Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Воспоминания о будущем. Ко дню Независимости США

  • Я уже писал несколько раз, что мне удалось побывать во многих странах из тех, которые называют развитыми. А в США даже довелось работать несколько лет.
    И странное дело - несмотря на то, что чисто внешне Америка похожа на Россию гораздо меньше любой еропейской страны, несмотря на огромную разницу в культуре, климате, истории, традициях, даже во внешнем облике американских городов, сёл и самих американцев, их менталитет был стократно понятнее мне, чем образ мыслей немцев, итальянцев, французов или голландцев.

     

    Об удивительной похожести американцев и русских много писали ещё в советские времена. И не конъюнктурные клоуны от журналистики типа Киселёва или Соловьёва, а титаны пера уровня В. Дунаева, А. Лауринчукаса, В. Зорина, В. Пескова , Б. Стрельникова или Т. Тэсс.


    Но прочитать об этом - одно, а увидеть и прочувствовать самому - совсем другое.


    Приехав в Штаты, я в этом убедился очень быстро. И вспомнил старых добрых мастеров журналистского ремесла добрым словом.

    А началось моё знакомство с Америкой на борту самолёта ИЛ-62, на рейсе "Москва - Нью-Йорк" в 1989 году. И самым забавным образом.


    Мы уже были где-то над Атлантикой, народ, уставший сидеть, пить и курить, лениво слонялся по салону, разминая затёкшие ноги и едва расходясь друг с другом в узеньком проходе.
    Я тоже решил "немного прогуляться" после четырёхчасового непрерывного сидения и поднялся с места.
    Но, сделав два шага, лоб-в-лоб столкнулся с кем-то высоким, отлично и со вкусом одетым и странно знакомым. Поэтому, сказав "Извините!", я, вместо того, чтобы протиснутсья мимо и пройти дальше по проходу, невольно уставился прямо в лицо моему нечаянному визави.

     


    Мужчина, в свою очередь, посмотрел на меня, улыбнулся и очень знакомым, чуть глуховатым голосом спросил:
    - Мы знакомы?
    - Нет, растерянно сказал я, - кажется не знакомы, во всяком случае, вы меня не знаете, но я вас знаю точно! А вот вспомнить не могу, хоть убей!
    Мужчина улыбнулся ещё шире, от него чуть повеяло запахом хорошего коньяка и дорогого одеколона.
    - Хотите вспомнить? - продолжая улыбаться, вновь спросил он.
    - Конечно! Теперь покоя не найду, пока не вспомню! - ответил я, уже изрядно заинтригованный.
    - Гм, ну что с вами сделаешь! - засмеялся он. И вдруг, резко меняя голос и выражение лица , сказал
    - Здравствуйте, товарищи! Мы ведём наш репортаж из многострадального Бейрута, столицы Ливана....

     

    Помню, как я буквально обомлел, поражённый внезапной догадкой, как молнией.

     


    - Фарид Мустафьевич! Простите, ради Бога! Но я же действительно никогда не видел вас кроме как на экране!
    - Понимаю, - продолжая улыбаться, сказал Сейфуль-Мулюков, и, меняя тему и очень по-товарищески переходя на "ты", поинтересовался:
    - В Америку летишь?
    Вопрос был не праздным. По пути в Нью- Йорк нам предстояла посадка в Канаде, в крошечном аэропорту Гандера, на Ньюфаундленде.
    - Да, в Америку, в Нью-Йорк.
    - Ну, много интересного увидишь! - по-прежему продолжая улыбаться, ответил Фарид Мустафьевич, - язык знаешь?
    - Нет, совсем не знаю, - смущённо признался я, - всю жизнь учил немецкий.
    - Понятно! К работе готов! - шутливо отозвался прославленный журналист. В его карих татарских глазах опять запрыгали лукавые искорки. Вообще, он запомнился мне именно таким - необыкновенно доброжелательным, весёлым и одновременно - официальным и строгим.
    - А где сидишь?
    - Вот тут! - я указал на своё место.
    - А я - вон там! - и он кивком головы указал на шторки дальше по проходу за моей спиной, за которыми находился салон первого класса, ну, если что - обращайся! Чем смогу - помогу.

     

    Именно к нему, воспользовавшись этим предложением, я обратился через три часа, когда приветливая стюардесса раздала всем пассажирам непонятные карточки и бланки, означавшие, что пришло время заполнять американские таможенные декларации и карты прибывающего в страну.

     

    Сейфуль-Мулюков не просто знал язык, он говорил на нём без акцента, как мне тогда показалось, читая и тут же переводя написанное на разноцветных бумажках, которые я ему принёс.
    Он своей рукой быстро заполнил все клеточки и пробелы, собрал документы в стопку, вернул мне и деловито поинтересовался:
    - Коньяк будешь?
    - С вами - конечно! - засмеялся я.
    - Не подхалимничай! - тем же деловитым тоном ответил он, протянул мне пузатую рюмку и, указывая на свободное место рядом с собой, строго добавил:
    - Присаживайся, не стой! Французский коньяк прольёшь!


    Я присел, мы выпили, и мой новый знакомый рассказал мне, что летит в Америку уже в двадцатый раз, сейчас - на Заседание Совбеза ООН по поводу палестинских дел. Что Штаты - очень интересная и полезная страна, где многому можно и нужно учиться. И что американцы очень похожи на нас. Больше, чем кто-нибудь другой на Земном шаре. Мне было странно это слышать. Для меня ковбои и индейцы были людьми с другой планеты.


    Собственно он повторил то, что я и так уже знал из многочисленных побликаций и книг об Америке, которые в изобилии издавались в Союзе.
    Но на вопрос о причинах этой похожести умница и выдающийся журналист Фарид Сейфуль-Мулюков ответить не смог. Вместо этого он со странной задумчивостью сказал:


    - Трудно сказать... Наверное, потому что и мы, и они - огромные страны, и мы и они были долгое время изолированными от остального мира и развивались внутри себя, своим уникальным образом. И очень многого добились. Не знаю, - опять засмеялся он, - но вот ты приедешь и сам всё увидишь.

