15 апреля 1988 года в СССР начались лётные испытания самолёта Ту-155 – первого в мире, использующего в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ.
Ту-155 обогнал свое время. На нём впервые применили системы, к которым человечество ещё вернётся. И этот самолёт достоин стоять в музее, а не среди забытых списанных машин.
Эта уникальная машина – летающая лаборатория для отработки систем и двигателя, использующих криогенное топливо. Работы в этом направлении велись в конце 80-х годов. А сейчас этот чудо-лайнер тихо стоит среди списанных самолетов в подмосковном Жуковском. Несколько раз его хотели разрезать на металл.
Максимальная дальность полёта Ту-155 – 2800 км. Продолжительность полёта на криогенном топливе – 2 ч. Масса пустого – 52 т, взлётная нормальная – 98 т. Максимальная скорость – 950 км/ч, крейсерская – 850 км/ч. Экипаж – 4 чел.
Стоит пояснить, что такое криогенное топливо и чем оно отличается от углеводородного.. Криогенное топливо означает «рожденное холодом». А криогеника изучает изменения свойств различных веществ в условиях крайне низких температур. В данном случае речь идет о жидком водороде, который хранится и перевозится в жидком состоянии при очень низких температурах. И о сжиженном в таких же условиях природном газе.
Немного из предыстория появления этого самолета. В середине 70-х годов в связи с дефицитом мировой добычи нефти и углублением энергетического кризиса во всем мире интенсифицировались работы по применению альтернативных видов топлива в промышленности и на транспорте.
В СССР Академией наук вместе с рядом научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро была разработана программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому внедрению водородной энергетики в народное хозяйство. В авиационной промышленности она получила название «Холод». Московскому машиностроительному заводу «Опыт» им. А.Н. Туполева было поручено создание летающей лаборатории, использующей в качестве топлива жидкий водород (на базе самолета Ту-154Б). Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.
В ходе создания летающей лаборатории выявилась необходимость значительного расширения объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В этот же период обострился дефицит традиционных видов топлива для транспортных средств (керосин, бензин) и потребовалась замена его природным газом, который для авиации наиболее приемлем в сжиженном состоянии – СПГ (сжиженный природный газ). Исходя из этого в авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) им. А.Н. Туполева в 80-е годы и был создан первый в мире самолет-летающая лаборатория Ту-155 (первоначальное обозначение ЛЛ Ту -154).
Но этот колоссальный задел, который при нормальном развитии наших экономики и производства обеспечил бы нам место лидера в мировой авиационной гонке, был просто выплюнут ельцинско-путинской системой. С такими лидерами, как Ельцин и Путин, способными только гасить толковых соперников, но не зажигать свое, мы и старое делать разучились, ну а о новом и мечтать забыли. Только хаять в оправдание своей ничтожности сделанное в прошлом – для чего много ума не надо.
Комментарии