Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

От Святой Руси к Территории жрачки и ржачки

  •  

     

           Многие мыслители XIX – первой половины XX столетий отмечали как одну из главных отличительных особенностей русского национального характера его религиозность.

           По словам Г.П.Федотова и Н.О.Лосского, христианство на Руси попало на благодатную почву. Как высшие, так и низшие слои общества усвоили его настолько, что «идеалом народа стала не могучая, не богатая, а «Святая Русь».

           Историк С.М.Соловьев подчеркивал, что древнерусские летописи, в которых говорится об отношениях друг с другом князей, бояр, докладах дипломатов, полководцев, полны упоминаний о Боге, мыслей о воле Божией. Князья перед смертью обыкновенно постригались «в иноки и в схиму».

           В истории русской мысли важнейшее место занимает именно религиозная философия. Высоко поднявшая нашу страну в глазах всего мира русская литература XIX века отличалась большой религиозностью.

           Ф.И.Тютчев мечтал, что Россия станет всемирной христианской монархией

           Владимир Соловьев отмечал, что «идеал русского народа имеет религиозный характер, он выражен в идее «Святой Руси».

           «Русский дух насквозь проникнут религиозностью», – писал С.Л.Франк.

           Устами одного из героев романа «Бесы» Федор Достоевский назвал русских «народом-богоносцем».

           Религиозность русских поражала и иностранцев, которым довелось близко узнать наш народ. Так, англичанин Стивен Грэхем писал в своей книге: «Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности».

           Однако в наше время, несмотря на восстановление и строительство церквей, как и на демонстрируемое телевидением присутствие на церковных службах первых лиц страны, назвать наш народ религиозным довольно сложно. Как в кулуарах отмечают сами служители культа, подавляющая масса прихожан посещает богоугодные заведения с единственной целью испросить помощи Небесных сил в решении своих бытовых проблем, в которых они, чаще по собственной инициативе, увязли по уши. Истинно верующих, признаются священнослужители, среди прихожан единицы. Но придавать сей факт широкой огласке им, понятно, крайне неловко, поэтому приходится брать эту неблагодарную роль на себя.

           Хроники нашей эпохи свидетельствуют не о религиозности, а, напротив, – о греховности и порочности нынешних соотечественников.

           По меткому определению журналистов еженедельника «Аргументы и факты», мы живем в эпоху «острой душевной недостаточности».

           «Зайдите в Третьяковку, пройдитесь по залам, где выставлены русские портреты, – советует Вячеслав Костиков. – Сравните их лица с лицами, которые вы каждый день видите по телевизору. Вы многое поймёте…»

           Классик отечественной литературы Фазиль Искандер сказал, что в 1991 году наша страна освободилась не только от тоталитаризма, но и от стыда, совести и морали: «Стремление к абсолюту совести породило великую русскую литературу. А стремление к абсолюту свободы – великое одичание общества. Советская власть, загнав народ в яму, тем самым невольно оградила его от пропасти. А сейчас мы, не удерживаемые ничем, балансируем на самом краю нравственной бездны».

           Аналитики отмечают, что современное российское общество в целом активно транслирует потребительство и безответственность. Наблюдается общее снижение  культурного уровня, разъединенность и пассивность граждан, уход от реальности в интернет. Как писала одна газета, «классическое требование «panem et circenses» («хлеба и зрелищ») у нас опустили еще ниже, до: «жрачки и ржачки!». Определение очень меткое – в самом деле, количество жующих на улицах российских городов заметно возросло, как и число людей с лишним весом. А чего стоят новогодние каникулы для всего народа, от мала до велика, когда в больницы поступает рекордное число пациентов, пострадавших от обжорства. И это несмотря на своевременные и регулярные предупреждения врачей в общедоступных СМИ о вреде чревоугодия.

           Не лучше обстоит и со зрелищами. Качество юмора, предлагаемого населению, опускается все ниже и ниже пояса. Ему соответствует и качество потребителей. Здоровым смехом, продлевающим жизнь, произносимые этими зрителями звуки назвать сложно. Слово «ржание» подходит гораздо больше. Причем не лошадиное, а гораздо хуже.

           «Всё превратилось в товар, включая такие вещи, как музыка, душа, человеческие отношения», – говорит композитор Игорь Матвиенко.

           «Потребительское отношение ко всему и вся, погоня за наживой, попрание всех моральных ценностей – все это стало нормой нашей жизни, – сокрушается актер Сергей Безруков. – Мы все время опасаемся какой-то угрозы извне, боимся, что нас кто-то может разрушить, и не понимаем, что разложение, разрушение происходит внутри страны. Мы сами это делаем!»

           «Сейчас у подростков формируется отсутствие моральных норм и табу: в жизни, исподволь внушают им, есть место только целесообразности, цинизму и деньгам. Посмотрите любую рекламу по ТВ – везде культ успеха, секса и красоты. В ней не находится места труду, уважению к другим, идее помочь беззащитным», – отмечает социолог Игорь Белобородов.

           «Сегодняшнее смутное время ведет к беде, – предупреждал сатирик Михаил Задорнов. – Беда приходит, когда люди забывают природные истины. Когда вместо любви – секс, вместо дружбы – целесообразность, когда предательство называется предвидением. Сегодня «честь» и «достоинство» выкинуты из родного языка. О них и речи нет».

