Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Религия как товар

  • В  1930-е годы был снят знаменитый советский фильм «Праздник святого Йоргена». В нем популярно рассказывалось, что с экономической точки зрения  религия – это товар. А  религиозные организации – бизнесы по его продаже.

    Религиозный товар  – это обещание безусловной (без условий «за что») любви, подобной материнской, а также обещания решить жизненные проблемы, избавить о тяжелых болезней и т.д. Религиозные организации  продают верующим этот товар

    Причем давно замечено, что  религия – бизнес этот очень  выгодный:  церковное начальство имеет мерседесы, часы за 50 тыс. евро, яхты и дворцы.

    Религий много, и между ними идет жесткая конкуренция за покупателей, то есть верующих. Особенно  жестко ксёндзы конкурируют за  богатых козлевичей со своим автомобилем.

    Религиозные организации идут за платежеспособным потребителем, потому, например,  православие в России – религия мегаполисов, а не глубинки.  Им увлекается средний класс и выше  – высокооплачиваемая интеллигенция и предприниматели.

    Московская программа «храмы шаговой доступности» – это именно отсюда, сам термин взят из маркетинга – «магазин шаговой доступности».

    Ну и главная причина, почему в Екатеринбурге  начальство РПЦ (люди весьма умные) уже 10 лет упорно впихивает свой «храм на сквере» в центр города, а не в густо населенные простонародьем жилмассивы на окраине. В центре – богатые жители в дорогом жилье. А на окраине свободного места полно и окраинное простонародье больше численно, но платежеспособного спроса в этом месте нет, а значит, выгодных продаж не будет.

    Ну и в бизнесе самое выгодное дело – казенные подряды на поставку, например для армии, полиции. школ и т.д.

    Солдат не может отказаться есть поставленную армии тушенку – в религиозном бизнесе то же самое...

     

    Эти же рыночные законы лежат в основе устройства монастырской жизни, как и того мира, от которого вроде бы люди в монастырь ушли.

    Просты и понятны рыночные механизмы в монастырских мелких бизнесах. Изготовление сувениров, шитье облачений, производство экопродуктов питания, издание книг – совершенно нормальное и законное для монахов дело. Таким же микробизнесом было плетение корзин, циновок и прочего хендмейда древними пустынниками. Особенно если работают сами сестры-братья, а не «крепостная деревня» (вот тут есть различие: в большинстве женских монастырей пашут сами сестры, а в мужских, где есть товарный бизнес – «крепостные» трудники или наемные работники).

    Но вот что странно – те же маркетинговые инструменты применимы и к тому, что должно бы считаться «духовной жизнью».

    1. Позиционирование. Мы – монахи, молимся за весь мир, за Россию, за православие, за РПЦ, за свой город, регион, за конкретных людей, которые принесли денежку.

    2. Целевая аудитория. Основной сегмент (особенно в сельских монастырях) – женщины 50+ невысокого достатка и статуса. Для них основной посыл – мы помолимся, чтобы решились ваши проблемы. Если монастырь только начинает восстанавливаться, то – мы бедные, негде главу преклонить, помогите, а мы уж за вас помолимся.

    Другой сегмент целевой аудитории – люди обоего пола от 40 лет с достатком выше среднего или статусные персоны местного масштаба. Для них то же самое плюс дополнительно: мы восстанавливаем порушенные святыни, духовные традиции, развиваем духовность и сами уже не простые люди, а особые, духовные, и вы с нами имеете возможность к этому приобщиться, стать выше других.

    Тут надо сказать, что с помощью только этих двух пунктов, грамотного позиционирования, без продажи чего-либо, кроме образа самих себя и туманных обещаний неопределенных молитв, монастыри получают очень немало денег путем прямого сбора пожертвований и путем государственных грантов и программ реставрации.

    3. Уникальное торговое предложение. Молитва сегодня «услуга» распространенная, «молитвенный рынок» широк, поэтому есть необходимость выделиться, создать свое особое гнездовье. Его создают несколькими способами.

    а) Самый действенный – наличие живого старца в монастыре. Как вариант – могилки старца, старицы, блаженной юшки. Они помолятся за всех и за всё.

    б) Наличие мощей святых. Это менее доходно, чем живые старцы. Рекламируются обычно молебны и акафисты у этих мощей.

    в) Наличие чудотворных или хотя бы эксклюзивных, чем-то особенных икон (например афонских), также икон с частицами мощей и мощевиков. Имеют преимущество обладатели редких и необычных святынь: икона с обручем, чугунок на голову, вериги и посохи, которыми можно себя побить по больным местам и др. Рекламируются тоже требы у этих святынь.

    г) Необычное расписание служб (ночные вне конкуренции) и треб (соборование каждый день, молебны каждый час).

    д) Эксклюзивные требы (исповедь за всю жизнь, на которую записываются и приезжают автобусами), 40 литургий (не сорокоуст, а в разы дороже из-за придуманного бонуса), поминовения на длительные сроки «с частицей» и «без частицы»). Неусыпаемая Псалтирь — это распространенная монастырская треба, а бывает еще «неусыпаемый» акафист.

