1 октября 1941 года в Москве представители СССР, США и Великобритании подписали трехстороннее соглашение о поставках вооружения. Документ вошел в историю под названием ленд-лиз (в переводе с английского – сдавать в аренду, давать взаймы). К сожалению, после Победы в страшной войне победители стали ради пропаганды переписывать историю ленд-лиза, объективно ставшего самым крупным в истории примером международного союза для борьбы с общим агрессором.
Когда сегодня мы говорим о ленд-лизе, обычно имеем в виду поставки военной техники и продуктов питания из США в СССР. Правда однако в том, что в Англию за годы Второй мировой США поставили техники в 3 раза больше, чем в СССР. Конечно, нашей стране, особенно в первые два года, когда были потеряны промышленные районы и огромное количество техники при отступлении, поставки союзников очень помогли. Об этом сказал Сталин на торжественном обеде в 1943 году в Тегеране: «Без машин по ленд-лизу мы бы проиграли войну». Это признавал и маршал Жуков.
За годы войны по ленд-лизу СССР получил 18 400 самолетов (12% от произведенного в СССР), 18 500 танков и БТР (16%), 37 000 мотоциклов (130%), 430 000 автомобилей (165%). Последний пункт – пожалуй, самый важный. Автопарк Красной армии почти полностью состоял из американских машин. «Виллис» – штабная, «Форд» – амфибия для водных преград, «Студебеккер» (60% поставок) – тягач, который отправил в запас конную тягу и трактора. Шасси «Студебеккера» использовалось в системе залпового огня «Катюша». Сегодня трудно представить, но «Дженерал моторс» для поставок в СССР построил два завода в Иране.
Ленд-лиз поддерживал промышленность в СССР поставками меди (76% потребностей), алюминия (106%), олова (223%), вагонов (1020%), тушенки (480%). (Федеральное агентство по государственным резервам. «Резервы в годы Великой Отечественной войны»). Половина всей взрывчатки на фронте имела американское происхождение.
Однако Штатам ленд-лиз тоже был выгоден. Во-первых, он обеспечил качественный скачок и мировое лидерство американской экономики. Во-вторых, и это главное – ленд-лиз после объявления Гитлером войны Штатам 11 декабря 1941 года позволил отсрочить прямое военное столкновение с немецкой армией ценой огромных потерь союзника.
Надо добавить, само сопровождение конвоев по ленд-лизу было опасной операцией. В Арктике люфтваффе и кригсмарине затопили 15% морских караванов союзников. И если бы Сталин лично не поставил задачу по их охране перед главкомом Северного флота Головко, потерь было бы куда больше. Отбивая атаку на конвой, погиб первый дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов со знаменитым позывным «Прикрытие взял на себя». Кстати он летал на американском Киттихауке. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин летом 1942-го пересел на американский истребитель Аэрокобра.
При этом мне кажется кощунственным вопрос: «Могли бы наши деды победить без американской помощи?» Всякая помощь помогает только тем, кто достоин победы. Великий авторитет в военном деле Наполеон считал, что на войне моральный фактор в три раза важнее материального. Ленд-лиз породил союзнический дух, который своим политическим огнем деморализовал противника. Опыт сотрудничества и умение строить диалог – самый важный урок ленд-лиза.
Страшная угроза заставила две политически непримиримые системы – США и Советскую Россию – найти в годы Второй Мировой общий язык. Сегодня мы политически вроде на одно лицо – но общего языка не находится. Какой-то страшной угрозы не хватает?
Комментарии