Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Журналист кремлёвского пула

  • Кремлёвский пул – это журналисты федеральных российских СМИ и основных зарубежных информационных агентств, аккредитованные в пресс-службе Кремля для освещения работы президента и премьера страны.

     

    Как попадают в президентский пул

     

    В стандартную президентскую поездку едут где-то 25–30 человек. Это и есть основной пул: шестеро от российских информагентств (РИА «Новости», ТАСС, «Интерфакс»), два иностранных агентства (Reuters и Bloomberg), газеты («Коммерсантъ», «Ведомости», «Известия», «Московский комсомолец», «Комсомольская правда»), телевидение, интернет-СМИ («Лента.ру», «Газета.ру», Lifenews), радио («Маяк» и «Голос России»). В последнее время стало ездить китайское агентство «Синьхуа». По какому принципу они отбираются, я не могу сказать: мне кажется, по принципу международной значимости. У них есть свой личный видеооператор и личный фотограф. Их материалы мы и видим на сайте Кремля или правительства.

    Люди сюда попадают в большинстве своём опытные. Сама я сперва работала в премьерском пуле, а потом уже перешла в президентский, совсем чуть-чуть даже успела застать премьера Зубкова. Люди часто меняются – кто-то уходит на повышение, кто-то уезжает, кто-то просто говорит: «Всё, заканчиваю, хватит», – потому что работа стрессовая.

    От американского пула наш отличается тем, что здесь люди в среднем моложе. Мне, например, не встречались в американском пуле журналисты младше 30 лет.

    Я не знаю, как точно проходит сама аккредитация. Заявки собирает пресс-служба президента и дальше передаёт данные в ФСО, которые проверяют людей по своим каналам. Был случай, когда журналиста Андрея Козенко (специальный корреспондент интернет-издания Meduza) не аккредитовали за то, что пару раз его забирали в милицию на митинге. То есть журналист должен быть чистым, не привлекаться. Политические взгляды не проверяют.

    В пуле есть шутка, что Владимир Владимирович никогда не опаздывает, потому что когда он приходит, всё сразу начинается.

     

    О легендах и подставах

     

    Поскольку пул проводит друг с другом огромное количество времени, в нём возникают конфликты, складываются симпатии, возникают и распадаются союзы, бывали и свадьбы. Конечно, все дружат со всеми, но здесь это вынужденная дружба.

    Телевидение, как правило, тусуется самостоятельно. У них свои задачи: они работают в своём графике, дописывают озвучки и так далее, когда основной пул уже уехал куда-нибудь гулять или упал мордой в подушку. Одни и те же люди могут ездить годами, есть свои легенды. Например, Вячеслав Константинович Терехов, один из основателей агентства «Интерфакс», который ещё с Брежневым работал. Он – патриарх нашего кремлёвского пула. Ему уже за 70, и он потрясающий. Он везде летает, по три часа ждёт со всеми и не жалуется. Андрей Колесников, специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ», вообще изобретатель вот этого жанра репортажа (очерки и заметки о Путине), придумал этот ироничный в определённой степени стиль. Он в нём расцвёл, дотронулся до солнца и, думаю, в нём умер, потому что невозможно десять лет писать одно и то же. А политические взгляды оценивать – мне всё равно, это такая интимная вещь, как религия.

     

    О вечных опозданиях и ожиданиях

     

    Самое сложное – научиться ждать, потому что ты ждёшь всегда. Путин действительно опаздывает. В пуле есть шутка, что Владимир Владимирович никогда не опаздывает, потому что, когда он приходит, всё сразу начинается. Объяснение всегда одно – «важные государственные дела». Кстати, к папе римскому он опоздал, потому что его задержал премьер Италии в Милане. Это реальная причина.

    Самое долгое ожидание – когда он ещё был премьер-министром, и мы ждали в Мурманске три дня. Тогда случилось известное извержение вулкана Эйяфьятлаёкудль в Исландии, и он из-за пепла не мог до нас долететь.

    Приближение Путина – это совершенно особое ощущение. Оно чувствуется всегда. Где-то за полчаса до его появления воздух сгущается. То есть все стоят на своих местах. Включается режим: если до этого можно относительно свободно передвигаться по площадке, ходить курить, громко смеяться или что-то ещё, то вот здесь возникает напряжение: «Сейчас оно начнётся». И оно начинается. Это ни с чем нельзя спутать. 

