Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Бег по прямой.

  •  

                                                               Бег по прямой.

     

     

         Что наша жизнь?

         Каждый ответит по своему и будет прав. В предыдущих статьях о разных способах бега, я осмелился рассказать о себе, своей маме и своей Родине так, как это вижу и ощущаю именно я. Прошу не судить меня строго, если с чем то вы не согласны. Я пытался быть искренним и нейтральным, а где не получилось, извините и не взыщите. Мне уже восьмой десяток лет, я ступил на финишную прямую, не за горами «момент истины» и наступает время подумать о вечном. О душе, о жизни и смерти, о добре и зле, о любви. Смерть, как и хлеб в нашей жизни всему голова, она подводит черту под нашими устремлениями, нашими мечтами и помыслами. Она убирает с нас все злое и негативное, оставив потомкам лишь чистое имя и добрую память. Во всяком случае, так принято у людей.   

         Наша жизнь, это путь к Богу. Он тернист, изобилует случайностями и соблазнами,  преодоление которых и дает нам силу преодолеть страх смерти. Каждый человек может вспомнить случай и даже не один из своей жизни, когда он был на «волосок» от смерти. И каждый раз оставался жить благодаря счастливому стечению обстоятельств. Что это, простое везение или воля провидения? Кто то решает, что просто повезло, а кто то верит в провидение. И кто прав? Ответ на это дает нам собственная смерть. Человек, считающий себя везунчиком, воспринимает её, как досадное недоразумение, а верящий в провидение, как естественный ход событий. 

          К сожалению, мое поколение воспитывалось в атмосфере тотального атеизма. Нам говорили: «Бога нет, религия – опиум для народа». И мы покорно повторяли эти слова, даже не понимая всей глубины этого заблуждения. Мы не ходили в храм Божий. Вспоминали о Боге лишь, когда судьба ставила нас на грань жизни и смерти. Например, говорят, что в окопах не бывает атеистов, там правит бал страх смерти. Он сильнее любого чувства, самой смерти сильнее. Но смерть живет не только в окопах, она всегда рядом с нами, идет рука об руку с жизнью. И мы знаем, что каждый из нас, когда то, обязан умереть. Эта обязанность дана нам  по праву рождения. Она от Бога! Поэтому я не хочу просить бессмертия у смерти, хочу жить столько, сколько мне отведено свыше и это чувство мне тоже дано по праву рождения. И ныне в моих устах лишь рождается мольба: «Боже, прости меня. Я всю жизнь старался познать Тебя. И это был мой путь к Тебе. Но я не смог постичь всю глубину и мудрость Твою. Прости и помилуй».

          Атеистическое воспитание до сих пор дает о себе знать. Я не воцерквлен, не молюсь и не нахожу в себе веры. Материализм, который я впитал в процессе учебы и жизни в СССР скрыл от меня дорогу к Богу, поэтому мне ближе, чем молитва, предсмертные стихи Э. Рязанова:

    Что мне теперь до участи народа,

    Куда пойдет и чем закончит век?

    Как умирает праведно природа,

    Как худо умирает человек.

         Очень жаль, но нужно признать, что все мы в душе немножко коммунисты. Коммунисты, даже если не хотим сознатся в этом самим себе и никогда не были членами партии. Коммунисты, потому что наша жизнь в системе социализма по версии ВКП(б) – КПСС, так закалила и закабалила нас, что мы и сейчас не верим, что можно жить не по указке, а свободно, подчиняясь не партийной воле и догме идеи, а только закону. Это у нас в крови и навсегда. Мы умрем с этим.

