Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Диагноз:денежная инфекция

  • В Библии рассказывается, что Моисей вышел от Бога с двумя скрижалями откровения, на которых были написаны письмена божьи. В них содержались, впервые в истории правила общежития для вида животных, которые  должны были превратить их в людей. Не затрагивая чувств верующих, напомню эти правила: Не лги; работай не более шести дней в неделю и давай такой же отдых другим ; уважай своего отца и свою мать; не убивай; не будь распутным; не кради; не свидетельствуй ложно против другого человека; не желай ничего, что принадлежит другому человеку.

    Моисей получал инструкции от Бога в течении 40 дней. За это время ожидавший его народ, которого Моисей вывел из Египта, где царило многобожие, захотел иметь видимого бога, которому он мог бы служить. Брат Моисея не выдержал и, собрав украшения, отлил золотого тельца для поклонения. Что было дальше, описано в Библии (32 глава книги «Исход».)

    Но нас интересует не реакция Моисея на поклонение золотому тельцу, а поведение народов в последующей истории. Были периоды в истории, когда люди резали и унижали  друг друга за веру, руководствуясь религиозными, а иногда идеологическими мотивами, если, скажем, нацизм считать идеологией.

    Были и периоды, когда все подчинялось золотому тельцу, который мимикрировал в явление, называемое деньгами. Интересно, что почти все современные денежные теории трактуют это явление почти одинаково. Например, в своей денежной теории Маркс является продолжателем гипотез Адама Смита, которые сейчас опровергаются уже не только представителями других наук о человеке и отношениях между людьми, но и некоторыми экономистами. Если попытаться кратко изложить суть проблемы, то она сводится к следующему.

    Во-первых, положение о том, что товары имеют некоторое свойство, называемое стоимостью, не подтверждается эмпирическими фактами. Никто ее в глаза не видел и не считал. Гипотеза о том, что это непознанное свойство определяется трудом, многократно опровергалось различными расчетами трудовых затрат, которые на представительных данных проводились в СССР. Тем более никто и никогда не мог определить полезность товаров, которые по альтернативным теориям лежат в основе стоимости.

    Во-вторых, исторические данные показывают, что в природе не было рынков, основанных на бартерной торговле, в результате которой якобы появляется особый товар, выполняющий функции денег. На самом деле потребность в абстрактной единице для подсчета множества различных предметов появилась только вместе с государством и его требованием уплаты налогов. В примитивных обществах требование получало материальную форму в виде ракушек, ореховых бирок, зерен, скота и т.п..   

    В-третьих, современные деньги по своей физической природе никак не могут называться особым товаром. Пора увидеть   невещественную форму нынешних т.н. безналичных денег. Ведь реально это просто некая цифра на банковских счетах. Она изменяется при платежах   путем элементарной арифметической операции в виде уменьшения этой цифры на счете покупателя и увеличения на эту же величину счета продавца.

         Эти деньги могут принять и вещественную форму в виде банковского          билета, выпущенного Центральным банком.   Изменение содержания денег во          времени легко увидеть из сопоставления надписей на самых старых   и самых         молодых, по времени их появления,  банкнот. На старейших написано: Bank of       England promise to pay the bearer on demand the sum of... pounds. Хотя сейчас и          непонятно, какие-такие еще фунты заплатит Банк Англии. Банкноты правительства США и ФРС утверждают: this note is legal tender for all debts, public and private.       Иначе говоря: для США со времен реквизиции золота Рузвельтом деньги - просто  узаконенное  платежное средство. Самые современные  банкноты европейских        банков вообще ничего не обещают и  на банкнотах нет ничего, кроме цифры и         слова euro. На российских же банкнотах видим сакральное со  времен  Керенского сообщение о том, что  подделка банкнот преследуется по закону.

         Процесс демонетизации  ⅩⅩ века наглядно показал истинное значение и   функции денег: быть главным средством экономических измерений и средством    платежа.   В экономике демонетизация разоблачила тот несомненный факт, что      денежная единица есть просто способ измерения и соизмерения величин разной     натуральной природы. Эта единица всегда условна и определяется не неудобством бартера, а волей  государства.

     Из этого представления естественно следуют выводы об информационной    природе денег, о том, что эволюция денег заключается просто в развитии денежных форм соответственно эволюции информационных технологий. Это правда, хотя     далеко не вся.