     

    Он оказался полностью прав. Американцы оказались действительно очень похожи на нас, советских.
    Более того, теперь, думаю, можно уверенно утверждать, что точно так же, как они были похожи на нас прежних, американцы абсолютно непохожи на нас нынешних. И для той давней нашей похожести, и для этой нынешней полной непохожести существует одна и та же причина.
    Та самая, по которой мы сами стали не похожи на себя самих. 


    Сегодня, вспоминая те свои первые ощущения и сравнивая их с нынешними, я оказался способен ответить на вопрос, на который не смог тогда ответить Фарид Сейфуль-Мулюков.
    И в чём заключается эта причина, я, кажется, понял.

     

    Окончание Второй мировой войны означало разгром крупнейшей и сильнейшей на тот исторический момент супердержавы - нацистской Германии и одновременно ознаменовалось появлением двух других - США и СССР.

    Америка была очень развитой и мощной страной ещё до войны. Мы ускоренными, "пожарными" темпами ускорялись и развивались, понимая неизбежное и готовясь к нему.
    Однако и США, и СССР, и Великобритания уступали немцам. Надо отдать должное нацистам - свою страну они не только возродили из пепла, но и подняли на недосягаемую прежде экономическую высоту, оставляя конкурентов в тени.


    Последующая оккупация Европы, присоедиение Австрии и Чехословакии, полный контроль над остальными европейскими экономиками сделал Германию промышленно-экономическим монстром того времени.
    Именно поэтому Победа СССР, практически в одиночку разгромившего Гитлера не только беспримерным солдатским мужеством, но и с опорой на собственную, исключительно сильную экономику, означала новый статус страны - Супердержава.


    Супердержавой Россия стала ВПЕРВЫЕ в своей тысячелетней историей в 1945 году. И, оставаяь в этом качестве 46 лет, закончилась в 1991-м.
    Эти 46 лет и есть период нашей "супердержавности". Ни до, ни тем более после этого мы не имели такого влияния на мир и не обладали таким международным авторитетом.


    Эту мысль необходимо подчеркнуть!

    Наша история знает немало славных страниц. В ней было немало побед. Но великой мировой державой мы не были НИКОГДА В ИСТОРИИ до 1945 года и после 1991-го.
    Это означает, что на протяжении долгих столетий мы оставались страной, зависимой от чужого влияния. К нам вторгались захватчики и лезли проходимцы, мы жили, глядя снизу вверх на успешных европейских соседей, у которых заимствовали всё: язык, культуру, этику, эстетику и даже философскую мысль.


    Итальянцы и французы строили наши города, немцы и бельгийцы строили наши фабрики. Французские и английские романы читали в наших французских салонах.
    Европейские монархи были кузенами и духовными отцами наших царей.

    Мы не были свободны. И даже ворвавшись в Париж на плечах поверженого Наполеона мы оставались зависимой от Европы страной, многие годы поглядывая на неё с умилением и восхищением, разговаривая на её языке в собственных гостиных, восторгаясь её совершенством и до ужаса стесняясь нашего собственного мужика в лаптях и обмотках, над которым мы сами издевались так, как и не снилось никакому захватчику.

    Наше историческое рабское преклонение перед Западом было настолько привычным и безальтернативным, что заставило Пушкина сказать с грустью и отчаянием:

     

    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды...

    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.


    И этo - горькая правда о нашем вековом рабском менталитете.

    Этот менталитет был вырван с кровью и мясом. И уничтожен вместе с царями и попами, концессиями и французскими салонами в 1917 году.
    Он в панике, бросая чемоданы, отплыл из России на переполненных пароходах, утонул в Сиваше, в севастопольских бухтах, в холодных волнах Балтики и Тихого океана.


    Ему на смену уже шёл другой. Свой! Впервые в жизни Россия начинала собственный исторической путь.
    Ещё никто не знал, что такое Супердержава и чем она отличается от других стран. Но мужик в лаптях и обносках уже перестал быть ничтожеством. А жирный поп, надменный городовой или проворовавшийся чиновник уже перестали быть его господами.


    Ещё много говорили и мало понимали, что такое Свобода, которую принесла с собой Революция.
    Но уже сочиняли другие стихи и пели другие песни. И не по приказу начальства, а от своей собственной души.
    Вот такие:

     

    Я в восторге от Нью-Йорка города.

    Но кепчонку не сдеру с виска.

    У советских собственная гордость:

    На буржуев смотрим свысока.


    И это было всего лишь 7 лет спустя после событий Октября 17-го. Шёл всего лишь 8-й год новой жизни.

    А спустя ещё немного уже пели:


    Нам нет преград ни в море, ни на суше,
    Нам не страшны не льды, ни облака.
    Пламя души своей, знамя страны своей
    Мы пронесём через миры и века!

     

    И, наверное, даже в те годы "весёлого звона, огней и грохота", в которых рождалась будущая Победа в войне и вместе с ней будущая Супердержава под названием Советский Союз, мало кто задумывался о подлинном смысле и этих слов и всех этой новой жизни. И мало кто понимал, что эта песня, как и многие другие песни тех лет - не о заводах и фабриках, не о красных флагах, а о СВОБОДЕ!
    О свободе настоящей, подлинной, которая бывает только тогда, когда твоя страна независима ни от кого! Когда не ей говорят, что ей делать, а она сама говорит это другим.

    Когда она живёт не по чужим, а по своим собственным правилам, завоёванным кровью, добытым в бою, во имя будущего своих детей и памяти бесчисленных поколений бесправных предков.
    Когда она сама, без оглядки и без спроса строит свой собственный дом.

    И готова без колебаний свернуть шею любому, кто помешает ей это сделать.

