Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Бег с препятствиями.

  •                                                       Бег с препятствиями.

     

     

         Моему поколению не довелось участвовать в смертельной схватке с беспощадным врагом – фашизмом. За нас воевали наши близкие, а нам выпала редкая удача, жить под мирным небом. Но это совсем не означает, что наша жизнь была беззаботной, как в раю. На нашу долю выпали другие, не физические, а моральные испытания. Испытания, если хотите, верой. Родившись в СССР, мы по определению должны были верить в светлое будущее человечества – коммунизм. Укреплению этой веры в наших сердцах придавалось первостепенное, государственное значение. Этому служили и пропаганда и практика жизни. Октябрянок, пионер, комсомолец, все эти «звания» мы получали почти автоматически, если только не было явных признаков несоответствия статусу члена этих организаций. Все наше детство и наша молодость проходила под лозунгами верности делу партии большевиков. Мы жили по их указкам.

         И вдруг в государственной машине, что то заскрипело, заскрежетало и на свет появились пятна ржавчины. Блеск и сияние советской власти стали меркнуть. Через густую сеть кружков политпросвещения, курсов научного коммунима, институтов и академий, вещающих о скором приходе светлого будущего, люди увидели ложь и обман со стороны власти, скудость ее интеллекта, нежелание  и неумение жить интересами народа.

         Разоблачение культа личности посеяло в сердца людей неверие в идеалы, которые партия настойчиво продолжала «вбивать» в их головы. Это неверие стимулировали и робкие попытки партии приподнять железный занавес, отделявший нас от остального мира. Партия опять, как когда то во времена НЭПа, чуть ослабила вожжи, но теперь уже в главном для себя секторе: в области идеологии. Наступила эра «оттепели» и «шестидесятников».  

         Время шестидесятников овеяно легендами и заслуженной славой. При разговоре о той поре, в первую очередь вспоминают расцвет свободомыслия, некоторое раскрепощение советских людей, перемену их взглядов на мир. Это было время, когда поэты выступали со своими стихами неред полными стадионами, когда физики и лирики сплелись в сознании советского человека в единое целое. Это было время мечтаний, время романтики. Время, когда даже комсомол обрел, наконец, почву под ногами, партия и ему ослабила поводок, дала право на некоторую самостоятельность. Он, наконец то, попробовал занятся проблемами молодежи, не бросая службу у партии на побегушках. В результате повсюду, даже в маленьких городках и рабочих поселках начали открыватся молодежные кафе: «Ромашка», «Ветерок», «Березка» и т.д. Под руководством комитетов комсомола и под присмотром, конечно, партийных и контролирующих органов, молодые здесь говорили  и даже спорили иногда «за жизнь», но, не уходя за рамки заданной тематики. Конечно, по большому счету это была профанация, подмена настоящей свободы суррогатом, из которого выхолостили все самое ценное и волнующее. Но все равно, это был хоть какой то глоток свободы, пусть и пропущенный через сито цензуры. Все равно, эти кафешки, атмосфера перемен, формировали ту питательную среду, на базе которой появились вольные художники, поэты и писатели. В искусстве, да и в быту, закрепилось новое словечко: «авангардный». А в Москве, о Боже, открыли буржуазный коктейль – холл. Что это такое, никто не знал, но именно эта неизвестность и привлекала «продвинутую» молодежь. Там ты как бы окунался в другой мир. Барная стойка и бармен за ней, высокие и круглые стулья - подставки за столиками, невиданная ранее кофемашина, винные коктейли в меню, громко звучащая зарубежная музыка и сигаретный дым «столбом», все это буквально завораживало, «сносило мозг» юным и не очень посетителям, которые сумели пробится сюда. Ведь за дверью стояла большая толпа жаждущих приобщится к этому загадочному и манящему миру.

