Без нескольких дней три года назад было проведено «общенародное голосование» за поправки в Конституцию РФ, которые узаконили обнуление сроков Путина и что-то там еще по мелочи – всего 200 с лишним поправок. По странному стечению обстоятельств поправки в Конституцию голосовались списком, а не каждая в отдельности, само мероприятие не было референдумом, а было неким никому неизвестным и не прописанным «общенародным голосованием». Соответственно на него не распространялся закон о референдуме, формулировка вопроса, вынесенного на голосование, не проверялась, было применено небывало длительное досрочное голосование, агитация и финансирование не были регламентированы, не было дня тишины.
Стоит учесть, что голосование проводилось и в Крыму, который не признан на международном уровне легитимной территорией России. И, конечно, ни у каких контролирующих органов РФ все эти мелкие нестыковки с законодательством вопросов не вызвали, включая и Конституционный суд.
Всё это было сделано ради одного-единственного – придания видимости законности новым срокам Путина. Сама же история была несколько сложнее: за полгода до этого Путин фактически объявил о трансферте власти, в рамках которого не упомянутый в Конституции Госсовет получал конституционные полномочия, делающие его четвертой ветвью власти, сам Путин должен был переместиться туда на роль пожизненного лидера нации, обладающего эксклюзивными правами по отношению к любым иным ветвям власти. Но что-то очень быстро пошло не так, а потом совсем не так – и машину пришлось ремонтировать на ходу, сведя весь трансферт к примитивному продлению полномочий.
Что пошло не так – мы узнаем (возможно) гораздо позже. Либо из мемуаров, либо из протоколов допросов подельников Путина, но пока можно лишь констатировать, что вся эта сляпанная наспех конструкция была явно не тем, что задумывалось, а потому при ее реализации сделали столько ляпов, что по факту Россия сегодня осталась без Конституции, так как новая ее редакция процедурно была принята предельно грязно. Любой суд только по формальным обстоятельствам просто обязан отменить итоги и последствия этого «общенародного голосования», тем более что по самым консервативным оценкам, было сфальсифицировано порядка 20 млн голосов.
К этой ситуации как нельзя лучше подходит известное выражение «не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого», и вряд ли просто обнуление было смыслом всей этой немыслимой затеи. Режим уже в 2019 году пришел к выводу, что находится в тупике, и попытка в начале 2020-го выйти из него через трансферт была как раз попыткой выйти из этого тупика при сохранении самого режима власти. Однако не удалось, и сейчас можно однозначно сказать, что уже и не удастся.
Впрочем даже если бы Путин сумел провести более сложную схему, как она задумывалась и как была озвучена в его январском послании 2020 года, вряд ли для самого режима что-то бы изменилось. По сути он пытался провести трансферт по казахстанскому сценарию через создание института лидера нации, но события 2022 года в Казахстане показали, что эта конструкция не работает. Сам Казахстан пытался повторить Китай с его институтом морального авторитета, который был создан специально под фигуру Дэнсяопина, но Назарбаев на моральный авторитет не тянул, поэтому пришлось подкреплять его юридическими конструкциями. И оказалось, что юридически авторитет невозможно закрепить, он или есть, или его нет.
А Путин – даже не Назарбаев, поэтому можно с высокой долей уверенности предположить, что вариант создания института лидера нации с эксклюзивным постом в Госсовете точно так же ни к чему не мог привести. Почему вся эта темная история зимы-лета 2020 с трансфертом и «голосованием» и закончилась пшиком и примитивным «обнулением». А по сути – режим выбрал вариант ужаса без конца, хотя конец есть, конечно, у всего. Просто многие о нем боятся даже думать.
Комментарии