     

    В довоенные годы мы ещё не были этой Супердержавой. Мы только шли к этому на всех парах, ломая все преграды "на море и на суше".
    Но пришла война. Мы победили. И стали Великим Государством ХХ века.
    Чертежи дома оказались безошибочно верными.

     

    А на другом краю Земли, кольтом, винчестером и "добрым словом" американские пионеры прорывались на Запад, в перестрелках с французами, испанцами и англичанами, индейцами и бандитами, в продырявленных пулями кибитках, верхом или пешком штурмуя горы, реки и саванны, оставляя за собой бесконечные могилы родственников и друзей.

     

    И тоже совсем не думали о свободе и супердержавности. И тоже пели песни и слагали стихи. О себе и своей стране.
    Как и мы, но чуть раньше нас, они думали о своём доме по своим собственным чертежам. И построили его. Так, как получилось. И тоже стали Супердержавой.
    И своим домом они гордятся по праву. Как теперь, осознав многое, гордимся и мы своим.

     

    Почти ничего не зная друг о друге, мы и они шли к одной и той же цели, не задумываясь и не рефлексируя.
    И пришли. В 1945 году. Впервые посмотрев друг другу в глаза.
    И, пожимая руки на Эльбе, опять не задумываясь об истинных причинах, понимали и признавали достижения друг друга и отдавали им должное.
    И весело улыбались, и хлопали друг друга по спине, и обменивались сувенирами. И понимали друг друга без слов. Потому что за нами, как горы, высились наши Супердержавы.


    И после Эльбы продолжали ревниво следить за успехами друг друга, так, как наблюдают друг за другом равные по силе атлеты, уважающие силу, опыт и практические результаты своего соперника и потому никогда не позволяющие себе грубости, оскорблений или унижений.

    Мы поражались их небоскрёбам, автомобилям, мостам и даже тюбикам зубной пасты, непривычно огромным на наш взгляд.

     

     

     

     

    А они щёлкали языками, наблюдая плотину Братской ГЭС, кузов БЕЛАЗа размером со средний американский дом или шагающий экскаватор производства Уралмаша, в ковше которого легко помещалась легковая автомашина.

     

     

     

     

     

    Свободные, мы уважали их свободу. Сильные, мы уважали их силу.

    За эти же силу и свободу они уважали нас. И эта сила и свобода были в каждом американском слове и поступке точно так же, как они были в советском.


    Они до сих пор не знают, что такое слабость и зависимость. Они остались теми же, что и были.

    Мы знаем, что такое слабость и зависимость. Мы стали другими. Мы больше не похожи на них, а они на нас.

     

    Мы были одинаково сильны и одинаково влиятельны. Обе великие страны были маяками для остального мира. Им было что предложить Земному шару.
    Одной из этих супердержав сегодня нет.
    Мы проиграли Америке. Но не потому что были слабее, а потому что оказались недостойны великой миссии, которую возложили на нас наши отцы-основатели.
    И сегодня скукожились до размеров раздувшейся сверх меры Анголы, набитой устаревшим ядерным хламом - единственным, чем мы ещё можем "гордиться".
    Ушла великая страна, ушли журналисты мирового уровня, уступив место крикливым пучеглазым завравшимся пропагандистам, хрипло тявкающим на Америку, как блохастые дворняги на Луну, скрывая за вымученной ненавистью звериную гопницкую зависть к державе, сумевшей сохранить себя вопреки всему.

     

    Америка не изменилась. Не изменился её национальный менталитет. Изменился наш.

    Он вернулся туда, где бесправные и забитые, безграмотные мужики в обмотках покорно лижут сапог своего господина и злобно-завистливо хают успешных, ушедших далеко вперёд соседей, ещё недавно бывших друзьями и союзниками. И называют себя настоящими патриотами настоящей России.

     

     

    Я бежалостно изгоняю их из обсуждения моих статей. Мне не о чем говорить с ними. Я знаю то, что никогда не знали и могут никогда не узнать они - что такое Супердержава и что такое менталитет её гражданина.
    Поэтому нам никогда не понять друг друга. И мне их жаль. Как жаль любого раба, с рождения не знающего свободы и потому не нуждающегося в ней.

    Таков результат последних лет.

     

    Разве мог предвидеть это в далёком 1989 году в уютном кресле советского авиалайнера выдающийся советский журналист-международник Фарид Сейфуль-Мулюков, летевший на заседание Совбеза ООН, свободно говоривший на нескольких иностранных языках, повидавший полмира, но так и не сумевший объяснить мне, почему американцы и мы так похожи.


    Ведь он был советским журналистом и человеком. И остался таким до самой смерти, как останемся ими и мы сами.

     

    А ещё он был носителем советского менталитета.
    Того самого, которому было всего 46 лет от роду.
    Того самого, где, вместо рабства и холуйства было естественное, как воздух, осознание уважения себя, как результат величия и уважения твоей страны и готовность уважать за это всех прочих.

     

    Того самого, где Братская ГЭС, Гагарин, Ту-144 и корабль "Буран". Где Ленин, Сталин и Брежнев с улыбкой показывали, как надо управлять, Жуков и Рокоссовский - как надо воевать, Королёв и Глушко - как надо изобретать, Громыко - как надо договариваться, Сейфуль-Мулюков - как надо об этом рассказывать, а улыбчивые сибирские монтажники - как надо строить.


    И другого менталитета Фариду Мустафьевичу было совершенно не нужно.


    Как и мне. И нам всем.

