Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Алексей Рощин. Психологические итоги 2023 года

  • Общественные настроения в нашей стране по итогам прошедшего года представляются довольно парадоксальными: уж очень бросается в глаза контраст между объективными результатами и тем, как их воспринимает публика. С объективной точки зрения обычному россиянину радоваться нечему: 2023 стал первым годом, который война заняла целиком, и он не принес России никаких значимых успехов. Кровопролитие продолжалось с огромным ожесточением, причем большую часть года стратегическая инициатива принадлежала противнику. Огромный фронт протяженностью более 1000 км как бы застыл, но конца и края этому противостоянию не видно.

    Отношения России практически со всем миром остаются хуже некуда, никакие старые санкции не сняты, более того, на протяжении 2023 продолжили наваливать все новые и новые. Россия остается изгоем сплошь, в том числе и в спорте, и уже наверняка пропускает Олимпиаду в Париже. Даже самые любимые «народные» виды спорта – футбол, фигурное катание и биатлон – весь год продолжали вариться в собственном соку и будут вариться дальше неопределенное время, на глазах теряя кураж и интерес у публики.

    В экономике дела также плохи: рубль обвалился чуть не вдвое, западные товары ушли, «поворот на Восток» проходит со скрипом, да и не любит народ китайское, тем паче индийское. Плюс в стране явно огромная инфляция, цены растут феерически, при этом затрагивая уже не какие-то «элитные» чай, кофе, икру и виски, а самые что ни на есть «народные» продукты – овощи, куриное мясо и куриные яйца. И – никаких не то что признаков, но даже обещаний того, что ситуация как-то хотя бы стабилизируется.

    И что же мы видим на фоне всего этого? В народных настроениях (усердно подогреваемых пропагандой, но она не главное) наблюдаются явный подъем, бодрость, а местами – почти эйфория. «Полет нормальный», «мы сдюжили», «ну наконец-то всё слава богу» и т.д. Разительный контраст с концом даже предыдущего 2022 года, когда как раз очень проявлялись нервозность, страх перед будущим, а на погранпунктах стояли очереди из желающих «релоцироваться». Сейчас же в страну потёк пока жидковатый, но ощутимый ручеек «обратных релокантов» – так, словно и впрямь случился некий перелом и всё страшное позади.

    Чем же объяснить сей странный вывих общественного сознания? Почему при том, что ситуация по большинству параметров еще хуже, чем в 2022-м, российское общество по большей части корчится в пароксизмах безудержного оптимизма? Ясно, что причина скорее психологическая. Но какая? Ответ, как мне представляется, следует искать в глубинных слоях русского коллективного бессознательного.

     

    И ответом, если выразить его коротко, является отражение украинского «контрнаступа». Именно этот «контрнаступ» должен был, как ожидал весь мир, стать неким символом 2023 года (хотя бы для Европы и постсоветского пространства), символом некоего «решающего перелома», который должен был ознаменовать победу Украины над захватчиками, выходом к границам 1991 года и т.д. и т.п.

    Никаким символом, как мы знаем, «контрнаступ» не стал – но тем не менее он сделал одну важную вещь (едва ли ожидавшуюся стратегами генштаба ВСУ): он неким почти волшебным образом «уврачевал» раны русского (по большей части) общественного сознания, позволил ему переопределить происходящее в понятных, простых и привычных терминах.

    Ведь что на русском является антонимом «контрнаступу»? Естественно – оборона. Украина грозно пообещала раздавить и смести россиян со своей территории – и тем самым невольно активировала в сознании большинства россиян древние слои исторической памяти на тему «на нас нападают – мы должны защищаться».

    ЗАЩИЩАТЬСЯ! Неважно, насколько это соответствует реальной истории России (как мы знаем, история России – это история почти непрерывной экспансии). Важно, что в сознание большинства россиян с самых ранних лет вбивалось, что Россия всегда защищалась от разных всемогущих врагов, которые, естественно, только и думали, как бы ее захватить, поработить и вообще истребить. В сознании народа от школьных знаний, понятно, остаются лишь какие-то невнятные обрывки, большинство едва ли сможет рассказать, чем Петр Первый отличается от Ивана Третьего (многие даже не скажут, кто это вообще такие) – но одно, как правило, вбито твердо: «на нас всегда нападали – мы всегда героически защищались». «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей клочка не отдадим». Оборона – вот что вбито в сознание русского человека как органичное, хорошее и достойное занятие, «дело чести, доблести и геройства». Оборона – но никак не нападение, не «наступ».

    Оттого и советская непрерывная «борьба за мир» очень хорошо отвечала народному сознанию – потому что была органична. Логика захватов, покорения – как ни странно, была всегда русским людям чужда: в натуре русских избегать открытых конфликтов. Именно поэтому мы и оказались на самой окраине Ойкумены, на огромных, но весьма мало приспособленных для жизни территориях с ужасным климатом.