           Подобные явления либералы с легкостью объясняют 70-летним правлением коммунистов, которые напрочь вытравили религиозность из сознания нашего народа.

           Если посмотреть на данное заключение только с позиций закрытия церквей большевиками, преследования служителей культа и пропаганду атеизма с материализмом, то может создастся впечатление, что либералы, безусловно, правы. Но если копнуть глубже, окажется, что в деле истребления религиозности из массового сознания русского народа роль либералов просто несоизмерима с потугами коммунистов. 

           Что такое большевистская идеология? Это, по заключению многих экспертов, псевдорелигия. Отвергнув Бога, большевики «абсолютизируют относительные ценности земного бытия и служат им с таким же почитанием, с каким религиозный человек относится к Богу и правде Божией, – писал Н.О.Лосский. – Служение идеалу коммунизма и построению общественной жизни на основе науки, без Бога, было для Ленина и его сподвижников своего рода религией. Писания Маркса и Энгельса играли в их мышлении и поведении такую же роль, как Священное писание в жизни христианина. …доказательством правильности их теории и практики служит не ссылка на опыт, а цитаты из Маркса и Энгельса, как христианский начетчик доказывает мысль выдержками из Священного писания».

           Марксизм-ленинизм требует свято верить в «светлые идеалы коммунизма»: ведущую роль в истории пролетариата, руководящую функцию коммунистической партии, священную борьбу с капитализмом и прочими угнетателями трудового народа, в исключительную материальность Мироздания, в светлое будущее всего человечества взамен рая на земле. Марксизм-ленинизм снимает с пьедестала Бога и водружает на него своих вождей, которых народ почитает некими сверхчеловеками.

           Конечно, все эти заключения не верны, но весь фокус в том, что они не задевают религиозности народных масс, они лишь совершают некие подмены. От того, что Бог заменен вождем, а заветы Моисея и Иисуса Христа – Моральным кодексом строителя коммунизма, народная душа не слишком-то и пострадала. Люди, как верили в честность, порядочность, ответственность, как уважали правду, добро, бескорыстие, совестливость, чувство справедливости, долга, так и продолжили верить и уважать. А все потому, что в целом ценности коммунизма совпадают с общечеловеческими ценностями, прописанными в Священных книгах.

           Это подтверждают не только престарелые россияне, ностальгирующие по СССР «исключительно по причине того, что тогда были молодыми» (так это трактуют либералы). В частности гражданин Литвы Ярас Валюкенас написал статью, в которой отметил: «Жители Литвы все больше ностальгируют по советским временам. Советская идеология не противоречила традиционным семейным и другим ценностям литовского общества. Человеческие пороки, которые осуждались Советской властью, осуждались также обществом и духовенством. Сегодня, в «свободном мире», эти пороки начали преподноситься уже как атрибут человеческого достоинства и даже как некая ценность. У многих жителей Литвы этот факт вызывает естественный внутренний протест».

           Совсем иначе обстоит дело с ценностями либерализма. Тут идет подмена самих основополагающих ценностей, на которых от начала держалось все человечество. Вы не найдете либеральных ценностей в Ветхом и Новом Заветах, их можно найти только в заповедях Сатаны. Либералы повсюду трубят о личных правах, но умалчивают об обязанностях. Прожужжали все уши свободой, но помалкивают о необходимости. Частную собственность и потребительство, как стиль жизни, возвели в культ. Разделили человеческую общность и солидарность на отдельные единицы, власть в государстве на независимые ветви, а само государство требуют упразднить до роли ночного сторожа, охраняющего покой свободных граждан. Провозгласили полную свободу частной предпринимательской инициативе, по существу отдав всю планету на разграбление алчным дельцам.

           «Сегодня массовые настроения людей определяются не Божией правдой, а информационными технологиями», – делает вывод патриарх Русской Православной Церкви Кирилл.

           «Путь к рынку не совпадает с дорогой к храму, как может показаться нашим неофитам, открывающим для себя рынок с энтузиазмом открывателей Америки», – писал  еще в 1991 году Геннадий Герасимов в статье «Рынок и совесть». Согласно другому известному высказыванию, «Если дорога не ведет к храму, она вообще не нужна».

           В наше время ценности либерализма приняли совсем уже извращенный характер. Государственные законы требуют защищать в первую очередь асоциальные элементы в ущерб добропорядочным гражданам. Гуманизм усматривается в создании комфортных условий заключенным преступникам. Придумана ювенильная юстиция и теперь у родителей можно отнять детей за чересчур строгое воспитание. Разрешены однополые браки и пропаганда гомосексуализма. Мигрантов, самовольно и нахально проникающих в европейские страны, те обязаны принять и поставить на социальное пособие. И т.д.

           Вот и возникает вопрос: кто же больше постарался в деле лишения наших соотечественников их традиционной религиозности – коммунисты или либералы? Кто превратил Святую Русь в Территорию жрачки и ржачки? А также в территорию зависти, жадности, злобы, ненависти, раздора, склочничества, равнодушия и прочих пороков? И какое светлое будущее может быть у такой территории?

3