Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Алексей Рощин. Катастрофа Суперджета: все как всегда – виноват пилот!

  • По катастрофе Суперджета в Шереметьево в 2019 году вынесли на днях приговор: командиру воздушного судна Денису Евдокимову 6 лет колонии-поселения. Скандальнейшая история закончилась так же скандально.

    Прежде всего обращает на себя внимание, конечно, сам по себе срок "судебного разбирательства". Катастрофа в Шереметьево случилась в мае 2019, приговор вынесен аж в июне 2023-го. Четыре года! Народ в России ничему давно не удивляется, но я все ж смотрю на эти цифры в полном изумлении. Что ж это за процесс, на который уходит 4 года? Чем они занимались столько времени? Великая Отечественная война столько длилась, наши деды за такой срок от Москвы до Берлина дошли!

    Длительность этого "процесса века" – показатель полной импотенции нашей судебной системы. И главное – добро бы в итоге были добыты какие-то уникальные факты и свидетельства, был бы какой-то уникальный и всесторонний приговор... Но нет – финальный приговор стандартен до ломоты в зубах. В мае 2019, через несколько дней после этого происшествия, я писал:

    "Обычно, как у нас принято, любая катастрофа, если это не теракт, сразу списывается на "ошибки пилотирования" – да и дело с концом. Выгода двойная: и удается отвлечь внимание от технического состояния самолетов, и семьям погибших пилотов можно страховки не выплачивать – как же, ведь это по их вине произошла катастрофа! А тут – неувязка: с одной стороны – все плохо, есть человеческие жертвы, самолет сгорел начисто. А с другой – экипаж-то жив! Соответственно, гнать на них в буквальном смысле "как на мертвых" не получится – они будут защищаться..."

    То есть с самого начала было понятно, что всё постараются повесить на пилотов – как у нас делали всегда при разборе любых аварий и катастроф. "Виноваты пилоты" – и всё шито-крыто. Ну и здесь через 4 года все равно присудили то же самое!

    И даже после 4-х лет всё шито белыми нитками. Вспомним, какая была изначальная картина, которую сообщали "по горячим следам": самолет "Сухой-Суперджет" поднялся из аэропорта Шереметьево, а потом что-то внезапно случилось, первоначально говорили, что в него ударила молния, в результате чего на нем полностью отключилось электрооборудование, в частности автопилот. Экипаж попытался реанимировать управление, ничего не получилось, и тогда командир принял решение садиться – что на самолете с неработающим электрообуродованием дело всяко рискованное, но другого выхода не было. Евдокимов все-таки сумел посадить почти неуправляемый самолет с избыточным весом (из-за невыработанного топлива). И всё было бы классно, если б при посадке стойки шасси не сломались, причем так неудачно, что не просто разрушились, но и пробили топливный бак. На борту начался пожар, эвакуировать всех не удалось, погиб 41 пассажир (больше половины от находившихся на борту).

     

    Вот такая была первоначальная версия. За первоначальными, "с пылу с жару" версиями всегда нужно особенно внимательно следить, я это давно понял – например в случае заказных убийств. В первый час или первый день журналисты-стрингеры бесхитростно пишут: "Убит известный бизнесмен Сидоров; считается, что он находился в неприязненных отношениях с банкиром Петровым". Потом информацию начинают всячески затирать, забалтывать, плести всякую ахинею и вообще всячески наводить тень на плетень – делая всё, чтобы фамилия "банкира Петрова" больше вообще нигде не всплывала, люди увлеченно перебирают самые фантастические предположения: "убили рептилоиды, карибская мафия, цыгане при помощи вуду, вудуисты при помощи цыган, это был несчастный случай и т.д." Всё это только для того, чтобы Самый Очевидный Мотив и подозреваемый в деле не фигурировали.

    Так, думается, и с катастрофами. Суперджет – самолет новый (был на 4 года новее, чем сегодня), свой первый показательный полет с прессой и авиаспециалистами на борту, ведомый "лучшими и самыми заслуженными пилотами РФ", закончил еще более впечатляющей катастрофой: врезался в гору, погибли все, списали, естественно, на дураков-пилотов...