     

     

27

Комментарии

97 комментариев
  • юрий прокофьев
    юрий прокофьев4 июля 2022 г.+5
    А был ли этот менталитет ? Вот не проявился он после выноса из мавзолея И.В.Сталина.От слова никак.А должен был,должен.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин4 июля 2022 г.-8
    "Ещё никто не знал, что такое Супердержава и чем она отличается от других стран. Но мужик в лаптях и обносках уже перестал быть ничтожеством." "Супердержавой Россия стала ВПЕРВЫЕ в своей тысячелетней историей. В 1945 году. И, оставаяь в этом качестве 46 лет, закончилась в 1991-м." Переписью на 15 янаваря 1959 г. было учтено по СССР 100,8 млн. городского1 и 108 млн. сельского населения. https://istmat.org/files/uploads/17655/naselenie_sssr_1961.pdf
  • Владимир Митин
    Владимир Митин4 июля 2022 г.-11+2
    "Крестьянам, которые составляли почти 40 процентов населения страны, впервые разрешили выдавать паспорта только 28 августа 1974 года. До этого они более 50 лет, с момента образования СССР, были фактически крепостными при колхозах. Туда их автоматически записывали в 16 лет, они не могли никуда уехать без справки от колхозного начальства." Более 100 миллионов рабов без паспорта, без права ехать поездом или летать самолетом. И это тоже правда о "Супердержаве" без ума, чести и совести, что и привело её к краху и воспитавшая по дурости КПСС таких как Ельцин и Путин - своих могильщиков. Статья хороша, но столько в ней не стыкуется с негативной стороной СССР, что диву даешься. А герои Дугласа типа Сталина и Жукова - не совести которых жизни десятков миллионов советских людей, заставляют прямо таки смотреть на Дугласа, как на пособника палачей, из за которых погибли не только люди, но и вся могу
    • сержант Т
      сержант Т5 июля 2022 г.+15
      Неистовый ленинист пристроившийся среди капиталистов! Ты обратно откопал говняный баян про крепостных без паспорта. Расскажи мне как мои родители получили высшее образование, в институт они ходили пешком или институт был в каждом колхозе? Как брат моей мамы после школы попал на целину без права ехать поездом и лететь самолетом? Каким образом крепостной пятнистый комбайнер в 1955 году закончил МГУ? Назойливый как навозная муха ленинист! Ты лжешь как дышишь да так примитивно .
      • Ехидный  Douglas
        Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+11
        Он не ленинец.
        • сержант Т
          сержант Т5 июля 2022 г.+8
          Уважаемый Дуглас! Не сочтите за лесть но я удивляюсь вашей выдержке. Как вы терпите у себя комментарии некоторых ...?
        • Владимир Митин
          Владимир Митин5 июля 2022 г.-7+2
          Вы прекрасно знаете, что Ленин предупреждал ЦК не давать Сталину высших постов, а вы этого кровожадного тирана и параноика в герои произвели, да еще и мясника-палача Жукова. Вы враг Ленину и, наконец то, раскрыли всю свою лживую, скрывающую истинные причины крушения СССР, деятельность в сетях. Обелить Сталина, его гадкое окружение, чудовищные преступления ГПУ - НКВД - ГБ и прочих их структур. Вы болваниватель народа российского, чекистский писака, не без таланта конечно, но без чести и совести. Больше я вас не читаю - ибо вы глубоко замаскированный враг россиян и России.
          • сержант Т
            сержант Т5 июля 2022 г.+4
            Дурбас! Откуда ты прекрасно знаешь о ленинских предупреждениях ,общался лично?
          • сержант Т
            сержант Т5 июля 2022 г.+5
            Дурбас, неужели ты свалишь отсюда со своими дерьмовыми портянками! Не верю, неужели понесешь свет кристально чистого ленинизьма германским массам?
      • Игорь К
        Игорь К5 июля 2022 г.+7
        Очень много шлака напихали людям в головы в конце 80-ых- начале 90-ых... У многих этот шлак в головах останется до смерти.
        • сержант Т
          сержант Т5 июля 2022 г.+5
          Уважаемый Игорь! Так этот шлак пихают людям в головы со времен безмозглого кукурузника.
          • Игорь К
            Игорь К5 июля 2022 г.+2
            Согласен, товарищ сержант!.. Но не так уж много осталось тех, кому памятен 20-ый Съезд КПСС... А вот тех, кому мыли мозг в перестроечные и постперестроечные годы, не мало. Сейчас молодняк уже не знает, кто такой Остап Бендер, но то, что Сталин- палач, им уже вдолбили в голову такие, как персонаж выше..
    • Олег Дмитриев
      Олег Дмитриев5 июля 2022 г.+6
      Владимир Митин! Я думал, что обязанность иметь паспорт - ограничение свободы, а не наоборот. Паспорта были отменены в России после февральской революции (да здравствует свобода!) и начали постепенно вводиться в крупных городах в 20-х годах в связи с огромным наплывом желающих в них поселиться при отсутствии достаточного колличества жил.площади и рабочих мест.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин4 июля 2022 г.-6
    могучая страна, никогда не знавшая, что такое политический разум.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин4 июля 2022 г.-5+2
    Ко дню Независимости США могу добавить своё субъективное мнение. Страна великая, спору нет. Она велика по множеству параметров-показателей. Но считать её великой по Разуму я не могу. Страна, в которой общественную силу имеют только две враждующие между собой про капиталистические партии, образцом разума не является. Не является образцом разума и Китай, хотя я его считаю на данный момент самой великой страной, но тоже лишенной того Разума, который спасет её от многих бед из за тоталитаризма и деспотизма единственной партии - КПК. Больше всего политического разума вижу в капиталистических странах, сохраняющих тем не менее, человеческое лицо. Слава аллаху, что такие пока еще имеются и их ещё не сожрали лишенные политического Разума, совести и чести "Супердержавы".
    • сержант Т
      сержант Т5 июля 2022 г.+4
