В 2023 году в российских СМИ появилось сообщение о почти пяти тысячах коммунальных аварий. Это почти в два раза больше, чем в 2021 году… Рост числа аварий связан с тем, что подходят к полному износу сети, которые закладывались ещё в брежневское время. Десять лет назад в России был всплеск износа систем, заложенных при Хрущеве. Основная проблема сетей ЖКХ заключается в том, что за последние 30 лет почти ни в одном городе не проводилось каких-то масштабных инфраструктурных реконструкций сетей. Региональные и муниципальные власти обходились, ввиду скудости бюджетов, лишь точечными ремонтами.
Резкий всплеск коммунальных аварий (уже не на проценты, а в разы) говорит о том, что пределы устойчивости близки к исчерпанию, и в ближайшие несколько лет этот рост будет еще стремительнее. У функции распада отрасли включается уже вторая производная – ускорение.
Россия – северная страна, поэтому распад этой отрасли для нас выглядит гораздо более рискованным и угрожающим, даже чем кризисы на потребительском рынке. В этом смысле ситуация гораздо хуже, чем при развале Союза, так как тогда хотя бы с этим было куда как меньше проблем. Были, и значительные – но точно не такие.
При этом Россия – не только северная, но и городская страна. Поэтому население в еще более значительной мере беззащитно перед надвигающимся коммунальным коллапсом. Это в деревне можно как-то выстроить локальное обеспечение, хотя и в сильно урезанном виде. В городе коллапс любой из систем превращает жизнь миллионов людей в невыносимую, а крах, к примеру, энергоснабжения, может вообще каскадно обрушить и остальную инфраструктуру.
Стоимость восстановления коммунальной инфраструктуры колоссальна, объемы работ и время даже навскидку назвать невозможно. Но руководству страны, конечно, не до этого: мы берем Авдеевку, а это для него куда как важнее.
Коллапс усугубляется и огромными объемами строительства, когда квадратные метры подключаются к и без того изношенной инфраструктуре, доедая её устойчивость. Спасает пока деградация промышленного производства, которая высвобождает значительные объемы свободных ресурсов инфраструктуры. Будь промышленность чуть более живой – скорость распада инфраструктуры была бы гораздо выше.
Как долго продлится это состояние «на грани», трудно сказать. Счет уже идет на ближайшие несколько лет. Мы увидим приближение коллапса по всё более частым авариям и по уровню их разрушительности. Констатировать переход к катастрофе можно будет по примеру Венесуэлы – когда вразнос пойдут ключевые объекты инфраструктуры : электростанции, гидросооружения, мосты, тепло- и водопроводы, распределительные системы. Пока же идет лишь накопление числа локальных аварий, но закон перехода количества в качество скоро напомнит о себе.
Комментарии