Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Ева Меркачева. Дело об изнасиловании зэков швабрами пытаются заморозить

  • Больше года прошло со скандала с пытками в Саратовской тюремной туберкулезной больнице №1, которая стала символом расчеловечивания. Напомним, что в Сеть попали жуткие фото, на которых осужденных избивали и насиловали швабрами. 

    Один из тех, кто был официально признан потерпевшим – бизнесмен и бывший помощник депутата Госдумы Александр Мухортов. За минувший год его так и не опросили, потому что «не смогли выяснить его местонахождение». Мухортов все это время был и сейчас продолжает находиться за решеткой. Как можно потерять жертву пыток в системе ФСИН? – наверняка удивитесь вы и будете правы. 

    А еще суд отказывается менять ему режим (вместо колонии – принудительные работы), поскольку у него есть взыскания. Казалось бы, что тут скажешь. Но фокус в том, что эти взыскания наложены на него в период его пребывания в пыточной ОТБ теми тюремщиками-садистами, которые находятся сейчас под следствием.

    История Мухортова объясняет, почему жертвы пыток не хотят давать показаний и даже просто жаловаться. 

    Напомню, как развивались события. Обозреватель «МК», член СПЧ, в октябре 2021 года нашла в Саратовской ОТБ-1одного из пострадавших от пыток, который согласился рассказать о том, что происходило в больнице.

    Александр Мухортов оказался ценнейшим свидетелем по делу о пытках. Дело в том, что, находясь в ОТБ-1, он составил (и в итоге смог передать на волю, рискуя жизнью) списки садистов: осужденных-«активистов» и  сотрудников, а также представителей надзирающих инстанций, которые не могли не знать о творившемся.   

    После нашего обращения к руководству ФСИН и СК к Александру приехали сотрудники управления собственной безопасности службы исполнения наказаний и опросили его. В ноябре прошлого года он получил официальный статус потерпевшего по одному из уголовных дел о пытках (всего их было возбуждено несколько, некоторые расследует Центральный аппарат СК, а некоторые – Саратовское управление).

    Но в Саратовской колонии, куда его перевели из ОТБ, Мухотову мстили: накладывали взыскания одно за другим. По нашей просьбе Мухортова перевели из Саратовской области в Краснодарский край, где живут его родственники.  Долгое время о его судьбе нам не было ничего не известно. Но мы были уверены – все показания он дал, с ним все в порядке (а как могло быть иначе с учетом резонанса, который вызвала публикация с его жуткими откровениями?).

    В Краснодарской колонии Мухортов работал и даже занимался творчеством: записывал аудиосказки для детей (это первый подобный проект за решеткой). Но оказалось, что расследование не сдвинулось с мертвой точки.

    – Дело, где он признан потерпевшим, провалялось в следственном отделе, – рассказывает адвокат Андрей Обыденов. –  Он  до настоящего времени не допрошен. Когда я поинтересовался у саратовских следователей, как такое могло произойти, мне ответили, что Мухортов убыл из Саратовской области и найти его не могут. Вот так взяли и «потеряли». Дело в следственном отделе просто провалялось 10 месяцев. Только на днях Мухортова допросили в качестве свидетеля по другому уголовному делу, которое находится в центральном аппарате СК. 

    Полгода назад подошел срок, позволяющий заменить Мухортову колонию на исправительные работы. Но суд отказывается это делать, требуя  постановление о снятии взыскания.

    – Три взыскания в ОТБ на меня наложили тогдашний начальник больницы Павел Гаценко и начальник отдела безопасности этого же учреждения Сергей Мальцев, – рассказывает сам Мухортов (позвонил из колонии по легальной телефонной связи). – Еще три – в Саратовской колонии, куда перевели из ОТБ. Мальцев и Гаценко под следствием, они арестованы. Выходит, их взыскания все еще имеют силу. Саратовская прокуратура не спешит их снимать, несмотря на все мои обращения. Значит, там покрывают садистов?

