Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Экстремизм: понятие, сущность и преступление экстремистского характера

  • Экстремизм многолик, также как многообразны порождающие его факторы. Правда, некоторые авторы причиной его распространения в современных условиях считают исламский фундаментализм. Именно стремление фундаменталистов к возврату жизни мусульман к периоду Пророка Мухаммада (С) и четырех его праведных халифов, т.е. «чистоту» ислама от «наростов», в ряде случаев становятся причиной экстремистских проявлений. Что касается идейных основ этого феномена, то их, на наш взгляд, не мало.

    Среди исламистских экстремистов очень популярен Ибн Таймийа, богослов начала XIV в., со своей трактовкой шариата и как относиться к правителю, управляющему страной не в соответствии с требованием ислама.

    Ибн-Таймийа, основываясь на не соблюдении монголами шариата, в своей фетве объявил неверными всех тех, кто не соблюдает основные обязанности и запреты ислама. С любым, кто нарушит исламский закон, необходимо сражаться. Что касается второго вопроса, Ибн-Таймийа утверждал, что если правитель сам не выполняет основные обязанности ислама, то он – неверный, поэтому против него следует объявить джихад, да и надлежит его свергнуть.  Идеи Ибн-Таймийа не раз подхватывались религиозно-политическими движениями под флагом ислама.

    Определенной  популярностью  среди  исламистских  экстремистов  пользуются  исламские  идеологи XIX в. и начала ХХ в. Джамаль ад-Дин аль-Афгани  и  Рашид Рида, которые в своих  трудах  широко  опирались  на  наследие Ибн-Таймийи, призывали  вернуться  к первоначальной  чистоте ислама, оправдывали  политическое  насилие ради  достижения  своих  целей.

    Безусловно, решающее влияние на формирование идеологии современного исламистского экстремизма оказали работы Хасана аль-Банны, основателя движения «Братьев-мусульман» и многие идеи экстремистов целиком заимствованы из трудов аль-Банны.

        Понятие экстремизма.  Познание и определение сущности экстремизма вообще, и религиозно-политического экстремизма в частности, является одной из важнейших социально-философских проблем современности. В справочной литературе экстремизм (от лат. ехtreme - крайний) определен как приверженность к крайним взглядам и мерам (преимущественно в политике). Но следует различать лексико-терминологическое определение экстремизма как политического понятия от его сущностно-гносеологического определения. В первом случае экстремизм теоретически рассматривается как крайняя идеология, признающая и призывающая к силовым методам политической борьбы, т.е. радикальные политические взгляды, которые имеют антигосударственную направленность. Иначе говоря, экстремизм - как одна из форм политической и идеологической борьбы, неприемлема для конкретного общества или значительной его части.

    Важным фактором формирования экстремистского мировоззре­ния выступает и психологическое (психическое) состояние челове­ка. Предпосылки экстремистского поведения, считает Е.С.Гундарь, находятся не только вне, но и внутри самого человека. В таких слу­чаях процесс действия оказывается важнее процесса идеологическо­го обоснования, то есть уничтожение, разрушение становятся для экстремиста самоцелью, необходимым психологическим состоянием.

    Российский   исследователь В.Н.Пластун касаясь характерных признаков экстремизма отмечает, что выразители экстремистских тенденций в политических движениях зачастую втайне прибегают к нетрадиционным для парламентского стиля борьбы методам, включая провоцирование вооруженных столкновений и участие в них.

          Что касается возникновения экстремизма в центральноазиатском регионе, следует отметить, что конфликты между светскими и экстремистскими силами зародились в Централь­ной Азии (ЦА) в начале 1990-х годов, и с тех пор произошло множество ожесточенных столкновений.

    Признаками  же  наличия  в  ЦА  политического  ислама  могут  быть  следующие  явления: оппозиционность  светским  режимам, опора  на  протестный  потенциал  населения, оформление  в виде  религиозной  партии таких как террористическо-экстремистская организация Партия исламского возрождения (ТЭО ПИВ)  или  религиозной  организации; широкий  спектр  используемых  легальных и нелегальных  способов  действий. Как социально-политическая практика, идеология политического ислама выступает инструментом конкретных политических сил, средством и одновременно способом давления на существующую светскую политику. 