      Борцу с сталинизмом бесплатно предлагаю идею - некто Рогозин собирается лететь на Луну. Так ты дергай с ним, будешь нести свет ленинизма лунатикам, проведешь спиритический сеанс с Дорой Абрамовной Лазуркиной , передашь предупреждение Ильича про Сталина. Лунатики то не знают!
  • Брат Багров
    Брат Багров4 июля 2022 г.+5
    Ох, написал++++ Анатолий Семёныч, в почту зайди, пожалуйста
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
      Брат, не стоит раскрывать личную информацию...
      • Зима ...
        Зима ...5 июля 2022 г.+1
        А если это деза? Типа псевдоним? :-)))
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим6 июля 2022 г.+2
          Тоже была такая мысль, да. :) Как у путина в ближних кругах погоняло Михал Иваныч.
        • Брат Багров
          Брат Багров6 июля 2022 г.+1
          Конечно деза:)) Представляю какой щас переполох на конте:)) Всё ищут Семёныч а с еврейской фамилией:))) я никогда друзей не передавал)
  • Сергей Хвойный
    Сергей Хвойный5 июля 2022 г.-7
    Вау. Ну наконец-то мы услыхали настоящего Дугласа. ))) Как будто повеяло чем то родным, до боли знакомым. Признаюсь, я уж и не надеялся увидеть таких статей от вас. // Но вот опять же Дуглас, всесторонне осветив тему и разобрав её на малюсенькие детальки, вы не на пол-слова не предложили способ решения #Проблемы. // Друзья мои, перебирать былые достижения занятие приятное, но бесперспективное. В прошлом всё без перемен. Новые прорывные победы возможны только в будущем. //
    • Брат Багров
      Брат Багров5 июля 2022 г.+8
      А поищи Семёныч а в инете, придурок)))
      • Сергей Хвойный
        Сергей Хвойный5 июля 2022 г.-5
        Сам ты придурок. Раз разговаривать по людски не можешь.
      • Сергей Хвойный
        Сергей Хвойный5 июля 2022 г.-5
        Понимаешь, Багров, тебя никто не затрагивал. Никто не обращался к тебе. Ты ж ничтоже сумнящееся, начинаешь разговор с оскорблений. Чтоб другие это прочитали и поняли - ну точно Багров придурок! Седьмой десяток разменял на земле, а всё такой же дурачок. А как же тебя ещё назвать?
        • Брат Багров
          Брат Багров5 июля 2022 г.-1+9
          Ненавижу нео-коммунистов, ты уж прости, и глупости вашего лидера слушать не могу. Поэтому такое отношение к вашей партии и к тебе лично. Будь коммунистом, как Дуглас и тебя уважать будут.
          • Сергей Хвойный
            Сергей Хвойный5 июля 2022 г.-2+1
            Дурак ты Багров... Точно дурак! Раз такое смог написать. // Старый, 70-ти летний дурак. // Где ты видел на белом свете "неокоммунистов"?? Такого в природе не существует! Ты пишешь что ненавидишь коммунистов или неокоммунистов, а я ненавижу тот режим, который существует в России. И бороться нужно за власть, а не с коммунистами. Себя ты видимо считаешь "истинным коммунистом", впрочем как как и многие на этой ветке. Всё это ваши влажные иллюзии. И поверь для будущего твоей и моей станы было бы куда полезнее если б вы не трындели бы здесь, а пересказали б содержание этой статьи Дугласа хотя бы 10-15ти разным людям. На лавочке, во дворе, в электричке...Вот это уже бы была борьба за будущее своей страны. Разъяснение и просвещение. Так делали коммунисты в 19 и 20-м веке. Так делают они и сейчас.
            • Брат Багров
              Брат Багров6 июля 2022 г.+2
              Чего делают коммунисты!? Ты сам понял, что написал. 30 лет борятся? А пенсионная реформа за которую коммунисты двумя руками в думе голосовали? Это и есть ваша борьба? Нищие пенсионеры, понимаешь? Только единицы довольны, только может в Москве или в Питере. Борятся они, не гони пургу, коммунист.
  • yuri 54
    yuri 545 июля 2022 г.+14
    Спасибо,Дуглас, отличная статья. .... Да, носителей советского менталитета с каждым годом всё меньше, и не только потому,что они уходят из жизни. Наверное многие таковыми и не были . Но вот что интересно , менталитета нет, а сверхдержаеное величие так и прёт со всех дыр! Как же смешон и жалок завистливый раб и холуй ,возомнивший себя вершителем судеб мира, и зависимый от того мира во всём, вплоть до трусов и гвоздей!
    • Сергей Хвойный
      Сергей Хвойный5 июля 2022 г.-5
      Согласен с вами, Юрий, потому и задал вопрос сообществу: Что, по вашему мнению, нужно написать на Знамени, чтобы вновь соединиться в один всепобеждающий кулак? Чтоб семимильными шагами догнать Запад? Снова стать могущественной супердержавой, оплотом спокойствия, способной менять ситуацию в Мире. Какая идея на это способна? Согласитесь, что идея помощи народам Донбасса в этой СВО для этого слишком мала. Ну победит Россия Украину в этой заварушке, и... А дальше не будет ничего нового. Всё останется как и было.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
      Вот! Эта зараза оказалась куда более живучей, чем все красивые коммунистические идеи. И идёт она ещё, наверное, с ордынских времён...
  • Дима Томский
    Дима Томский5 июля 2022 г.-3+2
    Помню этот материал, хорошая статья, но сейчас оцениваю это по другому! И вот почему. Дуглас, ваша точка зрения идеалистически-пацифистская. Супердержавный единоменталитетный друг, товарищ и брат(США), говорите? А вот что сказал американскому адвокату подсудимый Шахт на Нюрнбергском процессе: "Если вы хотите предъявить обвинение промышленникам, которые помогли перевооружить Германию, то вы должны предъявить обвинение самим себе!" И они предъявили! - СРЕДНИЙ СРОК заключения - 4 ГОДА! Беспрецедентный случай, когда капиталисты судили капиталистов за капитализм! А потом, наверное чтобы быть похожими на единоментального супердержавного брата, Хрущев заложил ликвидационную основу в фундамент СССР, установив в социалистической экономике капиталистические методы и приемы. Результат - 1991 год...
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+8
      Давайте по пунктам. 1. О пацифизме. Я не пацифист. Я считаю, что война имеет право быть, но только, как ответ на агрессию и никак иначе. 2. Мне неизвестно ни о каких капиталистических реформах Хрущёва. 3. Ленин ввёл НЭП и спас страну. 4. Китай развил НЭП до отраслевых значений и стал супердержавой при полной власти Компартии.