    И наоборот: пиратский пафос открытой агрессии и захватов на нашей территории уживается плохо, поэтому я уверен, что весь 2022-й год был на самом деле травмой для российского восприятия.

     

    Да, «над этим уже работают»: в РФ срочно в 2022 году изготовили новые версии учебников по истории, которые меняли ее не просто «по фактам», но концептуально (это на фоне официально провозглашаемого «неприятия к фальсификации истории»). Там уже прямо провозглашают идеи, что «любые империи стремятся к экспансии и покорению окружающих народов» и что сама Россия именно этим всегда и занималась, и (в отличие от советской «лицемерной» концепции) это и хорошо. Но вот так, по щелчку, народное мировоззрение не изменишь. На это должны будут уйти не годы, а десятилетия.

    И то не факт, что получится. Ведь в основе этого «русского самопонимания» – представление о себе как о жертве. Знаменитое РЛО («русских людей обижают!») – именно об этом. Если прислушаться к разговорам «простых людей» (а на самом деле – почти любых) в нашей богоспасаемой стране, они почти всегда о том, как «нас обижают». Это очень глубокий архетип, и его, как говорится, пальцем не выковырять. Рецепт для любых политиков в России: говори, как народ все обижают, злобно гнетут и обманывают – тебе будут обеспечены аплодисменты, поддержка и народная любовь; скажи, что народ сам обладает силой и сам может за что-то отвечать – тебе обеспечены проклятия и народная ненависть.

    Поэтому переход к тотальной обороне в 2023 году, как ни странно, с народной точки зрения «вернул всё на место»: злобные превосходящие силы 50 стран НАТО зверски и вероломно обрушились на наши хлипкие рубежи, но мы сплотились и, проявив свою знаменитую русскую смекалку (не путать с умом), говорим в ответ врагам «врешь, не возьмешь!». «На том стояла и стоять будет Русская Земля». Отсюда, возможно, и с удовлетворением отмечаемый росвластями «достаточный» приток добровольцев в армию весь прошлый год – ситуация стала, может быть, более опасной, но более простой и понятной. «Мы защищаемся!»

    Оттого и значительная терпимость к нарастающим трудностям с продуктами и вообще с экономикой. «Ну, мы же защищаемся, на нас нападают» – и это, как ни странно, будит старые слои психики. «Когда на нас нападают, это всегда так – это нормально».

    Словом, если сказать совсем коротко: в 2023 году ситуация для народа как бы вернулась к норме (после шока 2022 года). Тяжелой, неудобной – но норме: «на нас напали». Отсюда и облегчение, местами переходящее в эйфорию.

    И в заключение – прогноз. Сколько такое может продлиться? По идее – не слишком долго. В каком-то смысле эйфория 2023 – это реакция на шок 2022. Однако 2024 обещает быть ремейком 2022 – российские военные наверняка постараются «развить успех», как они его понимают (то, что не развалились под ударом «контрнаступа» – это понимается как огромный успех). И тогда соответственно общественное сознание простых русских людей снова начнет испытывать нарастающий дискомфорт.

    В любом случае, эйфория и оптимизм – крайне неустойчивые состояния.

8

Комментарии

4 комментария
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский10 января-3+4
    И что же мы видим на фоне всего этого? В народных настроениях (усердно подогреваемых пропагандой, но она не главное) наблюдаются явный подъем, бодрость, а местами – почти эйфория/ охеренная эйфория, особенно в Подмосковье, Свердловской области и далее по списку, в регионах где властная мразота, мягко говоря, посчитала лишним отопление в зимний период, ничего страшного, у костров погреются, вот это мля эйфория, это не эйфория, автор, это рабская покорность, даже в царской России за меньшее из нынешних зол, возникали крестьянские бунты и восстания, а ныне тихо, мы вернулись даже не в средневековье, а в рабовладельческий строй, где так приятен запах хозяйской конюшни
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов10 января-4+1
    Какая там эйфория? Стоять всю ночь в очереди за буханкой хлеба - это одно. А отдать лишнюю десятку за яйца - это совсем другое!
  • Зря спешил
    Зря спешил11 января-1+3
    Интересно, где был автор в течение года, в каком футляре? Где он увидел оптимизм и эйфорию? В тик-токе разве, там веселые видосики.
    • Любовь Минакова
      Любовь Минакова11 января+1
      Автор правильно провёл аналихз прошедшего года и подвёл итоги! И за это ему Плюс!!! А теперь надо оставшимся деятелям интернета поработать своей головой, без участия "ударной и брехливой агитации"! При желании желающие смогут найти, понять и осознав её суть-сказать громко для всех недоумков!!!