Александр Проханов, тип продажный, но небесталанный, очень верно, на мой взгляд, написал:
«Пусть придут на войну музыканты и композиторы, создадут свои песни и симфонии, подобно Шостаковичу и Лебедеву-Кумачу. Пусть писатели и поэты спустятся в окоп, напишут поэмы и повести среди посвистов реактивных снарядов, как это делали Шолохов и Симонов. Образ солдата, армии, лидера – это оружие не менее мощное, чем фрегат «Адмирал Горшков», оснащённый «Цирконами». Необходимо сформулировать смыслы, которые побуждают человека идти воевать, рабочих на танковых конвейерах – трудиться в три-четыре смены, волонтёров – собирать по крохам деньги и посылать на фронт в окопы коптеры и бронежилеты».
На 11-й месяц кровавой схватки, которую мы до сих пор боимся назвать войной официально, стало ясно, что без настоящего сплочения вокруг какой-то зажигательной идеи в ней не победить. В Великой Отечественной такой идеей для нас стало освобождение Родины от напавшего на нее врага. А вся цель этой СВО: пусть я лишусь глаза, лишь бы ненавистный сосед – двух. Но она карикатурна, а не зажигательна. Поэтому и порождает только всякие карикатуры, сатирические стишки и прибаутки – причем антивоенного пошиба исключительно. Ни одной хоть сколько-то удачной провоенной строчки или картинки в жанре малой формы, блистательно сражавшейся за нас в Отечественную, я нынче не встречал.
Справедливую прохановскую тезу подхватили и другие. Один из руководителей ЕР в Госдуме Дмитрий Вяткин предложил пораженческий «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына заменить в школьной программе на патриотические «Молодую гвардию» Фадеева и «Горячий снег» Бондарева. Даже сам вождь, затеявший всю нынешнюю мясорубку и явно заметавшийся в поиске новых ресурсов для нее, обратился к той же духовной подкачке его спускающей военной шины:
«Безусловно, переговорю и с министром просвещения по поводу необходимости вернуть в школьную программу произведения наших советских классиков, которые формируют общественное, историческое сознание целых поколений».
Речь о тех же «Молодой гвардии» и «Горячем снеге», о стихотворении «Сын артиллериста» Симонова, о книге «Брестская крепость» Смирнова и других военно-патриотических вещах. Поняв, похоже, что современное искусство с помощью возрожденной при нем средневековой цензуры удалось сполна похоронить, он и призвал расчехлять советские арсеналы – зачехленные прежде в силу известных угодливых причин.
Но все равно выходит замкнутый круг! Без духовного подъема эта мясорубка как следует не мясорубит – а то, что она творит, не порождает на духовной ниве ни шиша! Но одного «повторения задов» для настоящего прорыва, как верно сформулировал Проханов, мало!
Каков же выход? Их сейчас у нас, я полагаю, всего два. Один – собрать творческий костяк из Проханова, Прилепина, Клишаса и им подобных, как собирался для идейного обоснования обнуления Конституции в 2020-м, и обнулить эту безвыходную для нас СВО. То есть с позором отступить, заплатив отступные – все равно дешевле выйдет, чем в итоге утонуть в ней с головой. А за счет творческой подлости мастеров угодливого жанра максимально обрядить этот пораженческий позор в тоги святого миролюбия и великодушной царской милости. Народ все слопает за милую душу, а если какие-то вояки заартачатся – с Навальным живо их местами поменять. Ну или просто присадить к нему.
И второй исход, о котором застрекотали вновь Володин с Медведевым: жахнуть из последних ядерных сил в надежде легкой смерти для народа под «Врагу не сдается наш гордый Варяг!» – и на глубинный бункер для вождя и для себя.
Третьего выхода, если верить речам тех же военных застрельщиков о необходимости для победы великого духовного подъема – нет. Поскольку взяться этому подъему неоткуда, не диванная же моль, способная в ее бессильной злобе только повторять за кремлеботами про «салорейх» и «хохломразей» – что-то в этом духе породит.
Комментарии