Меня всегда возмущало, что виновниками практически любых авиакатастроф у нас в стране неизменно объявляли пилотов. Погибших, замечу, пилотов.
Это был попросту стандарт: происходит авиакатастрофа, приезжают инспектора и расследователи, через какое-то время выдают заключение: виноваты летчики. Я, честно говоря, даже не помню, чтобы когда-то было иначе, хотя бы для разнообразия. Например – пришли бы к выводу, что самолет был как-то не так подготовлен к полету (то есть виновны аэродромные службы). Или – что виновны технические неисправности, слишком большой износ… Боже упаси! Это ведь тогда упадет жирная тень, чего доброго, на производителей!
Поэтому – только пилоты. «Мертвые сраму не имут». «– Почему разбился самолет? – Да это ж летчики летать не умеют!» И всё, концы в воду.
То есть обвиняли всегда самых беззащитных. Уже мертвых, которые точно не смогут себя защитить. Какое дело до того, что они погибли лютой смертью, а на них и после смерти будет висеть несмываемое клеймо? Зато отчетность – комар носу не подточит! Виновные найдены, но делать ничего не надо, потому что они уже и так в могиле.
Цинизм был какой-то потрясающий. Я не то что считаю летчиков безгрешными агнцами – наверняка аварии по вине пилотов были и будут. Но ведь не все же, черт возьми, не 100% везде и всегда! Ведь такого попросту не может быть, чисто по теории вероятностей! Все-таки тут дело не в летчиках – дело в стране. Стране во власти обнаглевшей бюрократии, которую правда вообще не интересует – ей важно, чтобы быстро, с минимумом напряжения и с отчетность в порядке.
И это – общее правило, что подтверждает дело из совсем другой области: Макеевка. Вроде бы не гражданские, а военные, не воздух, а земля – а принцип тот же. Минобороны денек подумало – да и обвинило в гибели мобилизованных самих же мобилизованных. Вали на мертвых! Они не возразят. Мобилизованные, как теперь официально приказано верить, погибли, потому что слишком много звонили по телефонам.
Сами виноваты. Концы в воду. Всё как всегда.
Комментарии