Все смотрели фильм "Брат" Алексея Балабанова. Многие, как и автор этих строк, даже по нескольку раз.
Сегодня очень трудно найти человека, который бы не любил этот фильм.
Но ещё труднее найти того, кто его понял.
Эта картина ничуть не уступает самым великим кинопроизведениям всех времён и народов.
Без всякого преувеличения можно сказать, что она стала культовым в самом классическом понимании слова, многие фразы оттуда ушли в народ и остались там навеки. Например, знаменитые "Своих не бросаем" или "Сила в правде", ставшие уже официальными лозунгами сегодняшней России.
При этом 99.99% восторженной аудитории не в состоянии внятно выразить причины, по которым ей так нравится это кино.
Это относится не только к обычным зрителям, но и к авторитетным кинокритикам.
На вопрос о причине народной любви к этому кинопроизведению они отвечают примерно так же, как и главный редактор «МК в Питере» Тимофей Шабаршин:
"Причиной популярности фильма «Брат» Алексея Балабанова в 90-е был запрос на справедливость в обществе, которую и воплощал Данила Багров".
Интересно было бы спросить г-на Шабаршина, что именно такого "справедливого" сделал Данила Багров? Есть ли в этом фильме хотя бы один поступок, им совершённый, который можно было бы назвать справедливым?
Данила Багров - сын матёрого уголовника, участник чеченской войны - появляется в фильме как участник драки с кинорежиссёром, которому он сломал руку. Затем занимается убийствами по найму, за деньги. При этом убивает как чужих, так и своих.
Все проблемы он решает с помощью насилия, не утруждая себя ни рефлексиями, ни "размышлизмами".
А в конце уезжает в Москву.
Там - сила, там власть, там деньги.
Данила Багров внешне - безусловно образец настоящего русского патриота, каким его принято изображать сегодня.
Читателю может показаться, что это описание главного героя натянуто, что оно пристрастно и потому необъективно, что на самом деле всё было иначе и Данила - истинный герой и заступник России и что сам режиссёр думал о своём персонаже совершенно иначе, на самом деле изображая его как спасителя отечества.
Но всё совсем не так просто. А сам Алексей Балабанов - режиссёр такого уровня, который не допускает никаких случайностей или неточностей.
Каждая сцена, каждая фраза, каждый персонаж в его работах не случаен. А все вместе они представляют из себя классику современного кинематографа, когда необходимо не столько смотреть, сколько думать над увиденным. И думать крепко!
В фильме "Брат" множество загадок и почти такое же множество подсказок. Некоторые из них на виду, некоторые спрятаны глубоко в канве фильма.
Но одна из этих загадок стоит отдельного разговора.
В этом фильме нет ни одного безусловно положительного героя. Кроме одного - немца Гофмана. И условно положительной героини Светы - водительницы трамвая.
Кстати именно её образ - одна из загадок Балабанова.
Но вернёмся к Гофману. Почему он - немец? Почему Балабанов не изобразил в этой роли обычного забитого жизнью, затурканного нищего русского мужика, каких в то время были многие миллионы?
Интересно, что ни тогда, когда этот фильм впервые вышел в прокат 26 лет тому назад, ни сейчас ответить на это вопрос не может подавляющее большинство.
Зачем ему немец?
Другой вопрос, ответ на который способен повергнуть в отчаяние любого фаната этого фильма, это вопрос о личности самого Алексея Балабанова.
Дело в том, что прославленный режиссёр был убеждённым пацифистом и... тем самым либералом, которых так не любят поклонники Данилы Багрова.
Пацифизм Балабанова есть результат его участия в Афганской войне, и знаменитый фильм "Груз-200", признанный многими, как самое "чёрное и беспросветное кино" в истории отечественного кинематографа, на самом деле несёт чёткий антивоенный посыл, проклятие всем тем, кто развязывает войны, и тем, кто в них участвует.
Но и это не всё!
Ничуть не меньшим пацифистом и гуманистом был исполнитель главной роли Сергей Бодров. Об этом говорят все, знавшие его лично, от Виктора Сухорукова - "старшего брата" в фильме, до Чулпан Хаматовой.
Но почему из многих отличных актёров, способных сыграть эту роль, режиссёр выбрал именно Бодрова?
Почему на эту роль, воплощающую в себе главное Зло, был выбран актёр таких внешних данных, такого человеческого обаяния и такого общепризнанного амплуа "положительного героя"?
Это не домыслы и не спекуляции, это абсолютный факт! Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова-младшего показывает в фильме Зло с большой буквы.
И в фильме есть прямое указание на это.
Как думаете, какое?
Комментарии