Самое свежее

Эль Мюрид. Приглашение на конюшню Андрей Кураев. План Ост был гуманней Алексей Рощин. Маска для полиции Аббас Галлямов. По ком звонит колокол репрессий? Александр Росляков. Гаагский ордер только цементирует систему: рухнет вся! Виталий Дробышев. О силе слова – или начало Эдисона

Ева Меркачева. «Чего вы боитесь правды»: экс-губернатор Фургал выступил с последним словом

  • Последнее слово на суде – это самый яркий и запоминающийся момент всего процесса. Некоторые готовятся к нему с того момента, как дело передается в суд. Произносить последнее слово – не обязанность, но право. Люди, настаивающие на своей невиновности, почти всегда пользуются возможностью сказать самое важное Фемиде перед тем, как будет вынесен приговор. Так что в этот момент разрешаться практически все (кроме оскорблений) – читать стихи, петь, плакать, умолять... Экс-губернатор Хабаровского края Сергей Фургал отказался готовиться к своему последнему слову. Своим адвокатам он сказал, что будет говорить то, что на сердце. В итоге, обращаясь к присяжным заседателям, Фургал просил не брать грех на душу и не признать невиновного виновным.

     

    Зал № 501 Московского областного суда в понедельник, 30 января 2023 года превратился в место битвы. В этот день здесь проходили прения по делу Сергея Фургала. В какой-то момент из-за накала страстей попросили удалить всех журналистов. Никогда еще Фургал не был столь эмоционален и в какой-то момент перешел на крик. Но это был крик души: «Я невиновен! Я не хочу, чтобы мое имя вымарали в грязи!».

    Адвокаты пытались уговорить Фургала вести себя спокойно. Но у него (может быть, впервые) ничего не получалось. Экс-губернатор говорил про Мистюкова – человека, на чьих показаниях строится обвинение. Вот фрагмент из перепалки Фургала и председательствующего судьи:

    Фургал: «Мистрюков, думая, что у него рак, оговорил меня и других. Он находится на свободе, его никто не судит, ему заплатили 350 миллионов рублей».

    Судья Цой: «Если вы сейчас не остановитесь, я буду вынужден лишить вас слова».

    Фургал: «Да чего ж вы так боитесь правды?»

    Судья Цой: «Господин Фургал, я объявляю вам замечание за невыполнение требований председательствующего!»

    Фургал: «Моя вина заключается в том, что я попытался изменить систему в лучшую сторону, моя вина в том, что я посмел избраться вопреки...»

    Судья Цой: «Это не предвыборная агитация, и это является прямым воздействием на присяжных».

    Фургал: «Я невиновен, я не причастен. Я не хочу, чтобы мое имя вымарали в грязи. У меня дети, у меня внуки. Если вы хотите посадить Фургала, ну придумайте хоть что-нибудь!»

    Потом Фургал извинится за свою эмоциональность, объяснит ее тем, что слишком долго сидит. Суть стычки Фургала и судьи сводилась к тому, что он ссылался на доказательства невиновности, которые судья называл неисследованными, а значит, недопустимыми.

    К громкой дискуссии то и дело подключался прокурор, обвинял сторону защиты в «постоянном эмоциональном давлении на присяжных».

    Однако еще более экспрессивным стало следующее заседание, которое состоялось 1 февраля. На нем прозвучало последнее слово Фургала. Публикуем цитаты из него:

    На суде над экс-губернатором Фургалом всплыл секретный синий блокнот

    – Сколько было свидетелей со стороны защиты? Я могу сказать, сколько было заявлено –  более 100 человек. А выступили – два.

    – Судьи, вот я просто представил себя на вашем месте (а я прошел большую школу жизни  и принимал очень серьезные решения). Но то, что предстоит вам, гораздо серьезнее. От вашего решения зависит, будет ли восстановлена справедливость. И с этим придется вам потом жить.

    – Что сказали прокуроры на первом заседании? «Мы представляем государство». И тут же ввели вас в заблуждение. Никогда прокуроры не представляли государство. Прокуроры представляют прокуратуру, где решение, вынесенное в пользу подсудимых, является изъяном в их работе, приводящим к очень серьезным последствиям. А дальше они как бы говорят: «Верьте нам, раз мы представляем государство, верьте».  

