Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

О национализме и сепаратизме в моей стране.

  •  

                                                            Дружить нельзя враждовать!!

     

     

         Где поставить запятую в этом выражении? Это не вопрос грамматики, это выбор судьбы. Помните мальчика из сказки: «В стране невыученных уроков»? Он счастливо избежал гибели, поставив запятую в нужном месте. Перед подобным выбором, случается, оказываются целые народы, а не только сказочный мальчик. И тогда поневоле хочется понять, сможем ли мы быть такими же умными и догадливыми, когда окажемся перед выбором. И это вопрос совсем не риторический, если учесть, что мы живем в многонациональной стране, а взаимоотношения между этносами не всегда бывают мирными и гладкими. И в числе главных раздражителей здесь часто выступают исторические факты. Ведь история становления любой империи всегда  изобилует конфликтами этносами и захватническими войнами. Россия здесь не исключение, чтобы не декларировали записные русофилы. В процессе исторического развития она далеко не всегда была ласковой тетей и приемной матерью для народов, объединенных ныне в одно государство под именем Российская Федерация. Случались и войны, да еще какие! Я живу в республике Татарстан – в одном из чуть ли не ста субъектов российской федерации. История «вхождения» Казанского ханства в состав Российского царства, это яркий пример того, что соединение двух ментально разных народов, это вам не любовный роман, а многолетняя история войн и взаимных набегов. В 1552 году этим стычкам был положен конец. Казань, столица татарского государства была осаждена войсками Ивана Грозного и после сорока дней осады взята штурмом. Это была грандиозная битва народов. С обеих сторон сражались не только русские и татары, но и многочисленные народы Поволжья: чуваши, мари, мордва и другие, а также наемники из Европы.

         Падение Казани до сих пор живо в памяти татарского народа и этот факт активно используют  ныне националисты. Выстроена система взглядов на историю «порабощения» татарского народа русскими. В этой системе причудлвым образом смешаны мифы, откровенная ложь и правдивые фрагменты. Основной упор делается на якобы немыслимую жестокость со стороны русских в отношении защитников и мирных граждан города.  В «научных» трудах говорится о горах трупов, покрывших улицы города в несколько слоев и сплошным потоком плывущих по воде. Да, жестокость войн того времени не может не вызывать отвращения и ужаса у моих современников, будь они татарами или людьми любой другой национальности. Но и играть на чувствах справедливого гнева во имя достижения сомнительного эффекта, да еще используя не совсем доказанные факты, тоже непристойно и не может использоватся как повод для непримиримой вражды. «Насильственное» обращение татар-мусульман в христианство, еще одна «кровоточащая» рана. Нет слов, скорее всего, подобные факты имели место быть. Но как же тогда быть с утверждениями тех же обвинителей, когда они говорят о сплошной грамотности татарского народа. Ведь под грамотностью понимается способность верующих читать Коран на арабском языке. Значит, татары так и оставались мусульманами, но в таком случае, где же плоды повальной христианизации? Особой темой для обвинения русских чуть ли не в геноциде татарского народа является языковая проблема. То, что в Татарстане действуют два государственных языка, татарских националистов не утешает. Они сетуют, что татарский недостаточно широко используется в реальной жизни республики. То вывесок нет на госучреждениях, то в общественном транспорте остановки не объявляют на «титульном», то на улицах не услышишь татарскую речь, то это, то вот это… и таким манером до бесконечности. Я, в свое время, предлагал татарским активистам провести совместный рейд по подобным объектам с целью поиска правды в этих утверждениях, но это был глас вопиющего в пустыне. Ни одного отклика я не получил, хотя призыв был напечатан в газете. Но это бытовая повседневность, где каждый говорит или пишет о своем видении проблемы, искать истину здесь бесполезно. И совсем другое дело образование. Тут можно буквально поштучно посчитать и количество учебных учреждений, и учащихся, и учебную нагрузку, а уж затем дать волю уму и всласть порассуждать о приверженности русских делу истребления татар. При этом скромно умалчивается тот факт, что никто не запрещает Татарстану открыть во всех городах и селах по десятку или сотне школ и унивеситетов с преподаванием на татарском языке. Вперед, друзья!