    4. Конкуренты. Если игумен или игуменья мобильны, много ездят по чужим монастырям, то перенимают, внедряют у себя «молитвенно-маркетинговые» изобретения и прочие лайфхаки друг друга. Если они имеют особенные бизнес-таланты, то дополняют чужие изобретения собственными фишками для уникальности.

    5. Интернет-продвижение. Сейчас почти все монастыри имеют сайты. Мало кто заморачивается с их оптимизацией, настройкой рекламы, они в основном служат для информационных целей по конкретному запросу в поиске. Качество их сильно разное, зависит от того, как понимает нужность этого начальство, и от человека, которому это поручено.

    Те монастыри, в которых начальство понимает нужность интернет-продвижения, имеют не только приличные сайты, но и страницы в соцсетях. И эти страницы служат ровно тому же, что и бизнес-страницы людей и компаний – продвижению себя на рынке с помощью контента: полезная информация, создание имиджа, взаимодействие и вовлечение аудитории, то есть «утепление» ее. Конечная цель этих усилий – привлечение «клиентов»: паломников, трудников и денег.

     

    Как вообще получилось, что молитва стала предметом рынка?

    Предложение родило спрос, как всегда. Спрос на молитву – это  потребность в настоящей, принимающей любви, которая нужна абсолютно всем и больше всего.

    Все камни, которые сейчас летят в РПЦ – психологически это разочарование и обида на того, кто обещал дать самое важное и нужное, но оказался отчасти мошенником, отчасти дилетантом.

    Но потребность-то никуда не делась.

    Если разочаровались в своей приходской духовной жизни или во всех семейных попах, то идут искать «настоящего» к монахам, пока не разочаруются и в них...

13

Комментарии

10 комментариев
  • Алексей Сдвижков
    Алексей Сдвижков5 декабря 2022 г.+17
    "Милей всего среди бедлама Нам богоносца ореол. Мы строим в сутки пО три храма Из кирпичей больниц и школ" ⓒ И ещё: "РПЦ имеет такое же отношение к Богу, как кассир театра к искусству" ⓒ
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов5 декабря 2022 г.-11
      Лёша, не плюй в колодец, пригодится воды напиться. Вот закончится спецоперация, и ты станешь никому не нужен. Чем зарабатывать будешь на хлеб насущный? Ведь ты же больше ничего не умеешь. Вот тогда пойдёшь в мужской монастырь, там тебя подберут, обогреют, накормят и койку в келье дадут. Может быть потом в послушники возьмут...
      • Алексей Сдвижков
        Алексей Сдвижков5 декабря 2022 г.+9
        Я, в отличии от Вас, не больной нА голову.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов5 декабря 2022 г.-9
          Лёша, "в отличие от" в окончании пишется буква "е", а не "и". Это правило изучают в 7 классе, но ваша голова не позволяет запоминать правила русского языка надолго. Сочувствую...
          • Юрий Борисов
            Юрий Борисов5 декабря 2022 г.+4
            Лахматов,а как правильно будет грамматически и по смыслу:"Сярожа гей,или Сирожа педераст"?
      • Владимир Митин
        Владимир Митин5 декабря 2022 г.-2+3
        Сергей! 1. Свои страхи и своё неумение на что то более серьёзное, не надо другим приписывать. 2. Поддержка оболванивания народа религией, указывает, что для тебя и ум, и честь, и совесть тоже ни чем иным, как товаром не являются. Доказательства этому ты оставляешь письменные и ежедневно.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов5 декабря 2022 г.-5+1
          Митюнюшка, "что-то" пишется через дефис. Это изучают в 5 классе.
          • Владимир Митин
            Владимир Митин5 декабря 2022 г.-1+3
            С этим согласен. Невнимательность - признак старости. Старость - не порок. А в седьмом классе я был единственный в классе, который в письменной работе для годовой оценки написал работу на "5".
  • Фрол Петров
    Фрол Петров5 декабря 2022 г.-1+1
    Чтобы «возродить традицию приятия даров Духа Святага», освобождаем душевное пространство для настроения благости. Что способствовало такому приятию и в Пятидесятницу и в последующем. Для спасения души, а не тела, освобождаем всё более и сильнее это пространство от расчёта и корысти, что только и является истинным православием. И ни в коем случае не войной. // Любая секта, школа, учение, доктрина заявляет себя единственной спасительницей, ведущей к блаженству. И лишь Христос не сулит земного блаженства, но заповедал выстрадать здесь небесную радость. (Лк. 16; 19-31) // Спасите свою бессмертную душу от вечной жизни в аду для вечной жизни в Раю - вот суть христианства. А мы? (Лк 16:19-31) // Ангелы рыдают, что творится в преисподней после катастрофы двадцатого столетия! Спасите свои души. //
  • Любовь Минакова
    Любовь Минакова7 декабря 2022 г.+1
    А. Энштейн сказал:"Слепая Вера в авторитеты-самый главный враг Истины"! А И. Тальков прав-"Природа мудра и Всевышнего глаз видит каждый наш шаг по тернистой дороге!Приходит тот час когда каждый из нас у последней черты вспоминает о Боге"!Бог не в храме а в Душе каждого!