    К числу религиозно-политических экстремистских организаций в центральноазиатском регионе, которые и в будущем будут представлять определенную угрозу безопасности государств Центральной Азии, относятся «Хизб-ут-Тахрир», «Исламское движение Узбекистана», «Джамаати Ансаруллох», «ТЭО ПИВ» а также  радикальные, экстремистские  движения «Джамаати  Таблиг ва да’ва» и «Салафия».

    Наряду с этим, целесообразно учесть «Аль-Кайда», движения «Талибан», а также «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев».

    Какие же факторы благоприятствуют возникновению религиозно-политического экстремизма в странах центральноазиатского региона?

    Во-первых, геополитические факторы. Именно геополитика стала катализатором распространения в современном мире всех разновидностей экстремизма.

    Во-вторых, социально-экономические причины развития экстремизма в ЦА.  

             В-третьих, на религиозной почве: внутрирелигиозные несогласованности, разногласия в исполнении некоторых ритуалов между традиционалистами и нетрадиционными конфессиями; радикальные, провокационные выступления неформальных мусульманских лидеров и т.д.

    В-четвертых, провокационные, подстрекательские статьи, которые периодически появляются в интернете.

    Уместно отметить, что религия используется как инструмент в руках нечестных политиков, религиозных лидеров для достижения собственных целей. Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ нового религиозного порядка.

    Первый опыт международного закрепления дефиниции «экстремизм» был предпринят в рамках Шанхайской конвенции «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня2001 г.  В  ней  экстремизм  определяется  как  «какое-либо  деяние, направленное  на насильственный  захват  власти  или  насильственное  удержание  власти,  а  также  на  насильственное  изменение  конституционного  строя  государства, а  равно  на  насильственное  посягательство на  общественную  безопасность, в том  числе  организация  в  вышеуказанных  целях  незаконных  вооруженных  формирований  или  участие  в  них…».

     Экстремизм – не только социально-политическая или национальная проблема, но и   нравственная, и духовная. Зло  побеждает  тогда, когда  добро  молчит. Известна  апостольская  мудрость:  «Отойди от  зла  и  сотвори  добро». Иными  словами  подчеркивается, что  отойти  от зла – это  только  первая  часть  дела, а  вторая – «сотвори, сделай  благо   в  противовес  злу. Зло  в своей  основе  активно, оно  отошло  от  блага  и  в  отхождении  своем  уже  проявило  сущность  активности.  Значит, и  противовес, прежде  всего, должен  быть  активен.

       В ряде случаев, некоторые политики, ученые стремятся доказывать, что экстремизм – это социальное явление на  наш  взгляд,  «религиозный  экстремизм – это  социально-политическое  явление  и  направлено  на  противостояние  существующему    государственному  строю, попытки  насильственного  захвата  власти,  установление  исламских  порядков  и для  достижения  цели  готовы  прибегнуть  к  крайнему  методу -  терроризму.

    Сущность  экстремизма. Это  насилие  или  его  угроза, обычно  вооруженное;  одномерность, однобокость  в  восприятии  общественных  проблем, в  поиске  путей  их  решения; фанатизм,  одержимость  в  стремлении  навязывать  свои  принципы, взгляды  оппонентам; бездумное, беспрекословное  выполнение  всех  приказов, инструкций; опора  на  чувства, инстинкты, предрассудки, а  не  на  разум; неспособность  к толерантности, компромиссам, либо  игнорирование  их. Экстремизм  смыкается  с крайним  радикализмом -  терроризмом.

    Корни религиозного экстремизма нужно искать, прежде всего, в социально-политических интересах общества и социально-экономических условиях его жизни. Только после этого можно говорить об идейно-психологических, этнорелигиозных и исторических предпосылках религиозного экстремизма.