        Но этого не делается. Куда интереснее вещать на весь мир о притеснениях, чем о праве. А суть происходящего видна невооруженным взглядом. Желающих учится в этих заведениях не очень много и плодить их смысла нет. К тому же сам процесс и методы преподавания до сих пор не отработаны. Зачастую даже сами родители-татары не понимают язык, который  их детям пытаются преподавать в школе. Они его совсем не знают. Но это обстоятельство еще как то можно, наверно, поправить, а как быть русским или смешанным семьям? Ведь иногда даже и спросить то не у кого, как переводится или что означает это слово или выражение. Вот вам, господа националисты, поле деятельности для оптимизации методов преподавания татарского языка. Но, нет, сделать процесс изучения языка привлекательным и доступным даже для русских семей,очень трудно. Поэтому они предпочитают ловить рыбу в мутной воде. Из-за этого растет число противников изучения такого «татарского» даже среди татар и, как следствие, закрываются школы. Просто учить некого такими методами.

         Всю свою жизнь я прожил бок о бок с татарами. Татарского не знаю и, честно сказать, не ощущаю потребности в этом знании. Но это совсем не означает, что я хочу «ущемить» своего друга, татарина Равиля. Нет, я дорожу нашей дружбой, хорошо, в свое время, знал и очень уважал его замечательных родителей  и их семью. Поэтому дорожу и горжусь нашей дружбой. В быту мы общаемся на русском (Равиль владеет им в совершенстве), но опять, это совсем не значит, что он «ущемлен». Напротив, он полностью раскрепощен в общении, потому что отлично образован, знаком с мировой литературой и искусством, читает Коран на русском и даже заглядывает в Библию в собственной скромной библиотеке. И Вы хотите сказать, что он ущербен? Тогда мне трудно будет подать Вам руку!

         Свою мечту о желательном характере во взаимоотношениях татар и русских и вообще о межнациональных проблемах я довольно подробно излагал в статьях на эту тему, в свое время опубликованных в газете «Звезда Поволжья». К изложенной в этих публикациях идее ПРИМИРЕНИЯ и ВЗАИМОПРОЩЕНИЯ, я бы сейчас добавил еще и мысли о преподавании татарского языка в школе. У меня семеро внуков-школьников и поэтому я лицо заинтересованное. И именно поэтому осознанно предлагаю изъять из школьной программы татарский язык, как обязательный предмет. По моему мнению, изучать в школе нужно не язык, а историю татарского народа, его культуру и религию. Обучить чужому языку ученика в школе без серьезной мотивации еще никому не удавалось. А именно мотивация здесь и отсутствует. Вспомните себя и уроки иностранного языка в вашей школе и вспомните хотя бы одного одноклассника, который овладел бы английским, немецким и любым другим языком в школе. С татарским вроде бы проще, все таки рядом языковая среда. Но, увы, этого явно не достаточно. А вот история народа, живущего рядом, бок о бок с вами, способна вызвать интерес. И  польза от этого будет несомненно гораздо большей, чем от принуждения к необходимости учить его непонятно зачем. Но националисты глухи к голосу рассудка, им нужна не польза и результат, им нужен протест, вернее, сам процесс протеста. И их дегко понять, ведь для продвижения собственного имиджа протестовать куда как выгоднее, чем кропотливо трудится. Люди доверчивы и легко верят любому протесту, даже если он основан на ложных постулатах. Главное не суть, а выкрик сам по себе и пафос, с которым это выкрикнуто. Главное объявить как можно громче, свое «фе», тогда люди запомнят твое имя и  ты уже в дамках. Лозунг: «Я помню 1552 год» гораздо легче написать на плакате и гордо дефилировать с ним перед своими сторонниками, чем заниматся решением действительных проблем своего народа. А этих проблем немало и далеко не все они восходят к этой дате.

        Например, много нареканий и не только среди татар, вызывает нынешнее несовершенство федеративного устройства России. Я предлагал, опять же через газету, создать новую партию с основной конкретной задачей: совершенствование федерализма в нашей стране. Казалось бы, вот реальное и нужное дело.  Но, опять но. Ни одного отклика!

