Путин присвоил главе «Газпрома» Алексею Миллеру звание Героя Труда с формулировкой «За особые трудовые заслуги перед государством и народом». Миллер 31 января отметит 60-летний юбилей. «Газпром» он возглавляет с 2001 года.
Многие недоумевают, почему человек, получающий бешеные деньги за весьма неважный труд, стал нашим трудовым героем?
Отношение к труду и к тем, кто трудится, резко менялось в России за последние сто лет, и не однажды. Дворянство царской России вплоть до 1917 года в открытую именовало простонародье, т. е. всех трудящихся – «чернью». Сохранило эту милую привычку и после революции, в эмиграции. Послевоенных эмигрантов – отнюдь не друзей советской власти – немало шокировало, когда старые эмигранты простодушно спрашивали у них что-то вроде: «Вы ведь сами из порядочной семьи, не из черни?..»
Революция 1917 года и новая красная власть провозгласили совершенно иное отношение к труду и трудящимся. Как пелось в революционной песне:
Мы путь земле укажем новый,
Владыкой мира будет труд!
Это уважительное отношение к труду казалось в СССР настолько самоочевидным, естественным и незыблемым, что сохранялось до поры до времени даже у оппозиционной интеллигенции. Так академик Андрей Сахаров (кстати сам – трижды Герой Социалистического Труда) в своей первой диссидентской работе «Размышления...» (1968) одобрительно отмечал, что «только социализм поднял значение труда до вершин нравственного подвига». Братья Стругацкие, бывшие культовыми писателями интеллигенции в 60-е и 70-е годы, выражали своё кредо устами одного из героев: «Чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!».
Но постепенно, исподволь в «высших слоях» общества пробивались и брали верх совершенно иные настроения. «Работать», а уж тем паче физически, становилось «непрестижно». Карикатура 1964 года из советской печати: молодые стиляги сидят в баре и пьют коктейли. Один из них говорит: «Слыхал, Гарик-то совсем опустился: пошёл в шахту работать!». Однако в 60-е годы, вероятно, от такого рассуждения поморщились бы даже диссиденты. Но факт остаётся фактом – постепенно это отношение шаг за шагом становилось для нашей элиты общепринятым...
Возможно, завершающую символическую точку в перемене отношения к труду и трудящимся довелось поставить газете «Известия». В 1999 году эта вполне официозная газета опубликовала фотографию Валерии Новодворской, где та, улыбаясь, демонстрировала кукиш статуе рабочего на станции московского метро «Площадь Революции». Примечательно, что в этом поучаствовала газета, которая начинала в марте 1917 года как издание «Совета рабочих и солдатских депутатов». Теперь она перешла на позиции тех, кто тогда называл эти самые Советы «советами собачьих и рачьих депутатов». Круг замкнулся...
Нынешняя элита не просто презирает труд, трудящихся, но и люто ненавидит их чисто антропологической ненавистью. Какой же смысл на это искреннее, неподдельное чувство наклеивать улыбчивую маску показного уважения к труду? Кого она обманет?..
Но, если помните, у Салтыкова-Щедрина окрестные дворяне тоже осудили излишнюю прямоту своего собрата – «дикого помещика», пожелавшего избавиться от собственных крестьян. И когда он своего добился, приехавшие гости, такие же аристократы, как и он, только и говорили ему в сердцах: «Ну и дурак же ты, братец!» Поворачивались и уезжали. И были правы, поскольку без тех, кто на него каждодневно гнул спину, наш помещик одичал, оброс когтями и шерстью и обратился в животное.
Так что нынешнее учреждение звания «Герой Труда» можно прокомментировать так: фракция не окончательных «диких помещиков» одержала верх над фракцией окончательный. И теперь трудящихся бывшего СССР ждёт не только дальнейшее планомерное урезание их трудовых и социальных прав, не только запреты забастовок, не только расстрелы бастующих, уже опробованные в Казахстане, но и сверкающие цацки-бирюльки, пожалованные им барской милостью. Ну, и себя, наверное, герои рабского труда на галерах тоже не забудут.
Как говорится в другой сказке Салтыкова-Щедрина: «Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать! Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водку да пятак серебра – веселись, мужичина!»
Ну а сегодня этот «пятак серебра» в виде звезды Героя и выслали уже не мужику, а своему брату – «дикому помещику»...
Комментарии