    По первоначальной версии катастрофы в Шереметьево вообще выходило, что на "сыром" самолете вообще-то случился какой-то крупный сбой, и летчик, сумевший его хоть как-то посадить, на самом-то дело проявил недюжинное мастерство и совершил подвиг, все-таки спас от почти неминуемой гибели хотя бы половину пассажиров. Ему, по идее, надо было орден давать...

    Но нынешним приговором нас фактически заставляют поверить, что экипаж самолета состоял из сумасшедших. Они мол испугались неведомо чего и решили возвращаться в аэропорт назначения, едва взлетев. Дураки, что ли? Летели б себе дальше, все ж было нормально!

    Одно непонятно: если судья фактически назначила Евдокимова сумасшедшим – почему приговор уголовный? Отправил бы всех в дурку, нет? И заодно б – судебная нота в "Аэрофлот": не принимайте больше сумасшедших на работу, в компании должна быть усилена психиатрическая экспертиза – а то вон вы напринимали психов, а они у вас абсолютно исправные лучшие в мире Суперджеты аварийно сажают!

    Есть, однако, более адекватная альтернативная версия: весь "процесс" на самом деле был посвящен "отмазке" – во-первых, "национальной гордости великороссов" под названием "отечественный самолет нового поколения Суперджет", а во-вторых – великой и должной оставаться непогрешимой компании Аэрофлот, которая, понятно, тоже национальная гордость великороссов. А Евдокимов на фоне таких "государственных интересов" – это никто. Про него (по радио зачитывали), так прям и написали в приговоре – "не умеет пользоваться джойстиком". Подумаешь, людей спас! Пусть теперь с клеймом безумного дебила и преступника посидит в тюрьме 6 лет - он же любит спасать? Вот тем самым еще Людей спасет – уважаемых! Из Аэрофлота и компании "Сухой".

     

    Тяжелее всего осознавать, что всем в РФ как всегда наплевать: "начальству виднее". Хотя тут, казалось бы – хрен с ней, с эмпатией, но хотя бы инстинкт самосохранения должен же как-то работать? Простой вопрос - так что ж все-таки случилось с Суперджетом в воздухе? Было что-то или нет? Никто ж не застрахован от того, что когда-то придется и ему этим Суперджетом пользоваться...