     

    О пресс-службе, протоколе и ФСО

     

    Отношения президентской пресс-службы с журналистами разные: всё зависит от сотрудника. Среди сотрудников пресс-службы президента, кстати, много женщин. Есть известная байка, как однажды Путин посещал подводную лодку. Он начал спускаться в отсек, за ним последовала охрана и пресс-служба, среди которой была женщина. Суеверные военные начали протестовать, на что она им ответила, что она «не женщина, а сотрудник пресс-службы».

    Журналисты пула летают авиапарком специального лётного отряда России из Внуково-2. Это правительственный аэропорт. Раньше это были 154-е, 96-е, 214-е, 204-е. Сейчас 154-е тушки списали. У Лаврова тоже есть «свой» самолёт, у Медведева тоже, естественно, свой. Пул МЧС летает бортами МЧС из Раменского, журналисты, работающие с Минобороны из Чкаловского – бортами военного ведомства. «Свои» борты СЛО «Россия» есть и у Нарышкина с Матвиенко, у которых тоже есть свои пулы журналистов.

    Путина возит личный самолёт. Их несколько. Они более комфортабельные, там установлена вся необходимая спецсвязь. Журналисты, охрана, пресс-служба, протокол летят вперёд, потому что они должны быть на местах к началу мероприятия. Они выезжают с определённым зазором, чтобы, когда он приехал, началась программа и всё было готово.

     

    Об «укатайках» и душе за 150 долларов

     

    Отдельное «развлечение» для пула – бег к самолёту для того, чтобы успеть занять удобное место. От того, успел ты или не успел, зависит уровень комфорта во время всего полёта. Одно дело, если ты летишь в Санкт-Петербург – это фигня. А если летишь, извините, во Владивосток – это уже очень важно.

    В среднем, если ты работаешь в пуле, у тебя получается по одной командировке в неделю. Если людей мало, бывает и по две поездки в неделю. Есть поездки, которые длятся неделю, их называют укатайками. Чем жёстче укатайка, тем привлекательнее, потому что это шанс побывать в таких местах, в которые ты никогда в жизни сам не доедешь. Например, кто из москвичей был в Тикси?

    То, что перед приездом Путина в городах кладут новый асфальт – всё правда, поэтому иногда кажется, лучше бы почаще ездил. Хотя бывают и откровенные перегибы – например, власти Уфы закатали газоны в асфальт и закрыли дома непонятными растяжками.

    Когда путешествуешь с президентом, понимаешь, что никогда в жизни не доедешь из Москвы до какого-нибудь дальнего региона, потому что дешевле слетать в Аргентину, чем на родную Камчатку, хотя на Камчатке в сто раз круче. Поэтому особой популярностью пользуются полёты в Красноярский край, на Камчатку, в Магаданскую или Архангельскую область.

     

    О Пескове и его свадьбе 

     

    Президента всегда сопровождает его пресс-секретарь Дмитрий Сергеевич Песков. За исключением тех редких периодов, когда он берёт отпуск. Одному богу известно, как он выдерживает все эти нагрузки.

    Честно говоря, я в шоке от его свадьбы, переросшей в День ВДВ. До Украины и до истории со свадьбой Песков казался одним из наиболее адекватных чиновников, которые работают так высоко. До него всегда можно было дозвониться (иногда он даже отвечал на СМС) и взять комментарий, можно было решить вопрос. Песков казался достаточно интеллигентным, с хорошим чувством юмора – в общем нормальным. Опять же, нам же не детей вместе крестить, а работать. Работать с ним было комфортно.

    Первый звоночек прозвенел, когда журнал Tatler опубликовал большое интервью с его бывшей женой, которая рассказывала, как она живёт в Париже и хочет возрождать традиции русских салонов. Это выглядело странным и непонятным – неужели он не понимал, какой эта история вызовет резонанс в обществе.

    История со свадьбой перевернула впечатление об этом человеке полностью. Многие мои знакомые чиновники были откровенно шокированы размахом мероприятия и, мягко говоря, неприятно поражены. Тем более что именно Песков ранее говорил о том, что некоторым чиновникам следует быть поскромнее.

