Люди у нас до сих пор путаются относительно двух разных ролей: профессионального политика (или кандидата в таковые) и политического потребителя (спикера, отражающего потребительский запрос).
«Политик» – тот, кто борется за власть и лидерство для себя и своей группировки. «Политический потребитель» – простой гражданин, способный сформулировать «запрос потребителя» в сфере политики, то есть выразить мнение своей социальной группы с той целью, чтобы они были услышаны политиками.
Эти роли предполагают принципиально разные модели поведения. Например политику выгодно быть «обтекаемым», чтобы сохранить свободу маневра. О многом политику лучше вообще умалчивать, где-то – слукавить, где-то – отделаться двусмысленностью. А политический потребитель, напротив, должен быть предельно резким и честным, формулируя запрос своей социальной группы.
Возьмем, к примеру, вопрос о политике в отношении враждебных наций и этнических групп. Политику прежде чем высказывать что-то определенное и резкое, надо трижды подумать. А я, как политический потребитель, имею право «резать правду матку» и особо не выбирать выражения. Мне не нужно, скажем, на всякий случай «беречь себя» для роли посла в Эстонии, поэтому я могу крыть эстонцев в три этажа. И политику это будет только на руку: он, в случае чего, сможет прикрыться на переговорах «народным мнением» и разыгрывать роль «доброго следователя».
В своих текстах на политическую тему я последовательно выступаю именно как потребитель: формулирую политический запрос социально близкой для меня группы – «работающая провинциальная интеллигенция». Но при этом не занимаюсь оргдеятельностью, не конкурирую за спонсорские ресурсы, не борюсь за лидерство над тусовками активистов.
Политик, читающий мои размышления, по-хорошему должен поблагодарить, принять их к сведению и далее использовать в зависимости от того, хочет ли он добыть себе популярность в глазах близкой мне социальной группы. На практике однако реакция обычно совершенно иная: люди воспринимают это как претензию на лидерство и начинают «бороться», «обличать», «учить».
Представьте, приходит в маркетинговый отдел Кока-колы потребитель и начинает рассказывать, что он и его друзья очень любят колу, но она им кажется недостаточно сладкой. А маркетологи вместо того, чтобы отделаться формальной благодарностью лояльному клиенту или подумать о новом сорте в линейке колы, начинают обзывать его «подлым агентом пепси», заклеивать рот скотчем и т.п. И в то же время жалуются, что люди, предпочитающие «послаще», почему-то игнорируют колу и покупают пепси. «Наверное, здесь какой-то заговор».
В некоторых случаях возникает курьезная аналогия. Вы приходите в магазин и в качестве потребителя одобрительно высказываетесь о марке стирального порошка: «Классно стирает, всем рекомендую его покупать». Стиральный порошок неожиданно обижается и начинает с вами войну не на жизнь, а на смерть, ибо вообразил, что вы таким образом как-то под него копаете и над ним глумитесь. А причина именно в том, что своей паствой он считает исключительно «мычащих», а любой «говорящий» не из тусовки, даже если это потребитель, автоматически трактуется как конкурент, от которого следует ожидать только подвоха.
В этом отчасти виновата и инерция советских традиций, поскольку в советские времена роль политического потребителя была сведена к пустой фикции. Выступавшие «от имени трудящихся» обычно просто озвучивали роль, предписанную свыше – и окружающие это прекрасно понимали. Но в обществах хоть немного нетоталитарных политический потребитель – далеко не фикция. Желание на советский манер «подавить» политического потребителя, игнорировать его любой ценой, ошельмовать его как подлеца и негодяя, – это глупость. Последние выборы в Америке это хорошо показали.
Столь же опрометчивый шаг – пытаться навязать политическому потребителю некую «корпоративную дисциплину». Если применить аналогии с рекламным бизнесом, то политический потребитель работает не в агентстве, а «на стороне клиента». Поэтому к нему в принципе нельзя применять те требования корпоративной лояльности, которым должны подчиняться маркетологи и рекламщики, работающие в агентстве.
Вообще, требовать от политического спикера или активиста корпоративной лояльности следования «линии партии» можно, только если это оплачивается причастностью к власти в организации или какими-то материальными бонусами. К свободным спикерам и активистам, которые находятся за рамками корпоративного «обмена пряниками» на стороне потребителя, и подход должен быть принципиально иным.
Главная проблема большинства движений, выступающих от имени русских, состоит в том, что они в принципе исключают нишу политического потребителя. Они исходят из советской модели, когда организованная партия была противопоставлена народу как неорганизованной гугнивой массе, не способной говорить за себя. А всякий, кто способен осмысленно высказаться за себя и других, но не вхож в правящий слой, почитался конкурентом и кандидатом на уничтожение.
В итоге получается абсурд. С одной стороны, люди сетуют на неприученность русских к самоорганизации, а с другой – сами же воюют с элементами этой стихийной самоорганизации: спикерами, выражающими запрос потребителя. С одной стороны, призывают «бороться с советчиной», а с другой – сами являются воплощением советской политической бюрократии, признающей только слепое, нерассуждающее следование «линии партии».
Короче, потребителя надо уважать: в политике – так же, как и в бизнесе.
Комментарии