    Религия в значительной мере определяет идеологию и психологию нации. Вся история любого народа, а также их психология, привержен­ность к тем или иным формам поведения переплетена с историей религии.

    На наш взгляд, сущность экстремизма,- это вооруженный захват власти, изменение существующего конституционного строя и создание исламского государства.

    Идеологические основы и факторы, порождающие экстремизм. В  идеологическом  плане  экстремисты  отрицают  и подавляют  всяческие  проявления  инакомыслия, жестко  утверждают  свою  систему политических  и  религиозных  взглядов, культивируют  слепое  повиновение  и  исполнение  любых, даже  самых  абсурдных  приказов  лидера  экстремистской  организации. В  данном  контексте  представляется  возможным  выявление  одного  из  распространенных  вида  экстремизма  в лице  религиозного  терроризма, который  нередко  используется  в  качестве  средства  политической  борьбы  религиозными  организациями  против  светского  государства  или  в  утверждении  власти  какой-либо  конфессии  над  другими.

    Можно  с  уверенностью  констатировать тот  факт, что  экстремистские идеологи, аргументируя свои  взгляды,  обращаются  не  к  разуму,  а  к  чувствам  и  предрассудкам  людей, пропагандируют  лозунги  и  призывы, которые  рассчитаны  на  примитивное  сознание и  инстинкты  толпы.

    Современный  экстремизм  также  направляет  свой  удар  против  государственной  власти  и   ее  конкретных  носителей, но  посредством  использования  «слепого»  или  «рассеянного»  терроризма, жертвами  которого  становятся,  в  первую  очередь,  случайные  люди.  

       Какие факторы способствуют возникновению и распространению экстремизма в обществе?

             К внутренним факторам, способным выступить в роли детерминанты распространения экстремизма можно отнести:

    - Духовный и идеологический кризис, приводящий к появлению вакуума, который может быть заполнен идеями экстремистского характера.

    К внешним факторам, благоприятствующим распространению политического экстремизма и непосредственно терроризма, можно отнести:

    - Расположение  стран  вблизи  от горячих  точек: Ближний  Восток, Ирак, Афганистан, откуда  может  исходить  опасность  распространения  политического  и религиозного  терроризма.

    - Межгосударственные  противоречия, которые  могут  повлиять  на  рост  политического  экстремизма.

    - Заинтересованность  некоторых государств  в  дестабилизации  внутриполитической  ситуации  для  ослабления  местных  правительств и  установления  своего  идеологического  влияния. 

             Анализ экстремистских проявлений в период независимости Таджикистана показывает, что с этим негативным явлением стали сталкиваться в начале 90 – х годов. Какие – же это были акции:

    ●Принуждение Верховного Совета республики вынести решение о снесении памятника В.И.Ленину (сентябрь 1991).

    ●Захват в заложники ответственных работников аппарата Президента и Кабинета Министров (дважды в апреле, мае 1992).

    ●Захват в заложники двух заместителей Премьер - министра (Х.Саидмуродов, С.Хайруллаев и 17 депутатов Верховного Совета республики ( 21 апреля 1992).

    ●Проведение несанкционированного митинга в течение 51 дня (март - апрель 1992) и т.д.

    ●Захват в заложники заместителей Премьер - министра (Каримова Д.Х. и Гафарова Т.) министров, ответственных работников аппарата президента и кабинета министров РТ (31 августа 1992).                  

    ●Принуждение Президента Р.Набиева написать заявление об уходе в отставку ( в аэропорту г. Душанбе, сентябрь 1992).

             Главным организатором вышеперечисленных экстремистских акций в республике стала ТЭО ПИВ.

            Другой не менее важной причиной проявления религиозного экстремизма в Центральной Азии – это появление «Исламского государства» на территории Сирии, Ирака, боевики которого после разгрома переместились на территорию Афганистана и Пакистана.

    Исходя из выше сказанного,   надо быть всегда на чеку, делать все чтобы сберечь и сохранить мир и единство, потому что терроризм и экстремизм как сорняк может появиться где угодно.

     

    Юсуф Холов

0