    Недавно свадьба была и у Кожина, бывшего управляющего делами президента, ныне помощника по военно-техническому сотрудничеству. Но, по сравнению со свадьбой Пескова, это были просто шашлыки с друзьями. Я думаю, что она праздновалась с не меньшим размахом, просто гости и организаторы больше заботились о конспирации. Всем хочется жить богато, тем более чиновникам. Другой вопрос, что в демократическом обществе доходы госчиновников строго подконтрольны и весьма прозрачны.

    До Украины и до истории со свадьбой Песков казался одним из наиболее адекватных чиновников, которые работают так высоко.

      

    О жизни президента

     

    Каждый день президент работает допоздна. Встаёт, плавает в бассейне и едет на работу. Путин точно работает шесть дней в неделю. По тем же субботам и иногда по воскресеньям идёт такая не совсем публичная работа, но я точно знаю от источников по разным министерствам и ведомствам, что их начальники готовятся к тому, что они работают и в субботу, и в воскресенье, и, если надо, то допоздна.

    Я была в Ново-Огарёве не раз. В самом доме, где живёт Путин, мы не бываем. Мы бываем в его рабочем доме. Там есть рабочий кабинет, каминный зал для переговоров с иностранными делегациями, большой зал, где проходят встречи с правительством или какие-то более многочисленные мероприятия, кухня, бильярдная. Там стоит большой русский бильярд, в который играют журналисты и пресс-служба.

    Если у Путина срочный телефонный разговор, он прерывает мероприятие и выходит в помещения, нам недоступные. Лидеры государств связываются по спецсвязи, к ней же подключены соответствующие переводчики, если требуется их помощь. По правилам протокола лидера страны переводит его собственный переводчик. Например, в переговорах с Вьетнамом Путина будет переводить россиянин-вьетнамист, а президента Вьетнама – вьетнамец-русист.

    У Путина действительно нет мобильного телефона, нет аккаунта в соцсетях. Но у него есть куча дайджестов и аналитической информации, которые ему готовят управления, ФСБ и пресс-служба. Каждый день, а иногда и несколько раз в день, ему готовят дайджесты основных СМИ. Для этого они пользуются разными источниками, в том числе и «Медиалогией». Я не уверена, что в дайджесты Путину попадают какие-нибудь соцсети, но то, что они мониторятся, как бы медицинский факт.

    Некоторые зарубежные СМИ переводятся, немецкие и английские он читает сам. Путин вообще здорово английский подтянул: он где-то находил время, чтобы заниматься с учителем английского. Ещё я знаю, что он действительно по ночам учился играть в хоккей.

    Президент любит классическое искусство: балет, оперу, классическую музыку. В путешествие на «Ладе-Калине», когда он ещё был премьером, он брал с собой в том числе диски Лепса. Имиджем Путина, я думаю, занимается Песков. Кто ему подбирает галстуки, я не знаю. Может быть, сам. Визажисты, я думаю, точно есть. Вероятнее всего, ему колют ботокс или что-то похожее, потому что сложно объяснить небольшое количество морщин на лбу в таком возрасте. Когда много софитов и телекамер, его обязательно гримируют, потому что иначе лицо начинает блестеть.

    Что с женой Путина – я не знаю. Вариантов множество. Про Кабаеву тоже не слышала. Я никогда не пыталась выяснить эту сторону вопроса, она меня совершенно не волновала. Про ближайших друзей Путина сказать сложно: журналистов в этот круг не пускают. Но, наверное, это Сечин, Иванов, Ротенберги, Чемезов, Тимченко, Медведев. У него также тёплые отношения с Герхардом Шрёдером, Матиасом Варнигом, Сильвио Берлускони.

     

    Почему Путину не задают неудобные вопросы

     

    Про большие пресс-конференции надо понимать вот что. Есть основные СМИ, которые каждый год задают вопросы. Но Песков прекрасно понимает, что есть журналисты, которым нельзя не дать задать вопрос, но, с другой стороны, есть все остальные, для которых это – единственная возможность в жизни.