                Есть в этой проблеме другая сторона, на которую в свое время обратил внимание Кейнс: «. И все же деньги представляют не что иное, как время от времени обнародуемое государством законное платежное средство для выполнения денежных обязательств… прогрессивное падение стоимости денег в процессе исторического развития не является случайностью; оно может быть сведено к двум моментам - нужде в деньгах правительств и решающему политическому влиянию класса должников.»

    Почему же эта цифирь принимается повседневно и повсюду как платежное средство в обмен на реальные товары, услуги и имущество?  Ответ на этот вопрос состоит в том, что по своему экономическому и юридическому содержанию современные деньги уже не являются особым товаром, а представляют собой установленные законом стандартные абстрактные права требования на имущество, товары и услуги. В этом смысле они отличаются от ценных бумаг только тем, что последние представляют права требования на конкретное, а не на абстрактное имущество  В новых условиях государство может дать название денежной единице, но   оно не может твердо определить ее реальную покупательную способность, задавая пропорцию между деньгами и товаром- цену товаров. Напротив, в результате         демонетизации, не деньги определяют цены, а цены определяют реальную                покупательную способность денежной единицы. Масштаб цен или средняя              покупательная способность денежной единицы    определяется  ценами  на товары, платные  услуги и имущество.

    Говорят, что  цены   определяются «невидимой» рукой рынка. Но на самом    деле  хорошо видны  многочисленные руки людей  в процессе формирования  цен.   В  литературе часто определяют уровень цен как точку на пересечении кривой        спроса и кривой предложения. Связь между ценой, спросом и предложением есть. Однако стоило бы выяснить, о каком спросе и о каком предложении идет речь.    

          Сценарий определения цены на рынке, в котором участвуют покупатель и продавец, выглядит следующим образом. Производитель или продавец товара        прежде всего должен определить для себя нижний предел цены, соответствующий его затратам и планам дальнейшего развития. В зависимости от этого будет         формироваться и потенциальное предложение товаров.

                          Продавец далее объявляет желательную цену предложения.  Эта цена показывает  объем выявленного предложения. Особенность цены предложения в том, что она открыто объявляется. Открытость информации о ценах предложения позволяет всем участникам рынка ее воспринимать и вырабатывать эффективную, по их мнению, линию поведения. Покупатель  может сравнить необходимые ему  товары по ценам предложения и на этой основе сделать свой выбор. Его бюджет и его желания позволяют ему определить для себя тот верхний предел цены, который и формирует потенциальный спрос.

      Дальше его шаги могут быль двоякими. Если его устраивают цены предложения, то он просто делает свой выбор и приобретает товары по этим ценам . Тогда мы имеем дело с реализованным спросом со стороны покупателя и реализованным предложением со стороны продавца. Спрос и предложение выявляются со стороны предложения и их совпадение, равенство возникают вследствие грамотно или удачно объявленной цены предложения.

    В иных случаях покупатель может поступить по другому. Организованный участник рынка может, например, объявить свою цену спроса. Тем самым участники рынка встречаются с выявленным спросом.

      Дальнейший сценарий зависит уже от результата схватки между продавцом и покупателем. Определяется рыночная цена, которая является по определению «равновесной», поскольку при данной цене действительно совпадают реализованный спрос и реализованное предложение

    Продавец и покупатель, даже при самой совершенной конкуренции, на самом деле не обладают абсолютной свободой в своих действиях. Реально люди всегда живут и работают в условиях определенных ограничений, сознают они это или нет. На рынке такие ограничения видны  в самом противостоянии продавцов и покупателей, каждый из которых преследует собственные интересы. Уже этот факт ведет в историческом разрезе к эволюции в организации  торговли, которая  в настоящее время далеко не столь хаотична, как это представляют в абстрактных моделях конкурентного рынка. Давно появились фиксированные места торговли, а вместе с ними и определенные правила торговли. Организация торговли по правилам стала неизбежной в ходе развития информационных технологий и общественной инфраструктуры.