         А многие молодые люди осмеливались выходить и за эти рамки. После фестиваля в 1957 году в стрну пришел рок – н – ролл. Вместе с ним и его звездами появились «стиляги» и «заячьи, лисьи норы», в которых собирались поклонники западного образа жизни. Чуть позже даже в провинциальных городах стали возникать самостийные «броды», как подобие Бродвея в Нью – Йорке. Здесь молодые люди «хиляли» по вечерам, демонстрируя «чувакам» и «чувихам» свою «стиляжность» и продвинутость. При этом многие носили с собой транзисторные радиоприемники, из которых звучала музыка «на костях». Тогда было  модным мастерить самодельные радиопередатчики, работавшие в диапазоне средних волн. И  местные умельцы - «Кулибины» гоняли в эфире модную музыку. Органы их пеленговали и наказывали, конечно, но они не сдавались и музыка в транзисторах звучала каждый вечер. Другой фронт борьбы с западным влиянием развернулся на танцплощадках. Здесь активисты - дружинники следили, чтобы ребята танцевали «прилично», не подражая сверстникам из США. Молодой человек с Бродвея был главным идеологическим противником комсомола и органов. Даже только что возникший «Битлз» их не так раздражал, как наглый американец, вихляющий бедрами и распевающий бессмысленную песенку: «Tutti Frutti». Одежда и прически молодых еще одна забота комсомольцев шестидесятых. Но их противостояние со своими ровесниками, не желавшими следовать правилам и догмам советской идеологии, уже носил вялотекущий характер. С середины шестидесятых овизна и острота этого явления постепенно начали затухать, а их место стала занимать романтика. И я, в начале шестидесятых, окунувшись с головой в перипетии выбора образа жизни на фоне этого противостояния, к 1965 году забросил своё стиляжничество и вернулся   к «правильной» жизни, вместе с комсомолом.

          Успешно преодолев этот неожиданный барьер на пути к светлому будущему, я теперь уже поверил комсомолу  и опять окунулся, но уже в новое поветрие под названием романтика. Судьба занесла меня на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, что на Дальнем Востоке. И здесь я воочию убедился в циничном, отвратительном вранье партии о доблестном труде комсомольцев на стройках коммунизма. Комсомольцами и романтикой тут даже не пахло. Большекаменск был обычным советским городоком на берегу прекрасной бухты. Здесь жили рабочие судоремонтного завода «Звезда». Комсомольцы – добровольцы, а вернее сброд случайных людей, попавших сюда по воле случая, жили отдельно в пятиэтажных общежитиях. В дни относительно далекие от дней выдачи на работе получки или аванса, это были тихие и спокойные дома, в которых жили работяги. Но в дни, когда рабочим выдавали зарплату, мир переворачивался. Такого пьянства и разгула я еще никогда не видел. В коридоре ни одной исправной лампочки, на полу разбросан мусор, везде лужи мочи и блевотины, двери комнат распахнуты, отовсюду пьяные крики, брань, визги женщин, но нигде нет веселья. Одним словом: вакханалия. Беспредельная вакханалия.

         Каюсь! Сбежал я с этой ударной комсомольской стройки. Сбежал, бросив трудовую книжку в администрации стройки вместе с предыдущими четырмя годами стажа на родном заводе. Но бросил я не только трудовую книжку, в двадцать лет я бросил и веру в комсомол. Отныне я стал совершенно свободным человеком, с моих глаз спала пелена восторга перед романтикой суровых будней, где каждый прожитый день требует подвига. Я отправился искать свою романтику, без комсомола и псевдопатриотического пафоса. И я нашел её!

         Нашел там, где нет комсомольских комитетов, нудных собраний и лицемерия, нет даже парткомов и профсоюзных органов. Вернее они, скорее всего, существовали, но так далеко, что мы даже и не вспоминали о них. Он были на берегу, а мы в море. Я попал на сейнер, матросом. Мы ловили рыбу. Зимой «гоняли» минтай, спускаясь вместе с косяками от берегов Камчатки до южных границ СССР около Северной Кореи, летними ночами ловили сайру в Тихом океане у берегов острова Шикотан, осенью кошельковым неводом «черпали» селедку в Охотском море на траверзе бухты Ногаева, в Тауской губе. А в промежутках ремонтировались и ловили частиковую рыбу в заливе Петра Великого. Два года пролетели, как сон, как одно мгновение и вот я уже в самолете на пути к маме. Она устала меня ждать, устала от одиночества и потребовала вернутся домой.