    Сперва кажется, что регионалы спрашивают какую-то ерунду. И только потом понимаешь, что федеральная повестка в регионах – это, конечно, важно и интересно, но единственная возможность у «Вятского кваса» засветиться на всю страну – озвучить проблему местного производителя на пресс-конференции с президентом. Поэтому как-то начинаешь с пониманием ко всему этому относиться.

    Постановочные вопросы, организованные пресс-службой и протоколом, конечно, бывают. Помню, в Воткинске один сотрудник ракетного завода спросил Владимира Владимировича о судьбе Муаммара Каддафи и европейской операции в Ливии. Это, конечно, странно было, но такой нежданчик всегда лучше, чем рутинное совещание.

    Почти 90 % вопросов журналистов на пресс-конференциях, как правило, действительно собираются заранее. При этом заявить можно совершенно любой вопрос. Вопросы о здоровье и о личной жизни считаются немножко бестактными. Я бы не сказала, что это предмет первейшего интереса журналистов пула. Международная и внутренняя повестки значительно важнее, чем «где вы были полторы недели в марте» и «кто в данный момент ваша возлюбленная».

    Бывали прецеденты, когда журналистов отправляли «отдохнуть». Тебе говорят что-то вроде «чтобы я тебя не видел две недели». Но обычно большинство журналистов пула радостно воспринимают это двухнедельное отлучение: «О, отпуск!» То есть можно планировать свою жизнь. Такие отлучения в последнее время практикуются всё реже и реже.

     

    О том, почему всё так

     

    Администрация президента – это огромное количество чиновников, которые работают по-разному. У нас на слуху управление внутренней политики, пресс-служба и протокол. Есть ещё контрольно-ревизионное управление, которое контролирует исполнение указов президента и его поручений. Есть главное правовое управление, которое даёт оценку той или иной законотворческой деятельности. Есть антикоррупционное управление, работа которого вообще достаточно закрытая. В Кремле сидят Владимир Владимирович, там есть кабинеты у Иванова (главы администрации), по-моему, у Володина, естественно, у Пескова. Администрация сидит на Старой площади. Что они за люди и что у них в голове – я понимаю не всегда. Но они такие же люди, как мы.

    Например, Медведев любит рок-музыку, причём как отечественную, так и зарубежную. Глава администрации президента Сергей Иванов тоже рокер – он без ума от Deep Purple. Лавров любит сплавляться по рекам. Все они в той или иной степени любят виски, хорошую шутку, читают книги. Они тоже люди – своеобразные, принимающие странные, подчас очень противоречивые решения. Нельзя сказать, что они из какого-то другого теста, чем народ. И поляризация среди них из-за Крыма тоже была. То есть там происходит по большому счёту то же самое, что и в обществе.

    Понятно, что есть разные лоббистские группы – и внутри администрации, и внутри Госдумы, и Совета Федерации. Когда Путин начал говорить про гранты, на которых подсаживают школьников, многие были в шоке. Значит, кто-то же сказал ему это, кто-то же ему это напел. Только я не понимаю, кто и зачем. Я общаюсь с людьми, которые занимают руководящие посты в администрации. Они вменяемые люди, интересные собеседники, вполне логично могут объяснить то или иное собственное действие. Просто они все разные.

    Возможно, в этом хаотичном наборе новостей я вижу чуть больше логики, но сказать, положа руку на сердце, что я понимаю, куда мы идём и в какой точке окажемся через год, я не могу. Такое же ощущение у многих, особенно после крымской истории, которую вообще никто не ожидал. Однако не стоит искать везде скрытых смыслов и подвоха, как очень любит наша интернет-общественность. Какие-то вещи, на самом деле, значительно проще, чем кажутся на первый взгляд.

    Понятно, что, когда берёшь людей поодиночке, они все прекрасные и замечательные. А если смотреть в целом – я думаю, что место вокруг Путина просто проклятое. Как «Автоваз». 

     

    Саша Шевелева

6

Комментарии

1 комментарий
  • Денис Грачев
    Денис Грачев15 августа 2015 г.
    Описано все просто и честно: кто эффективней отлижет правящую задницу, тот и на коне. Главное, не спрашивать лишнего, не строить из себя спасителя отечества. Примерно как еще Высоцкий написал: «А молчальники вышли в начальники, потому что молчание – золото!»