                Интересы участников торговли также достаточно серьезно определяются не только наличием у них  необходимых ресурсов, но и значительной ролью государства и права на всех рынках. Никогда государство не выполняло на рынках роль «ночного сторожа». Оно всегда, прямо или косвенно, влияло на уровень цен, состояние и развитие рынков, так или иначе задавая участникам рынка не только правила игры, но и конкретные решения. Оно   может создать кризисную ситуацию в экономике. Это было доказано опытом планового ценообразования в ходе социалистических экспериментов XX века, а также игрой с банковским процентом в последнюю четверть века.  Не зря один из видных американских экономистов предупреждал: «Любая попытка контролировать инфляцию исключительно   монетарными средствами, вероятно, создает ситуацию, когда экономика войдет в штопор»  Пренебрежением этим предостережением объясняется во многом и дефолт 1998 года и спад производства 2014-2018 годов в России.

    Однако это не означает, что участники рынка должны быть независимы от действий государства в области экономики. И речь идет не только об определении государством «правил игры».

    Начнем с анализа  позиции продавца товаров и услуг. В своих действиях он жестко ограничен нижним пределом цены. Последний, в свою очередь, зависит от  факторов, которые редко полностью зависят от продавца, реализующего свой товар.

              Во-первых, для производства любого товара необходимы соответствующие сырье, материалы и энергия. Добыча сырья - это не только природные ресурсы, но и условия, на которых осуществляется доступ к этим ресурсам. Условия же доступа зависят от формы собственности на природные ресурсы. И надо сказать, что приватизация природных ресурсов, которые ранее были национализированы, противоречит интересам и государства и общества. Дело в том, что арендная плата представляла бы  собой более надежный и постоянный доход для государства нежели налоги на собственность.  Приватизируя природные ресурсы, государство не только теряет контроль за эффективностью их использования, но и ренту.  Более того, появляется возможность монопольного ценообразования на сырье и неизбежное загрязнение окружающей среды. Предоставление же природных ресурсов в аренду или в концессию дает возможность арендодателю диктовать правила использования предоставленных арендатору ресурсов. Более того, арендодатель может отказать в предоставлении ресурсов не эффективному предпринимателю  и не связан в своих решениях наследственным правом. Пресловутая «золотая молодежь» лишится постоянных источников доходов  и будет буянить только до тех пор, пока не прогуляет наследство.

                     Особое значение для современного производства представляют возможности использования электроэнергии. Напомним, что восстановление российской экономики после гражданской войны начиналось с плана ГОЭЛРО. Создание единой энергетической системы страны (а потом и ряда стран) обеспечивало  основную техническую базу современной экономики и  доступ к ней всех потребителей электроэнергии на равных, установленных государством условиях. Приватизация производства и реализации электроэнергии повлекла за собой возникновение монопольной ренты,  присваиваемой новыми собственниками приватизированного имущества.,  Это  привело  к  общему  росту  цен в стране  и препятствиям в доступе к  энергетическим ресурсам, то-есть препятствиям экономическому развитию страны.

                   И наконец самое главное при анализе материальных затрат состоит  в том, что изменение цен на сырье, материалы и энергию всегда приводит к перекладыванию дополнительных затрат на конечного потребителя. Через материальные затраты обеспечивается взаимосвязь всех цен как единой системы.

                    Во-вторых, нижний предел цены зависит от уровня и условий оплаты труда. В данном случае мы сталкиваемся и с крупнейшей социальной проблемой: рост и воспроизводство народонаселения всецело зависит от возможности работника иметь и содержать семью   Единовременные выплаты за рождение детей не могут заменить необходимость в постоянных доходах, необходимых для выращивания, воспитания и образования детей.

                      Но есть и чисто экономический аспект проблем, связанных с оплатой труда. Он определяется необходимостью увязки затрат и качества труда  с применяемой в процессах производства техникой. Низкая оплата труда  препятствуют обновлению технологических процессов.

                 В-третьих, продавец связан с необходимостью платить  установленные в стране налоги и сборы. Конечно, он может найти способ уйти от налогов. В этом случае возникает теневой рынок с неизбежной криминальной структурой.

