Самое свежее

Александр Росляков. Бей ученых, спасут мигранты! Константин Калачев. Жизнь под богоизбранным Адская задача Ева Меркачева. Безумный рекорд: обвиняемый по экономической статье сидит в СИЗО пять лет Эль Мюрид. Победа в СВО одержана – но кем? Александр Росляков. Страна воров, страна попов – с чего заквас ее таков?

Ева Меркачева. Суд над Фургалом и причуды правосудия

  • Один из самых ярких и непредсказуемых судебных процессов последнего времени – суд над бывшим губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом – близится к своему завершению. Предполагается, что уже в январе 2023 года (ближе к концу) будет вынесен вердикт присяжных. Пока же судебные заседания идут в штатном режиме, но с разными удивительными особенностями. На последних заседаниях судья занимался изучением так называемого секретного блокнота чиновника.

    Эту записную книжку обвиняемый вел 20 лет назад.

    – Суд назвал нынешний этап «стадией дополнений», – говорит адвокат Михаил Карапетян. – Нам такая стадия неведома, в УПК она не прописана.  Что происходит фактически – прокуратура представляет новые доказательства, среди которых процессуальные документы (например, постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела). Присяжным по закону процессуальные бумаги показывать не должны, но суд назвал их вещественными доказательствами.

    В деле появилось новое «убойное» доказательство – небольшой темно-синий блокнотом Сергея Фургала. Обнаружили его во время обыска в его жилище в Хабаровске. Про эту записную книжку все и думать забыли, поскольку считали, что ничего интересного там нет. Но вот она неожиданно всплыла.

    Присяжные ознакомились со всем содержимым этого блокнота. Никакой имеющей отношения к делу информации в нем найти так и не удалось. Не обнаружили там и фамилий убитых (напомним, что Фургала обвиняют в заказных убийствах партнёров по бизнесу) с какими-ни юудь надписями, которые бы подтверждали  неприязнь или намерение расправиться с неугодными.

    В блокноте – записи с расходами, связанными с давней коммерческой деятельностью Фургала, и разные рабочие пометки.  

    Сам Фургал не смог вспомнить, когда велись эти записи – слишком много времени с тем пор прошло. На суде он шутил, что, видимо, этот синий блокнот и есть оставленное напоследок неопровержимое доказательство его вины, раз других так и не было представлено.

    Бывший губернатор чувствует себя сейчас гораздо лучше. После голодовки (в знак протеста против действий судьи) он сильно похудел, но потихоньку приходит в свой нормальный вес. А сам председательствующий судья проявил чудо гуманности – разрешил подсудимому накануне Нового года звонок семье. Поскольку даже Следственный комитет давал «добро» на такой звонок перед новогодними праздниками

    А вообще на стадии суда человеку в редчайших случаях запрещают звонки и свидания (обычно это излюбленная практика следствия, которое использует ее как метод давления). Но и дело Фургала – редчайшее: в нем столько всякой процессуальной отсебятины, сколько еще не было, кажется, ни в одном другом.

9