ККУЖД – такую забавную аббревиатуру носил раньше проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, о котором объявлено на недавнем саммите стран Центральной Азии и Китая в Сиане. Как его обзовут сейчас – пока неясно. Проект старый, но решено его реанимировать. Естественно, цель китайских поставок не Узбекистан, а транзитом двумя путями – либо через Иран, либо через Туркменистан, Казахстан, Каспий и Азербайджан – в Турцию и далее в Европу.
Проект странный. Придется «переобувать» вагоны с китайской (и европейской) колеи в 1435 мм на 1520 мм, стандарт Центральной Азии, а потом обратно. Плюс множество стран, таможен и законодательств. Отчасти поэтому проект и затормозился в 2010-х годах. Но сейчас его вновь запустили. Зачем?
Геополитика. Китай не хочет зависеть от поставок через Россию – ведь в один прекрасный момент Европа может просто запретить транзит через страну-агрессор, и Китай останется у разбитого дорожного корыта...
Тут важны 2 момента.
1. Россия вкладывает инвестиции в свои восточные железные дороги – Транссиб и БАМ – чтобы расширить их возможности. Она гонит сырье (уголь, нефть, лес и т.д.) в Китай, и мощностей не хватает. Но обратно-то поезда идут с пустыми вагонами. Россия расширяет свои железные дороги для Китая, а Китай решает строить колею в обход России. Отличное партнерство!
2. Россия сама пытается проложить новые торговые маршруты с Севера на Юг – железные дороги в Азербайджане и в Туркмении (идущие с двух сторон Каспия в Иран). Правда, тут все упирается в неразвитую, отставшую на век железнодорожную сеть самого Ирана – одноколейную и неэлектрифицированную. Но с упорством, достойным лучшего применения, Россия готова вкладывать деньги в этот путь...
Самое главное во всей этой ситуации – эти дороги и инвестиции в них не понадобились бы, если бы некоторым диктаторам не пришла в голову мысль обострить отношения со своими главными покупателями: Европой и США. Сколько сил и денег можно было бы сберечь – ведь ни о каком выходе страны-бензоколонки из прежней зависимости от клиентов нет и речи, просто создали сами себе частокол препятствия из своей больной агрессии.
Комментарии