      • Олег Дмитриев
        Олег Дмитриев5 июля 2022 г.-2+4
        При Хрущёве были изменены критерии оценки деятельности предприятий на валовые финансовые, а до этого были колличественные, приветствовалось уулучшение качества, величение ассортимента и снижение себестоимости. В результате хрущёвских реформ экономика стала заменяться хрематистикой (появились первые ростки рыночной экономики, капиталлистических отношений), что привело к вымыванию дешёвых товаров, снижению качества, уменьшению асссортимента. Далее последовала реформа Косыгина, усугубившая положение.
      • Дима Томский
        Дима Томский5 июля 2022 г.+5
        Про "капиталистические реформы "в экономике Дмитриев уже написал, остается добавить про ликвидацию централизованного управления экономикой и "социалистические реформы" в партии и управлении страной. Разворачивать не буду, это можно найти самостоятельно. Мы ведь не Ленина обсуждаем и китайский НЭП, разговор про то, что бывает, когда братаются только для виду, как братались непобратимые системы США и СССР и к чему это братство привело...
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+4
          Нет, это полная ерунда. СССР и США находились в состоянии холодной войны. Никто ни с кем не братался.
          • Дима Томский
            Дима Томский5 июля 2022 г.+4
            Ну и что? Это совершенно не мешало проводить хрущевско-косыгинские мероприятия. А холодная усугубилась из-за Кубы, ну порамсили, а потом все равно - всё сдали. А сдали именно потому, что сами на себя стали пялить одеяло капитализма.
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский5 июля 2022 г.+7
    добавить нечего, снимаю шляпу
  • Зима ...
    Зима ...5 июля 2022 г.+7
    Спасибо! Как для меня, то оч поучительная статья, хотя хорошо помню первую. Эта вовремя. Некоторые процессы логически связались, объединились целевой функцией, стали более понятными. Век живи, век учись....) Еще раз спасибо!
  • Зима ...
    Зима ...5 июля 2022 г.+6
    В статье речь идёт о ментально-государственной свободе гражданина, т.е. о той свободе личности, которая заканчивается там, где начинается несвобода другой личности. Очень сложный процесс, являющийся базовым в государственности США и обеспечивающий эффективную экономику. У кого есть желание, может сравнить с базовым процессом РФ. Я сравниваю с процессами правления Януковича и Порошенко. Сейчас идёт активная ломка наших, теперь уже бывших, процессов. Верю в успех!
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+2
      В США слишком конкурентная, агрессивная социальная среда. Я бы предпочёл европейскую или "модифицированную советскую". С другой стороны видим, что Европа расслабилась и оказалась неготовой к появлению такого явления, как путинизм, к его вооружённой агрессии...
      • Зима ...
        Зима ...5 июля 2022 г.+2
        \\\...слишком конкурентная, агрессивная социальная среда.\\\ Это притирка границ свобод граждан. Если они соблюдают Закон, то все нормально и побеждает сильнейший ;-) Либо в тюрьму. В Европе эта граница несколько размыта черезвычайной забюрократизированностью, поэтому кажется мягкой). Результат - эффективность экономики.
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
          Во многих ситуациях сотрудничество, взаимопомощь выгоднее конкуренции (игра с положительной суммой). Это постулировалось в советской идеологии, но не всегда искренне. А некоторые личности ("высокопримативные") стремятся конкурировать и доминировать просто в силу устройства своей психики. Нужно ли позволять им подавлять дружелюбных, но более слабых? Я, как низкопримативная личность, считаю, что нет. :))
          • Зима ...
            Зима ...5 июля 2022 г.+1
            Гиперболизируешь. Синергетическое взаимосодействие никто не отменял, это не роботы ;-)))
            • Дмитрий Тим
              Дмитрий Тим6 июля 2022 г.+1
              Не слушаешь...
              • Зима ...
                Зима ...6 июля 2022 г.
                Слушаю....но сразу обобщаю). Дим, ну нельзя так буквально и детерминированно понимать социальные трудовые отношения в процессе достижения целевой функции. Отношения д.б. ПРИРОДНЫМИ, посмотри на работу муравьёв в муравейнике, термитов, стаи ворон, волков...... Законом всё не отрегулируешь.
                • Дмитрий Тим
                  Дмитрий Тим6 июля 2022 г.+1
                  "То, что наиболее естественно менее всего подобает человеку. Естественное всегда примитивно. А человек - существо сложное..." (ц) :) Да, естественными будут отношения муравьёв или животных в стае. Естественными будут примативная доминация и подчинение. Но неужели мы не больше этого?
                  • Зима ...
                    Зима ...6 июля 2022 г.+1
                    Мы меньше. Увы.
                  • Зима ...
                    Зима ...6 июля 2022 г.+1
                    Дополню. Единственное, в чём мы преуспели на этой Планете, так это в создании оружия, которым убиваем себе подобных и Природу. А все процессы в Природе настроены на мирное существование.
                  • Зима ...
                    Зима ...6 июля 2022 г.+1
                    Откуда цитата? Имя умника в студию! ;-)
                  • Зима ...
                    Зима ...6 июля 2022 г.
                    "...бредовыми любые попытки создания трибуналов или судов для так называемого расследования действий России. Эти предложения не только юридически ничтожны. Идея наказать страну, которая обладает крупнейшим ядерным потенциалом, абсурдна сама по себе. И потенциально создаёт угрозу существованию человечества.(с) вот цитата нелюдя.
  • yuri 54
    yuri 545 июля 2022 г.+8
    " А вот не буду я их поздравлять с национальным праздником", сказал обиженный и посланный геостратег. Я даже не знаю, смогут ли Байден и американцы пережить это… )))