    – Никто мне не запрещает сказать, что когда я стал губернатором, меня предупредили о том, что если я не совершу определенных действий, то посадят.

    – Прошу вас, присяжные заседатели, оправдать меня и дать другим невиновным подышать. Ведь какой это грех – наказывать людей недоказанно. Я не сильный христианин, но все равно я понимаю, что – это грех.   

    В самом конце своей речи Фургал сделал жест руками, в котором одновременно можно было прочитать и отчаяние, и надежду.

17

Комментарии

13 комментариев
  • Зря спешил
    Зря спешил2 февраля+6
    Ева, какие же у вас нервы! Я просто ваши статьи читаю, и то не по себе становится.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин2 февраля-1
    Фургал...Навальный... Кто допишет фамилию третьей (и т.д.) жертвы специфически русской юридической и нравственной справедливости?
  • Анатолий Родионов
    Анатолий Родионов2 февраля-2+1
    Фургал не может быть невиновным ...потому как жириновец, а жирик мерзавец, лицемер и проститутка.
    • Владимир Митин
      Владимир Митин2 февраля-1+1
      Очень интересное утверждение, которое оспаривать не смею - слишком мало знаю о Фургале, но достаточно о Жириновском (потому и не спорю). Интересно, можно ли было написать подобное, если бы судили, скажем кого то из ЕР или КПРФ (или мироновца)?
      • Анатолий Родионов
        Анатолий Родионов4 февраля
        Не буду обосновывать то же самое про подсудимых из других партий, но ЛДПР ярко выраженная партия лжецов и лицемеров, продажных и мерзких наемников, даже ЕР на их фоне выглядит менее мерзко...
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин2 февраля+3
    "...когда я стал губернатором, меня предупредили о том, что если я не совершу определенных действий, то посадят... - Михаила Евдокимова вообще убили. Некоторые наивные люди в России верят, что "выборы" могут что-то изменить, а другие надеются, что можно воздействовать на власть, выйдя на улицы. Но эти инструменты работают только в демократическом обществе. В России демократии никогда не было и не предвидится, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
    • Иван Neocon
      Иван Neocon4 февраля
      Геннадий Ручкин☚ Для таких губернаторов у государства есть наемные убийцы, некоторые на постоянной денежной дотации, судь и прокуроры.
  • yuri 54
    yuri 542 февраля+4
    Я не знаю,кто там присяжные, но уверен, что властям проиграть этот политический процесс никак нельзя, тем более,во время войны. А значит,присяжные — это подсадные утки, или купленные властью с потрохами, и скорее всего, купленные задёшево, ибо им также было сказано: "Что если они не совершат определенных действий, то их посадят". Так что посадят они невиновного, обязательно посадят. Правда, им в скором будущем это аукнется, очень горько аукнется!
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов2 февраля-4
    Оценка решения суда зависит от того, виноват ли Фургал в том, в чём его обвиняют или нет. Автор почему-то ничего не пишет по этому поводу, а у нас нет всей полноты информации на этот счёт. Значит, объективная оценка с нашей стороны невозможна, а эмоции в таком деле излишни. Если бы Ева Меркачёва провела своё журналистское расследование и представила доказательство того или другого, тогда имело бы смысл оценивать деятельность суда с её слов.
    • Иван Neocon
      Иван Neocon4 февраля
      Насколько известно, доказательства феодальной стране не нужны, достаточно воли монарха.
  • Любовь Минакова
    Любовь Минакова3 февраля
    Лично для меня важна оценка народа, который выходил на защиту своего Губернатоа! И судить я могу толко по этому критерию!!! А если присяжные заседали проигнорируют процес защиты губернатора народом, они и покажут своё истинное лицо!!! С нами Бог, он всё видит ! И Свою Кару Небесную обязательно пошлёт !
    • Иван Neocon
      Иван Neocon4 февраля
      Присяжных набирают так же как и понятых, из зависимых людей.
    • Анатолий Родионов
      Анатолий Родионов4 февраля
      Выходили защищать Фургала купленные защитники... Если бы они так сильно любили Фургала , то почему перестали защищать? Видимо кончились деньги у Фургала..