         В детстве я очень боялся смерти. Я не понимал, зачем человек умирает. Еще день, два назад он ходил живой, а сегодня лежит в гробу, белый и неподвижный. Гроб выносят из дома, ложат на сани, закрывают крышкой и по морозу везут на кладбище. А затем еще страшнее: гроб опускают в могилу и закапывают, оставив там, несмотря на мороз и наступающую ночь,  одного. В моей головушке это не умещалось. Я не мог понять всей глубины и вместе с тем простоты происшедшего. Ночью, слушая гул телеграфного столба, стоящего около нашего дома и морозный треск бревен в срубе, я думал об этом и мне внезапно приходила в голову мысль, что когда то и я тоже умру. Ужас сковывал все мое тело, мне становилось невыразимо страшно. Я прятался с головой в одеяло, чтобы не видеть и не слышать ничего. Наконец, устав от переживаний, забывался в тревожном сне и в надежде, что меня смерть не тронет, я буду жить вечно.

         Прошли годы, Мысли о смерти, конечно, посещают меня и теперь, и даже гораздо чаще, чем в детстве, но они уже не ужасают. Напротив, теперь я точно знаю, что умру и могу умереть совсем неожиданно, но это не мешает мне жить без страха, свободно размышлять о том, что такое смерть. Я прекрасно знаю, что эликсир бессмертия бывает только в сказках. Знаю также, что от неё невозможно спрятаться, как это пытался сделать китайский император Ши Хуан-ди, построивший дворец с 365 комнатами, в надежде, что она заблудится и не найдет его. Результат известен. С другой стороны есть мудрецы, которые утверждают, что смерть страшна только живущим, а после смерти человек уходит в бессмертие, обретает вечную жизнь на небесах. Об этом нам говорят почти все религии. Но это мало утешает конкретного человека, потому что далеко не все верят этим догмам. Они живут в реальном мире, в ограниченном пространстве и времени. А это означает, что все мы слабы перед страхом и нуждаемся в поддержке. Религия, как раз и занимает эту нишу. Но на первом плане, все таки, позиция самого человека, потому что и религия не способна избавить нас от страха смерти. Жить без страха и постоянного ожидания смерти помогает не самокопание и упование на небесную жизнь, а наполненная смыслом и делами жизнь на этом свете. И тогда все встает на свои места. Не зря же говорят: «Если бы нам был дан выбор: умереть или жить вечно, никто бы не знал, на что решиться». Природа избавляет нас от необходимости выбирать, делая смерть неизбежной и с этим нужно смирится.

         Неизбежность смерти, это аксиома и каждый человек сам выбирает, как воспринимать её. Некоторые говорят: «Жить одному можно, но умирать страшно». Одиночество в момент прощания с жизнью действительно очень сильно угнетает умирающего человека. Моя мама умирала в окружении внуков и невестки, но меня в тот момент рядом не было и она была очень огорчена этим фактом. Человек, который сказал фразу о смерти в одиночестве, видимо многое испытал в жизни. Он разделил свою жизнь на две части, отдав одной право на сносное существование, а другую отдал на откуп страху. И это, конечно, не самый лучший выбор потому, что: «Умный человек  не боится смерти, так как знает, что смерть далека от человека, пока он жив, а когда человек умрет, он уже сам далек от смерти». Все происходит как и сказано в Писании: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься…».

         Видимо, в той же плоскости борьбы со страхом лежит и крылатое выражение: «На миру и смерть красна». Правда, не уточнятся для кого она красна: для умирающего или для зевак, оставшихся жить. Ведь спросить об этом у покойника еще никому не удавалось. Каждому страшна своя собственная смерть. А умирать одному или в окружении родственников и близких, этот уже другой вопрос. Человек всегда встречается со смертью один на один, в строгом одиночестве. Как говорил мой покойный тесть: «Каждый баранчик подвешивается  за собственные ножки». При этом одиночество человека перед смертью проявляется прежде всего в том, что умирающему становится безразличным окружающий мир.