  • Павел Новиков
    Павел Новиков5 июля 2022 г.+4
    Дуглас, до слез! Честное слово!
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+6
      Спасибо. Задача любого журналиста, любого публициста сегодня в том, чтобы у читатея болела и кровилась душа от того, что сделала со страной эта власть. И если у вас слёзы на глазах от этого или любого другого аналогичного материала, то это значит, что у нас ещё есть шанс восстать из пепла.
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский5 июля 2022 г.+5
    всё в дальнейшем будет зависеть от критической массы людей (их нужно не так много) именно с такими чувствами к этой гребанной нынешней эрэфовской власти
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+3
      Вот и вопрос, какой должна быть критическая масса, и в какие именно действия должна вылиться эта ненависть. Пример Белоруссии показывает, что ненасильственное сопротивление не работает. Пример Украины показывает, что успешной революция/переворот может быть только в условиях раскола "элит". Думаю, что только радикальное военное поражение сможет в достаточной степени раскачать систему.
      • Владимир Чигинский
        Владимир Чигинский5 июля 2022 г.+1
        немного не согласен с примером Белоруси, да критическая масса там была и даже очень неплохая масса, но вот на счет ненависти, мягко говоря маловато, а грубо говоря она (ненависть) там вообще не присутствовала
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
          Возмущение явно присутствовало в больших дозах.
          • Владимир Чигинский
            Владимир Чигинский5 июля 2022 г.+2
            возмущение, согласен, но не ненависть, сами ведь знаете, это два абсолютно разных чувства
            • Дмитрий Тим
              Дмитрий Тим6 июля 2022 г.+1
              Пожалуй. Но ненависть даже в России к упырю Путину - удел процентов, может, 10. Ну и не ненависть делает революции.
  • Дмитрий Тим
    Дмитрий Тим5 июля 2022 г.-1+2
    "О свободе настоящей, подлинной, которая бывает только тогда, когда твоя *страна* независима ни от кого!" -- вот мне почему-то кажется, что свобода - это несколько другое. Явно не имперскость, не великодержавность, а "свободное развитие каждого как условие свободного развития всех". Не "страна", а "человек"!!! И вот в СССР боролись эти два понимания свободы и развития, и, к сожалению, победило имперское и великодержавное. И кончилось это фашизмом и неизбежной катастрофой.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+2
      Нет, Дима, не в СССР. Я не помню таких противопоставлений в то время. В этом тогда не было никакой нужды. Это возникло сейчас. При Путине.
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим5 июля 2022 г.-1+2
        Ну, наши взгляды явно разошлись, особенно за последние месяцы. Со многими так. Есть у меня сетевой знакомый, отличный писатель-фантаст, Макс Далин. Предпочёл поверить в официальную версию войны. Кстати, поймали нас именно на крючок советской ностальгии и мифологии. Да, мифы были красивые! Но тем и опасные. Помните это? https://rupoem.ru/kogan/est-v-nashix.aspx Перечитайте с сегодняшним знанием, особенно концовку.
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+4
          Павел Коган - легенда. Его стихи я сам использую в статьях. Я понимаю, из чего вы исходите. И понимаю состояние вашей души. Моё не намного отличается, вы это знаете. Я сам в тяжёлых муках раздумий, если говорить откровенно. Но не в смысле Учения, а в смысле нашего народа.
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим5 июля 2022 г.-1+4
            Вы-то понимаете, это видно. Но комментарии многих из ваших сторонников показывают, что они не хотят думать и сомневаться, а держатся за догму.
            • Ехидный  Douglas
              Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+5
              К сожалению. Но это реальная правда о состоянии умов. И такое же ослепление имеет местио быть на Западе. Я это вижу сейчас своими глазами. Вы - очень умный, развитый, думающий и понимающий человек, Дима. И это значит, что вы в ответе за сознание масс. Не удивляйтесь, ум не даётся даром. За несго надо платить. Ваше время пришло.
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим5 июля 2022 г.-1+4
        ...Ну а я, как атеист, материалист, скептик (хоть и романтик ;) стараюсь найти правду, как бы она ни была страшна или постыдна, а не "нас возвышающую ложь".
        • Зима ...
          Зима ...5 июля 2022 г.+3
          Только не нужно акцентировать на частностях, Дим, они затягивают и размывают общее. Частностей по три сигмы с обеих сторон функции распределения вероятностей. А здесь можно уверенно брать при анализе гауссов закон ;-))
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
            Про фальсифицируемость помнишь? :) А ведь фальсифицирует теорию один факт, одна частность, если она достоверна.
            • Зима ...
              Зима ...5 июля 2022 г.
              Это выбросы, Дим) Они идентифицируются расчётом статмоментов. Ложь идентифицируема.
              • Дмитрий Тим
                Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
                Ты не понял, кажется. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фальсифицируемость
                • Зима ...
                  Зима ...5 июля 2022 г.
                  Так мы всегда в этом живём;-)))))
  • Дмитрий Тим
    Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+1
    Кстати, вспомнился любопытный текст "Гражданская война Валентина Катаева"; если не читали, рекомендую, гуглится.
  • Брат Багров
    Брат Багров5 июля 2022 г.+3
    Семёныч +++ :)
  • Алексей Сдвижков
    Алексей Сдвижков5 июля 2022 г.+7