    Хочется верить, что дело о пытках в Саратовской ОТБ все же окончательно не предано забвению. Но точно есть сомнения в его эффективном расследовании, раз до сих пор не опрошены потерпевшие. Не так давно в Москву доставили двух санитаров Саратовской ОТБ-1 – Сергея Линкевича и Виктора Шеянова. В период пыток они были осужденными, принимали непосредственное участие в издевательствах над больными арестантами. Оба обвиняются по ст. 132 УК РФ «насильственные действия сексуального характера». Одного из санитаров я в качестве члена ОНК навестила в СИЗО №4 «Медведь» совсем недавно. Содержался он ив камере-одиночке, потому что иначе гарантировать его безопасность никто не может (заключенные ведь не любят тех, кто пытал  таких же, как они). Но даже он пожаловался, что никаких следственных действий не проводится и что все дело как бы «заморозилось». 

    Так и живем.

10

Комментарии

6 комментариев
  • Игорь Бочковой
    Игорь Бочковой13 ноября 2022 г.+1
    Как говорил Жванецкий, у нас кто что охраняет, тот то и имеет. Наверное, если ты охраняешь Закон, то можешь иметь его как хочешь и в любой позе. Так ли это - неизвестно, поскольку "велика тайна сия", однако многочисленные факты нарушения закона правоохранителями показывает, что скорее всего это - система. Самоконтролируемая и самоохраняемая система. Может ли СПЧ при президенте РФ существенно повлиять на состояние правоохранительной системы? Нет, поскольку этот Совет - часть системы, и данная статья убедительно это доказывает. Без реального общественного контроля система деградирует и становится "вещью в себе".
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров13 ноября 2022 г.+1
    Слишком много русских людей (истинно русских) полагают, что находятся на правильной стороне швабры и будут на ней всегда. Поэтому бесполезно им что-то объяснять. Они верят, что диктатура и беспредел существуют для врагов (непонятно - чьих), а для них вечно будут незыблемы права человека.
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин13 ноября 2022 г.+1
    Чтобы чиновник начал исполнять свои обязанности, он должен иметь стимул: либо получить взятку, либо хорошего поджопника от вышестоящего начальника. В данном случае, наверняка, не было ни того, ни другого!
    • Иван Neocon
      Иван Neocon13 ноября 2022 г.+1
      Геннадий Ручкин►Не надо изобетать велосипед, все сделано до нас. Достаточно иметь демократию, что на практике означает разделение властей, судьи, прокуроры и начальники полиции должны быть выборными, как в приличных странах. И тогда о таких случаях можно будет забыть. В России феодальный строй, все 3 ветви власти слились в одну. Поэтому холоп бесправен, а общество разделилось на сословия. И это, кто любит жесть, можете посмотреть видео пыток,если ссылку еще не потерли и не забанили. https://vot-tak.tv/wp-content/uploads/2021/10/gulagu-video.mp4
      • Игорь Бочковой
        Игорь Бочковой13 ноября 2022 г.+1
        Все демократические нормы прописаны в нашей Конституции, но чтобы они не были пустой декларацией, а реально работали требуются усилия не одного поколения гражданского общества. Нашего российского общества. А "цивилизованные страны" пусть разбираются со своей собственной демократией, которая лично у меня давно уже вызывает через-чур много вопросов.
      • дмб дмб
        дмб дмб14 ноября 2022 г.
        Ах уважаемый, это все уже проходили в начале 90-х. Тогда начальником ГУВД Москвы стал биолог Мурашов, за экономику отвечал пустобрех из журнала "Коммунист" и газеты "Правда"..., перечислять можно до бесконечности. Это тогда виновность в ДТП определдяласть по количеству участников митинга в защиту виновного. Результат на лицо. Судьи у нас независимы... от совести. И если в 70-е это было исключением, то ныне исключение-честность судьи. И не надо кивать на Запад, фильм "Звездная палата" снят не про Мещанский суд Москвы. И уж поверьте в своетские годы судьи взятки брать остерегались, ибо существовал жесткий контроль и вовсе не только судейского, как ныне, сообщества.