          «Оттепель» к тому времени практически уже сошла на нет. Наступило время диссидентов, Солженицина, ввода танков в Чехословакию. Теоретики научного коммунизма от КПСС в очередной раз определились с положением страны во времени и развитии и гордо заявили, что страна достигла стадии развитого социализма. Правда, люди назвали это эпохой застоя. Но это уж потом. Меня же это совершенно не волновало, я усиленно занялся обустройством личной жизни. Женился, поступил учиться в престижный вуз Казани. Окончил и в этом же институте остался работать. Изъездил полстраны, выпил цистерну спиртого разных марок, гулял напропалую и был уверен, что ничего нового в этой жизни не произойдет. Все изменилось неожиданно. В 1985 – ом году, на митинге по случаю очередных похорон  очередного «выдающегося деятеля международного коммунистического движения» на  трибуне  мавзолея появился розовощекий дядя с отметиной на плеши. Это был новый лидер партии. Он разворошил спящую страну и принялся теребить умирающую экономику. Но, как всегда у большевиков, его решения были  до конца не продуманы и половинчаты. Народ лишь изумленно взирал на бестолковые потуги руководства вытащить страну из пропасти. Наконец, партия решила одним росчерком пера достичь расцвета экономики. Гражданам разрешили объединяться в кооперативы и заниматся трудовой деятельностью самостоятельно. А чтобы не случилось чего, кооперативы должны были существовать при госпредприятиях. Умора, да и только. И понеслась! Ушлый народ сразу смекнул, что в этих условиях выгоднее торговать, но не производить. Купить, например алюминиевую мясорубку, которая стоила у нас, как товар народного потребления, буквально копейки и продать ее за рубеж, как цветной металлолом. Поляки приехали с дешевым ширпотребом, а на выручку стали скупать в магазинах и у бандитов золотые изделия, которые продавались у нас по бросовым ценам. И т. д. и т. п.

         Страна катилась в пропасть. Главным развлечением для плебса стали трансляции заседаний съездов народных депутатов. Мы смотрели, как президиуме сидели партийные бонзы, а из зала их тыкали мордами в их же дерьмо. Страна разваливалась, а они талдычили о своем и не слышали депутатов из республик Прибалтики, например. Горбачев был не способен управлять развивающимся хаосом, который сам же и породил. Придумал новый союзный договор, который, слава Богу, ему помешали подписать обормоты из ГКЧП. В противном случае России сейчас бы не существовало.

        На фоне политических катаклизмов и я попробовал жить по новому. Уволился из института и  создал производственный кооперстив. Но, к сожалению, в советское время я, занимаясь ничем, не научился воровать. В результате, к середине девяностых, мой бизнес утух, я остался гол, как сокол. Пришлось искать способ выживания и после упорных поисков мне удалось найти его. Я стал печником, благо работы в этой области был непочатый край. Новые русские начали строить коттеджи – дворцы. А какой же дворец без камина? Несколько сот их построил я самым разным нуворищам, олигархам, чиновникам, бандитам и понял, что все это одна компания, люди одного сорта, близкий к мусорному. Мне там места нет, да и неприятно даже разговаривать с ними, не то, что дружить. Сделал дело, получил деньги и забыл.

         Теперь я пенсионер и опять ничего нового, кроме смерти, не жду. Меня уже не волнуют возможные барьеры и препятствия, могущие возникнуть передо мной. Мне только очень обидно за свою державу, обидно, что мы такие неприкаянные, постоянно зависим от чьей то воли, чьего то «ума», а не закона. Так было при советской власти, так это происходит и сейчас. И никакого просвета в конце туннеля, по которому мы ползем.

    Обидно, Зин!    

        

1

Комментарии

2 комментария
  • Дмитрий Лысов
    Дмитрий Лысов7 января 2018 г.
    Трудно писать комментарий на доверительно рассказанное, а когда это ещё и краткое описание жизни? Тут надо быть поосторожнее со своими словами. Юрий Шмелёв, проблема стоящая перед вами – общечеловеческая. Ещё до появления Нового Завета было написано про думы нашего возраста: «и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы;» Некоторое замешательство вызвало ваше сетование, что: «к сожалению, в советское время я, занимаясь ничем, не научился воровать.» Что сей сон значит? Если научились бы, то были бы счастливы? Мафусаилов век прожили бы? Не обманывайте себя. Тут тонкая материя – смысл жизни. А это долгий разговор, не вмещающийся в комментарий. Всего Вам хорошего.
  • юрий шмелев
    юрий шмелев7 января 2018 г.
    Конечно, деньги счастья не приносят, им назначена другая роль. Но их отсутствие тоже не прибавляет энтузиазма. Воровать, конечно, нехорошо, но заработать то невозможно. Вот и вырывается иногда невольный вопль из души. 49 лет труда, а пенсия с гулькин нос, только на выживание и хватает.