    Дуглас, благодарю за материал, очень понравился! Немного об отличиях русского и американца. Главным считаю то, что среднестатистический американец надеется только на себя, он более самостоятелен и свободен в выборе своего жизненного пути. Ему, по большому счету, не слишком важно - кто будет президентом США. Русский же привык надеяться на "доброго царя", барина. Советская власть, в силу своего, по историческим меркам, малого временного отрезка не успела вытравить из российского менталитета рабскую покорность перед властью.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas5 июля 2022 г.+4
      Спасибо, дружище!
    • Игорь К
      Игорь К5 июля 2022 г.+1
      Парадокс Вашей точки зрения, на мой взгляд, заключается в том, что "вера в доброго царя и барина" не исключает возможности наличия "царя и барина злого".. А злых бар русский народ нехило палил вместе с усадьбами..
      • Брат Багров
        Брат Багров5 июля 2022 г.+2
        Ошибаетесь, дорогой. Вера в" доброго царя" - это русская национальная особенность, к сожалению. Автор написал все правильно, перечитайте много много раз текст, дойдёт, гарантирую, сам с этого начинал. Тексты Дугласа не сразу заходят, но если зайдут - это как наркотик:))
        • Игорь К
          Игорь К5 июля 2022 г.+3
          Дружище! У меня никаких вопросов к тексту Дугласа не возникло!)) Меня просто царапает всякий раз любое упоминание о "рабской покорности русского человека перед властью", что было упомянуто в комментарии уважаемого Алексея Сдвижкова. Я не разделяю именно эту точку зрения. Я полагаю, что русскому менталитету скорее свойственно долготерпение, но когда оно иссякает, ничего рабского уже не удастся разглядеть.
          • Брат Багров
            Брат Багров5 июля 2022 г.+1
            Я русский, а вера в "хорошего царя" присутствует, и не могу себе возразить, как бы не было противно. Я правильно вопрос услышал? :)
            • Игорь К
              Игорь К5 июля 2022 г.+1
              Не совсем так. Уточню тогда вопрос: Вера в "хорошего царя" не позволяет Вам увидеть, что царь на самом деле плохой и относиться к нему соответствующим образом?
    • Владимир Митин
      Владимир Митин5 июля 2022 г.-6
      "Советская власть, в силу своего, по историческим меркам, малого временного отрезка не успела вытравить из российского менталитета рабскую покорность перед властью." Советская власть вытравляла рабскую покорность перед властью??? Господи, каким же поистине надо быть лжецом, тупицой или незнающим жизни юнцом, чтобы писать такую чушь. Причем пишет не какой то сержант Т или зря спешу и прочие амебообразные, а Сдвижков... . Это ли не доказательство тому, что Россию от дураков (или лгунов, убивающих все разумное) ныне, как и сотни лет уже было, спасти невозможно.
      • сержант Т
        сержант Т5 июля 2022 г.+4
        Что дятел, на вопрос как мои родители из крепостных получили высшее образование не сможешь?
      • сержант Т
        сержант Т5 июля 2022 г.+3
        Спаситель вонючий! Как попытался внести раздор между нормальных людей. Что, кто то не видит что Сдвижков толковый мужик?
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+2
        Владимир, тут всё было, как говорится, "не так однозначно", особенно если вынести за скобки сталинские времена. Вспомните, каким низким было в СССР социальное расслоение, как относились к начальству в трудовых коллективах: не было никакого пиетета, холуйства, низкопоклонства. Простой работяга, и даже ИТР/интеллигент :) запросто резал правду-матку в лицо начальству.
        • Владимир Митин
          Владимир Митин5 июля 2022 г.-1+1
          Я имею российский (РСФСР) стаж более 40-а лет. И у меня совсем другие наблюдения, которыми и делюсь. Если бы в СССР было больше (и безопасной для человека) критики властей и порядков, то СССР бы не развалился.
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим6 июля 2022 г.+3
            У меня "стаж" изрядно поменьше, я 1963 года. :) Просто социальная среда в СССР была неоднородна. Где-то было холуйство и чинопочитание, а где-то - демократичные отношения. У меня сложилось впечатление, что второго было больше. Но, возможно, я неправ.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим5 июля 2022 г.+3
      Да, Алексей, верно подмечено. "Вот приедет барин, барин нас рассудит". И даже в СССР низовая инициатива не очень одобрялась. "Ты самый умный? Тебе больше всех надо?" Поэтому американский опыт интересен. Другое дело, что там у них агрессивная и высококонкурентная среда, особенно среди "белых воротничков", что мне лично не очень нравится.
  • Игорь К
    Игорь К5 июля 2022 г.+2
    //Советская власть, в силу своего, по историческим меркам, малого временного отрезка не успела вытравить из российского менталитета рабскую покорность перед властью./// -вот эта мысль очень перекликается с записками из дневника Георгия Буркова- великолепного артиста и друга Василия Макаровича Шукшина. В ютубе есть канал "Плохой сигнал", там выложен 18-минутный ролиК "Спасибо, что не дожили", где на 2-й минуте приводится соответствующая цитата Г. Буркова. Думаю, что вам эта цитата вряд ли придётся по душе.
  • Зря спешил
    Зря спешил5 июля 2022 г.+6
    Я царя, как-то, не застал. А покорность власти была еще от того, что мы в СССР были уверены, что власть на 90% делает все верно. Не надо эту "рабскую покорность" в гены пихать.
    • Игорь К
      Игорь К5 июля 2022 г.+2
      //Не надо эту "рабскую покорность" в гены пихать.///- Я именно об этом.
    • sergey -
      sergey -5 июля 2022 г.
      Да и сама Матвиенко не верила в то,что с высоких трибун комсомольских съездов вещала.Зато сейчас,какой апломб.Но хорошо помню как ентих бухих сусликов милицейские канарейки по домам развозили.И это все помнят.
  • sergey -
    sergey -5 июля 2022 г.
    Эту статью читал гораздо ранее,помню Сейфуль Мулюкова,но,что неожиданно пришло в голову при повторном прочтении .В детстве,при просмотре фильмов об индейцах советскоро лагеря, видели фигуры мирового судьи и шерифа.Избирались народом и любой мог сказать слово им в лицо....Дальше мечтать неохота...