         И это безразличие легко может превратится в страх и ужас, если смерть лишь слегка коснулась человека, но с собой не взяла и человек как бы подвешивается на грани: «не жизнь и не смерть». Подобное состояние мне довелось испытать на себе, после операции по удалению онкологического заболевания. Смерть пока еще не стоит у твоего изголовья, но ты все равно ощущаешь её присутствие. Ощущаешь всеми фибрами души, трепещешь от страха и лишь минуты сонного забвения приносят тебе временное облегчение, как знойным днем отдых в тени деревьев. Ты просыпаешься и сознание медленно возвращается к тебе, но ты еще не понимаешь, где ты и жив ли ты. Наконец, видишь, что лежишь в больничной палате. Твоя постель в полном беспорядке. И это результат кошмаров прошедшей ночи.

         Благодаря Богу, врачам, поддержке близких и собственному оптимизму мне удалось получить отсрочку у смерти. Но на какой срок, неизвестно и теперь мне остается либо ждать и боятся, либо бороться со страхом. Я пытаюсь выбрать второе. Ведь ни кому не дано знать, когда придет его час. Омар Хайям очень метко подметил это обстоятельство:

    Порою, некто гордо мечет взгляды: «Это — я!»

    Украсит золотом свои наряды: «Это — я!»

    Но лишь пойдут на лад его делишки,

    Внезапно смерть выходит из засады: «Это — я!».

        Но есть и другие суждения. Вот такое, например: «С точки зрения милосердия смерть хороша тем, что кладет конец старости. Смерть, упреждающая одряхление, более своевременна, чем смерть, завершающая его». Говорят, что индийцы (а может индейцы, точно не знаю) желают друг другу жить лишь до ста двадцати, ста тридцати лет,  потому что считают, жизнь далее не нужна, она становится просто обузой. Но для нас, эта обуза далеко не всегда означает отказ от жизни. Достаточно посетить любой онкологический центр, чтобы увидеть, как люди стремятся продлить свою жизнь, даже если она причиняет им сильные страдания. Они еще не «созрели» для смерти, не смирились с библейской истиной о возврате в первозданное состояние праха, не могут  свыкнутся с мыслью, что смерть необходима, что умирать легко. А легко, потому что лично я верю: природа сама за нас все сделает, оградит от страданий, если человек «достоин» этого, если он творил добро при жизни. Трудно умирать тем, кто по жизни нес в душе своей корысть, зло и ненависть. Таким людям не поможет показная набожность, им  бесполезно разбивать свой лоб в молитвах о милости Божьей.

         Для иллюстрации напомню известную притчу из жизни Парацельса. Однажды в хижину к нему пришел молодой человек с желанием стать его учеником. Он обещал быть прилежным и послушным во всем, но тут же поставил условие: пусть Парацельс в доказательство своего умения покажет ему чудо воскрешения. Мастер отказался. Претендент в досаде бросил в огонь камина живую розу, которую принес в подарок Мастеру и ушел. Парацельс, закрыв за ним дверь, собрал пепел от сгоревшей розы и оживил её.

         Жизнь и смерть всегда будет волновать человека, даже, если он будет жить более ста лет. Ибо таинство смерти и жизни невозможно понять ориентируясь лишь на наши знания. Нужно нечто гораздо большее. Тот же ОмарХайям когда то сказал:

    Я побывал на дне глубоких ям,

    В кольцо Сатурна лазил к небесам.

    Разгрыз я сети всех тысячелетий,

    Но узел смерти мне не по зубам.

         Да, я вышел на прямую, а если точнее, на финишную прямую. Но это совсем не значит, что, как олимпийский бегун,  сейчас начину спурт. Нет, я не тороплюсь рвать финишную ленту. По прежнему сохраняю тот темп, что был моим на всей дистанции. Он позволяет мне видеть трибуны, на которых сидят мои дети и внуки, мои друзья и недруги, мои соплеменники и единомышленники. Им то я и посвящаю свой бег, для их благополучия и счастья я еще живу и продолжаю бег.     

     

        

0

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский7 января 2018 г.
    Смерти нет: ничто в Космосе не умирает, а только лишь меняет формы своего существования. Если бы люди это знали, то и жили бы чище.