могло бы привести к сотрудничеству две нации...
Комментарии