        А зачем? Ведь гораздо проще, находясь в толпе себе подобных, кричать «Азатлык», да рассуждать за стаканом чая о прекрасных примерах федерального устройства зарубежных стран. Покричали, поговорили, пофилософствовали, а затем можно и домой в свой мирок, к уютному дивану до следующей «акции». Такие методы, такой образ действий создает лишь негатив в обществе, ведет к расколу. А нужен конструктив, нужны дискуссии, открытый и конкретный обмен мнениями. Целью должно быть не разрушение государства, а улучшение его, создание комфортных условий жизни для всех граждан, независимо от национальности.  Те же проблемы, что рождены событиями 1552 года, нужно решать не эмоциями, а рассудком. И главной идеей должен быть поиск способов окончательного примирения и взаимного прощения, а не перетряхивание грязного белья. Нужно помочь народной памяти очистится от искажений исторических событий и наслоений откровенной лжи. Наиболее оптимальным, как я считаю, действием в этом направлении было бы возведение в Казани мемориального центра примирения. Об этом я тоже писал. Но, видимо, так много, что газета просто «заткунула» мне рот и перестала публиковать. Теперь, я полагаю, всем поборникам «татарскости» стало легче жить и в окна их жилищ теперь всегда светит солнце. А газета «Звезда Поволжья» засияла новыми гранями на ниве национализма с примесью интернационализма.

        Поздравляю Вас, Рашит Ракипович!

    P.S. Для себя я определил место запятой после слова ДРУЖИТЬ. Интересно бы посмотреть, куда поставите её Вы?

    Юрий Шмелев.                  

              

1

Комментарии

9 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский17 ноября 2017 г.+1
    Как мне думается, Ваша идея о возведении в Казани мемориального центра примирения, послужит очередным "поленом" в костре, разожжёном националистами. И вообще, надо прекращать игры с якобы национальными республиками и автономиями. Одна нация в России и один народ. Федерализм потерпит крах, -только административно-территориальное деление законно в России.
    • юрий шмелев
      юрий шмелев17 ноября 2017 г.
      Добрый день, Андрей. Создание единого государства с одной нацией: «россияне», на мой взгляд, дело будущего, а память о падении Казани у татар находится на генетическом уровне. Нам, русским этого, наверно, не понять. Для нас взятие Казани, всего лишь еще одна победа русского оружия. Помните: «Казань брал, Астрахань брал…». Поэтому и нужен именно процесс взаимного примирения и прощения. В мире примеры этого есть. Да и в православии есть прощеный день. В народе говорят, что прежде, чем строить дом, выбери соседа. Почему так? Да чтобы мирно жить в будущем. Вот и здесь, прежде чем строить унитарное государство, нужно «помирить» соседей. На Украине этого не знали и начали людей ломать через колено. Вот и получили. Мне этого не хотелось бы.
      • Виталий Витальевич Бурлуцкий
        Виталий Витальевич Бурлуцкий17 ноября 2017 г.
        а нет никакого будущего у Вас Шмелёв. И Вы туда же тянете и всех нас. Весь русский народ. Вы как туз из рукава карточного шулера удачно всплыли и в "удачное" время. А где спрашивается ваши антиподы Шмелёв? Честно никогда на мой вопрос не ответите. Потому что Вы здесь не за этим.
        • юрий шмелев
          юрий шмелев17 ноября 2017 г.
          Уважаемый Виталий Витальевич, мой разум не способен уследить за полетом Вашей мысли. Ответьте просто: Вы запятую где хотите поставить. А о будущем можем поговорить позднее.
      • Андрей Громадский
        Андрей Громадский17 ноября 2017 г.+1
        В Сибири исстари проживает очень много татар. Внешним видом они ни чем не отличаются от русских, язык татарский почти не знают, так отдельные слова. Про взятие Казани никогда не слышал из их уст. Может это какие-то другие татары?
        • юрий шмелев
          юрий шмелев18 ноября 2017 г.
          Андрей, Вы наверно знаете, что татары, это вторая по численности нация в РФ. Они разные, есть поволжские, сибирские, крымские и т.д. Кроме того они еще разные и в этническом плане, например, есть мишары, которых не очень любят казанские татары. Обо всем этом при желании можно почитать в Интернете. История татар, на мой взгляд, по настоящему еще не изучена. Есть перекосы и в ту и другую сторону. Некоторые склонны считать их выходцами из Булгарского государства, другие говоря о том, что татары древнее шумеров. Здесь, что ни «ученый», то и особое мнение. В битве при взятии Казани, участвовали татары европейской части. Сибирские татары мало знают, что такое казанские татары и это естественно. Я много поездил по США и Европе. Там тоже наблюдается такое явление среди русских. Молодежь практически не знает русского языка и уж, конечно, почти все не согласны, что «Крымнаш».
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский18 ноября 2017 г.
    Спасибо за полезную информацию. Но, всё-таки, я уверен, что не такое уж и далёкое будущее России - это единая нация. Конечно, только в том случае, если в ней будет иной государственный строй. Ибо демократическое обустройство способствует разъединению народной массы по квазинациональным признакам.