13

Комментарии

15 комментариев
  • Антон Невзоров
    Антон Невзоров22 июня 2023 г.-3
    В большинстве случаев во всех авиакатастрофах виноват именно человеческий фактор. Это было и в советские времена. Хотя, тогда, у нас разбирались все случаи, баклан ли в двигатель залетел, или стая голубей-ворон-уток, или куски люда. Техника должна была работать! Однако, ей управляют люди, а людям свойственно ошибаться. В наше время многие военные летуны переучились на гражданских, однако, позволяют себе и лихачество, и незнание...
    • Стратонавт 2
      Стратонавт 223 июня 2023 г.+2
      Не заговаривайся, ты не спец по Авиационной безопасности, как впрочем и я, хотя прыгал у вас в Куйбышеве на Кряжу в конце 80-х на срочке...Не может физически сейчас производить расея что либо летабельное, окромя калибров... Да и не только физически... задача уничтожить как можно больше... кого и чего не важно.... пли, сука, плять....
      • Антон Невзоров
        Антон Невзоров23 июня 2023 г.-1
        Вот в чем я спец, так это аэрокос и стройка))) У нас в вузе каждое АП расследовалось. Далее по спецухе (конструктор ДЛА) не работал, однако постоянно слежу за всеми крупными АП. На форумавиа постоянно)) А там своя САБ или МАК. Конечно, я не Окань, но кое-что понимаю)
      • Антон Невзоров
        Антон Невзоров23 июня 2023 г.-1
        Россия производит...Хотя бы те же вертолеты. Недавно в Ка-52 попали в хвост, так он без проблем вернулся на базу. Это советская разработка. Но соосная схема до сих пор многим мировым гигантам недоступна) Когда то редуктор рисовал вертолетный) Представляешь, что такое "вал в валу", какие там нагрузки и как тудой надо обеспечить смазку?)) С гражданской авиацией не было бы проблем, если не коррупция.Давно научились делать сложные вещи. Как те же лопатки...У друга станочек есть, тебе не нужны лопатки? На целый спектр советских двигателей?)) А во времена моей учебы Кузнецов за каждый грамм облегченной лопатки давал грамм золота. И это не байка))
      • Антон Невзоров
        Антон Невзоров23 июня 2023 г.
        Кстати, почему украинское наступление идет медленно...Су-34 реально грозное оружие. Поэтому украинцы просят хотя бы F16. Так что говорить, что Россия (пусть даже путинская) не летает - это наивно.
        • Стратонавт 2
          Стратонавт 223 июня 2023 г.
          Парашютоукладчик в вертолётном полку на срочке, 16 часов налёт на Бланике, 6о прыжков...я немного в теме, не инженер, конечно, не срослось, два раза в СВАВУЛ поступал... молод был, глуповат, хотя и сейчас не фонтан))‼️ ОФИЦИАЛЬНО: В РОССИИ НАЧАЛСЯ ГОСПЕРЕВОРОТ Пригожин открыто пошёл на захват власти в Москве. Шойгу убежал из Ростова, неизвестно где Путин. Страна погружается в гражданскую войну.
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин22 июня 2023 г.+2
    Многие стараются Суперджетом не пользоваться. Вся эпопея с его созданием сопровождается скандалами, а после "распила" выделенных на него денег власть утратила к нему всякий интерес. Так что пилоты будут виновны всегда, поскольку так удобнее для начальства.
    • Антон Невзоров
      Антон Невзоров22 июня 2023 г.-2
      Летать на Боингах и Арбузах, которые пару лет не проходили должного обслуживания...Хм, удовольствие сродни русской рулетке)) И с Джетом всё ровно то же самое, потому как состоит он из западных комплектующих. Пилоты реально часто виноваты. Плохое обучение в России...Попадает в стандартную для американского пилота ситуацию - втыкает самолет в землю...Сколько уже таких случаев в России было за последние годы?? Масса. И везде - человеческий фактор. Млин, бухать надо меньше! А больше учиться
    • Иван Игнатов
      Иван Игнатов22 июня 2023 г.+2
      Бюджет этого угрёбища пилили ещё со стадии проектирования... Лучше не рисковать, тем более с комплектующими, как всегда, беда - может этого урода и уберут с линий.
      • Антон Невзоров
        Антон Невзоров23 июня 2023 г.
        Это предубеждение. Самолет в целом неплохой. Я бы отметил, двигатели близко к земле - это не совсем для России. Если бы на демонстрации пилот не воткнулся в гору, было бы с репутацией все норм. Последние пару лет гражданская росавиация хорошо летает, что удивительно)). Военная - на войне, поэтому есть большие потери.
        • Иван Игнатов
          Иван Игнатов23 июня 2023 г.
          Каждый ДЕСЯТЫЙ двигатель российского авиалайнера SSJ-100 НЕИСПРАВЕН. Дальше проблема может только усугубляться. https://www.ixbt.com/news/2023/06/05/kazhdyj-desjatyj-dvigatel-rossijskogo-avialajnera-ssj100-neispraven-dalshe-problema-mozhet-tolko-usugubljatsja.html
          • Антон Невзоров
            Антон Невзоров23 июня 2023 г.
            Да это наброс со стороны программистов)) Люди ничего в двигателях не понимают, как и в авиации. Снекма - нормальный движок. Да там ненормальных еще поискать. Повторюсь, в большинстве случаев АП виноват человеческий фактор. То, что ремонтопригодность западных двигателей снизилась из-за сво, так это и ежу понятно. Но кто неисправный самолет выпустит в рейс?
  • Татьяна Татьяна
    Татьяна Татьяна22 июня 2023 г.+2
    Наши летчики - буквально все камикадзе поневоле..
  • Стратонавт 2
    Стратонавт 223 июня 2023 г.
    Бл, хорошо я не пошёл учиться на синоптика...
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров23 июня 2023 г.
    В принципе, согласен. Человек знал конструкцию этого самолёта. Человек согласился пилотировать этот самолёт. Человек его пилотировал, в итоге. Лично для меня главный виновник именно пилот. А кто же ещё? Разумеется, могут быть непредвиденные обстоятельства и посторонние факторы. Но они требуют подтверждений.