Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Идеи национальной идентичности и патриотизма

  • Идеи национальной идентичности и патриотизма невозможно формировать без позитивной пропаганды, разумного разъяснения и должного освещения. В этом процессе существенная роль, несомненно, принадлежит отечественным средствам массовой информации, журналистике и публицистике. Однако главными носителями и распространителями данной идеи, безусловно, являются учёные, преподаватели вузов учителя школ, в также представители интеллигенции.

    В контексте теракта в Крокус Сити Холле, резких нападок в СМИ и соцсетях на конкретную нацию, изучение и освещение проблем становления национальной идеи следует начинать в тесной связи с духовной культурой таджикского народа, анализом исторических предпосылок формирования национального самосознания таджиков, история которых уходит в глубь тысячелетий. Примечательно, что один из современных российских экспертов справедливо заметил, что в то время, когда на месте большинства современных государств ещё прыгали белки, таджикский народ уже имел цивилизацию.    

    Древние таджики жили в Хорасане, Мавераннахре (Семиречье), Хорезме, Бадахшане и на сопредельных территориях ещё в III - II тыс. до н.э. По данным исследователей, в конце II - нач. I тыс. до н.э. из евразийских степей приходят и расселяются в Средней Азии ираноязычные племена. Формированию таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие ещё ко II тыс. до н.э. Территорией формирования таджиков были древние Бактрия - бассейн Амударьи, Согд - бассейн Зеравшана и Кашкадарьи, Ферганская долина современной Средней Азии.

    Вся история становления и развития национального самосознания таджикского народа, уходящая в глубину веков, вынесшая потоки расселения, подъём и крушение цивилизаций, пронизана духом движения во времени и пространстве древних ариев. Исследуя биотипические факторы развития этносов, учёный А.Белов отметил, что только раса способна трансформировать исторический облик своего отдельного народа, и, таким образом, сохранять этот народ, раскомплектовывая его культурные слои, и формируя их снова, соотносительно с развитием цивилизации.

    «Ариец» в буквальном смысле означает чистый народ благородного происхождения. Слово «таджик», означающее «венценосец», вошло в употребление взамен слова «ариец», которое использовали для наименования народа, проживающего в восточной части Ирана в VI-VIII вв. н.э.

    Исследователь Ю.Якубов, сопоставляя смысловое значение слов «ариец» и «таджик», приходит к выводу, что они однозначны и являются синонимами. Он отмечает, что только в раннем средневековье (VI-VIII вв. н.э.) восточные иранцы стали называться «таджиками» - это было связано с борьбой иранцев с иноземными племенами. Этим иранцы противопоставляли себя чужим завоевателям.  Таким образом, выявляется, что таджики - восточные иранцы, считали себя потомками царей и в знак отличия носили на боевых шлемах символы, указывающие на их происхождение. Имена персидских царей начинались со словом «кай» - Кайхусрав, Кайковус, Кайкубад и др. Слово «кай» в переводе с персидского языка означает «царь», «падишах», «властелин», а «каянид» - представитель династии Каянидов. Результаты научных исследований показывают, что зарождение патриотической мысли восходит ещё к эпохе правления династий Пешдадидов и Каянидов, признающейся началом истории государственности древних ариев, предков таджиков. Это подтверждают многочисленные легенды, сохранившиеся до наших дней в таджикском устном народном творчестве.

    Мифы, аллегорические сказания, предания, обрядовые песни и религиозные гимны, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о наличии патриотической идеи, связанной с проблемами социальной жизни.

    Исследуя историю персидского эпоса, востоковед В. Бартольд писал, что династия Каянидов – это и есть исторически существующий род Ахеменидов: «Народное предание сохранило династическое имя царей, правивших после Александра, тогда как самое имя Ахеменидов было забыто и заменено именем легендарной династии Каянидов».

    Более того, в книге В. Бартольда «Работы по исторической географии и истории Ирана» и монографии Б.Гафурова «Таджики» развитие национальной идеи иранских народов рассматривается как результат эволюции идеи государственности - объединение народов в одну империю - Ахеменидов.

    Устное народное творчество, самые ранние произведения, как «Худайнаме», «Книга деяний Анушервана», а также уникальный литературный  «Авеста» донесли до нас мысли о добре и зле, общие правила и условия жития предков, смысл которых заключался в законности и справедливости деяний человека ради жизни на земле: «Пока существуют небо и земля, горы остаются подвижными, реки текут и земля хранит чистоту, благодарность наша заключается в справедливости и законности».

    Хосрав Анушерван вступил на престол в 531 г. н.э., царствовал почти 50 лет. Благодаря своей политике он приобрел могущество и свой второй титул - «Справедливый». Его мысли и деяния, отражённые в «Книги деяний Анушервана», являлись примером подражания и идеалом для многих поколений.

    Известно, что политика перестройки дала толчок возрождению национальной исторической памяти, которая получила отражение, прежде всего, в публицистике того времени. Публицистическая мысль охватила часть таджикской интеллигенции, которая стала выражать свои идеи и предложения по всем аспектам и направлениям возрождавшегося национального самосознания  посредством СМИ. Публицистические статьи тех лет сыграли важную роль в деле подъёма национального самосознания новейшего времени и впоследствии стали духовной основой становления  идентичности в первые годы независимости Таджикистана.

    Гражданская война, продолжавшаяся в Таджикистане в течение пяти лет (1992-1997 гг.), негативно повлияла как на процесс развития СМИ и публицистики, так и на процесс становления национальной идентичности в начальный период независимости. В это время интерес к проблемам национального самосознания отчасти угас в обществе, усилились нигилистические тенденции, нередко ставившие под сомнение существование единой национальной идентичности у таджиков. Только после установления мира и окончания гражданской войны (27 июня 1997 г.) начался новый этап национально-государственной политики Республики Таджикистан в области формирования новой национальной идентичности, которая продолжается в настоящее время.   

    Как известно, любая современная проблема имеет свои истоки зарождения и становления. И без глубокого исследования  исторических корней невозможно понять её современное состояние и сущность. Это касается также вопросов, связанных с историческим развитием как самой публицистики в качестве отдельного вида знания, так и зафиксированных в ней тем. Поэтому наступило время активного, всестороннего научного изучения проблем и вопросов, связанных с исторической эволюцией становления национального самосознания, отражённых и освещённых в публицистике разных эпох.

                                                                                         Альфия Баширова

0