                 И опять-таки в проблеме налогообложения имеются и экономические аспекты.  В  реальности существует два типа налогов. Один тип - это косвенные налоги, которые включаются в цену товара и потому неизбежно перекладываются на плечи покупателя. Производитель может их вытерпеть, но только до тех пор, пока рост нижнего предела цены не приведет к сокращению, а может и исчезновению спроса на его товар. Поэтому в интересах экономического развития (а не в интересах налоговых служб) использование прямого налогообложения, то-есть обложение налогами конечных доходов. Это выгодно государству, поскольку государственные расходы неизбежно снижаются за счет снижения цен. Это выгодно для развития бизнеса, поскольку будет побуждать собственников к здоровому потреблению и увеличению средств для инвестирование в развитие производства. Это выгодно и с социальной точки зрения, поскольку возможность прогрессивного обложения доходов будет уменьшать разрыв между потреблением разных социальных групп.

    Второй аспект налогообложения  связан с тем, что государство на современном этапе развития человечества  обязано обеспечить защиту своих граждан от внешнего и внутреннего криминала, бесплатное для членов общества образование, здравоохранение, культурное развитие, пенсионное обеспечение. Последнее должно зависеть не от статистических показателей продолжительности жизни, а от профессиональных возможностей человека полноценно трудиться на благо общества. Заметим, что те кто мотивируют необходимость повышения возраста выхода на пенсию продолжительностью жизни, повидимому просто не представляют, как определяется этот показатель. И вообще им можно пожелать, чтобы зубы им удалял трясущимися руками старенький стоматолог, чтобы они смотрели балет с шестидесятилетней балериной, а от грабителей их защищал полицейский, страдающий всеми возрастными болезнями.

                       В-четвертых, в  нижний предел цены должна быть включена прибыль, достаточная для получения необходимых средств  для накопления капитала в целях расширения и совершенствования производства. Кроме того,  должна быть предусмотрена доля прибыли для выплаты собственникам. Последняя, как уже отмечалось, должна в последующем подвергаться прогрессивному налогообложению с целью стимулирования вложения средств в производство. В связи с этим следует сделать два замечания. Первое: налог непосредственно на прибыль является косвенным налогом, удорожающим товар. Второе: нельзя смешивать доходы на физических лиц, полученных от трудовой и предпринимательской деятельности и доходы от собственности. Последние должны облагаться прогрессивной шкалой с тем, чтобы отвадить собственников трудоспособного возраста от праздной жизни.

    Наконец, в-пятых, следует учесть присутствие на рынке товаров импортного происхождения и целесообразность стимулирования экспорта товаров.

                       Итак, еще до появления товара на рынке определяется целый ряд условий формирования рыночной цены  для продавца.

                       Но и покупатель также не волен в своих решениях. При определении верхнего предела цены он должен считаться с предложениями продавца. Они могут и поторговаться, но есть   предел цены, ниже которого

1

Комментарии

2 комментария
  • Фома Неверящий
    Фома Неверящий16 октября 2019 г.+1
    Окончание:Итак, еще до появления товара на рынке определяется целый ряд условий формирования рыночной цены для продавца. Но и покупатель также не волен в своих решениях. При определении верхнего предела цены он должен считаться с предложениями продавца. Они могут и поторговаться, но есть предел цены, ниже которого товар исчезает с рынка. При наличии на рынке аналогичных и взаимозаменяемых товаров у покупателя есть выбор. В такой ситуации он может, до определенной степени давить на продавца товара. Наконец, он ограничен имеющимися в его распоряжении денежными средствами- так называемым бюджетным ограничением. Однако, имеющееся у него количество денег, вопреки количественной теории денег, отнюдь не зависит непосредственно от общей величины денежной массы страны: последняя далеко неравномерно распределяется между гражданами. Как видно, реальност
  • Фома Неверящий
    Фома Неверящий16 октября 2019 г.+1
    Как видно, реальность всегда богаче надуманных моделей и рассуждений и в экономике крайне редко можно найти однозначные решения, но всегда есть границы возможного. Это неизбежно во взаимоотношениях участников экономической жизни и делает работу в экономике достаточно непредсказуемой и рискованной. В этих условиях трудно даже подобрать подходящее название для практики искусственного определения «рыночных цен» налоговыми органами, оценочными организациями и тому подобные фокусы по замене реальности при реализации товаров, услуг и имущества выдумками по хорошо известной из советских времен «общей формуле планирования»: (П+П)*Ф ( пол плюс потолок, умноженные на фантазию). В наши времена в этой формуле следовало бы приплюсовать еще К- коррупцию. И в заключение: какой смысл имеет мотивация человека «деньгами», которые чаще всего даже не подкреплены реальными товарами и услуга