У меня большие претензии к понятию «справедливость», ох большие. Оно много на себя берет. Притворяется истиной в последней инстанции, при этом спроси его: «Ты кто?» – не сможет внятно объясниться. На нем строят башни идеологий, государств и судеб народов, а оно – просто жижа. Неудивительно, что все башни рушатся на таком фундаменте.
Кажется, что справедливость – это так просто. Мама разделила яблоко между Васей и Петей пополам – это справедливо. Вася отнял у Пети его половинку – это несправедливо. Но как только Вася, Петя и яблоко выходят из вакуума простой логической модели, справедливость лопается на тысячи зеркальных кусочков один другого кривее.
Допустим, было у отца три сына. И они делят наследство. И все договариваются, что дележ должен быть справедливым. Ура! В комнате повисает атмосфера любви, добра и алчности. Один сын считает, что справедливо – это поровну. Второй, что справедливо – это ему больше, потому что у него есть дети, продолжатели рода. А третий считает, что ему причитается всё, потому что ему нужна дорогая операция и это справедливо. Итого у нас три «справедливо».
Ни один преступник или диктатор не считал, что он несправедлив. Любое зло всегда имеет свою праведную логику, которая ничуть не меньше других претендует на это звонкое слово «справедливость».
Все дело в том, что справедливость – это на самом деле эмоция. Мы вначале чувствуем, что что-то справедливо, а потом подгоняем к этому более или менее хромую логику. Если вообще удосуживаемся. Перед тем, как начать крушить. Очень относительная это вещь – справедливость. А вот смерть и страдания – это очень даже абсолютно.
В конфликтах бесполезно пытаться разобраться, кто справедливее. Это все равно что мерить, кто больше оскорблен, чьи эмоции ярче. Любое столкновение двух справедливостей – это сразу этический парадокс.
Человеческие жизни и страдания – вот абсолютная, надежная система координат. Если ты поступаешь по справедливости, но это приносит страдания, ты неправ. А если от твоего несправедливого решения страдания уменьшатся – значит, ты прав.
Есть у нас в головах такие светлые всадники, которые хотят как лучше, но сеют только смерть. «Справедливость» – один из них. «Светлое будущее», «Равенство» и «Религия» – такие же. Я думаю, эта компашка отвечает за большую часть насильственных смертей в истории.
И если вы меня спросите, а что, Саша, ты бы хотел жить в мире, где все ужасно несправедливо, но никто не страдает, я тут же отвечу: «Да!»
Комментарии