Многим гаражная экономика представляется как работающая только на потребительский рынок. Но есть примеры и гаражей-производств, обслуживающих и крупные заводы. В книге-исследовании Фонда Хамовники «Гаражники» описано такое производство в одном гаражном кооперативе в Набережных Челнах:
«ГСК «Гренада» – это кооператив примерно на тысячу боксов с центральным отоплением. Основной вид работ – производство запчастей для КамАЗа. Интересно, что стратегия развития города, составленная одной из консалтинговых фирм, предусматривает вывод гаражников из тени и признание их официальными поставщиками завода.
Помимо этого в «Гренаде» есть магазины, кафе, производство окон, мебели, не говоря о привычных СТО и мастерских шиномонтажа. В целом около двух третей членов этого гаражного кооператива занимаются каким-либо видом производства, причём с применением станков. Для поддержания порядка каждая линия боксов избирает старшего, который представляет их интересы на собраниях.
Естественно, что не только в «Гренаде», но во многих кооперативах производство связано с КамАЗом. Например есть умельцы, которые собирают из старых запчастей валы отбора мощности, красят их и продают как новые. Со слов председателя одного из кооперативов, владельцы этого производства преуспели, купили собственную базу и скоро съедут. В этом кооперативе был и цех по производству боковых зеркал для тех же КамАЗов. Но хозяева-мусульмане продали производство, купили дома в Турции и уехали туда.
А новые боксы, впрочем, как и везде, строятся сразу под производство. Есть кооператив из 15 больших боксов (12 × 8 м, двухуровневые), принадлежащих председателю ГСК, который сдаёт их. Во всех ведется деятельность».
И я не удивлюсь, если узнаю, что наши гаражники и на ВПК примерно так работают.
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет – и это не выветривается ни при какой погоде!
Комментарии