Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Алексей Рощин. Не бунтуют – значит, одобряют

  • Вся нынешняя система российского политического управления висит на одном забавном противоречии. Есть у правящей группировки два постулата, на которых они строят свою деятельность.

    Первый такой: «Если народ не бунтует – значит, он всем доволен». Звучит, прямо скажем, немного вызывающе, поэтому совсем уж «в лоб» его редко озвучивают – однако в том, что на деле руководствуются именно им, сомнений нет. И такая постановка вопроса, как ни странно, работает! Прежде всего, очевидно, за счет простоты.

    То есть буквально: никакие там соображения «моральности», «логичности», «верности предыдущим обещаниям», «милосердия», тем паче «соответствия законам» и т.п. роли не играют. Если власть решила провернуть некое дельце – она его проворачивает, и остановить ее может только реальный бунт. Причем всякое «бурление в интернетах» за бунт, естественно, не считается.

    Более того: за долгие годы данный принцип у власть предержащих тоже эволюционировал, и теперь он звучит еще круче: «если не бунтуют – значит, одобряют». То есть само по себе отсутствие бунта уже на полном серьезе воспринимается как знак одобрения всех действий власти населением. «Вот же, – говорят нам, – смотрите: на улицах все спокойно, люди ходят в булочную, гуляют с детьми в парке, урны не переворачивают; значит, они нас полностью во всем поддерживают!»

    Такой простодушной и прямой постановкой вопроса можно долго возмущаться, пуская пузыри от гнева; но возразить тут властным «прагматикам», как они сами себя называют, не так-то легко.

    Удобство для властей, пользующихся критерием «отсутствие бунта» – в его универсальности. То есть наши власти, установив, что он «прекрасно работает», постепенно полностью упразднили за ненадобностью все прочие формы обратной связи «народ-власть». Прежде всего, конечно, выборы – которые обессмыслили разными «поправками» до почти советской ритуальной процедуры «демонстрации лояльности». Заодно основательно прижали СМИ – так, что реально массовые из них или исчезли, или уже не имеют возможности ставить острые и «неудобные» вопросы, поднимать «неудобные» темы.

    А в последнее время практически прикрыли даже чисто декоративные формы обратной связи, типа «общественных слушаний» или «Общественной палаты», превратив их не просто в балаган, а в никому не неинтересный балаган. Одно время на волне Болотной и Сахарова президент призывал выдвигать «общественные инициативы», которые якобы подлежали рассмотрению в Государственной Думе, «если они наберут более 100 тысяч подписей». Сколько реально было выдвинуто и рассмотрено таким образом? Правильно – нисколько.

     

    Так за долгие годы власти и делали буквально все, что хотели, и лишь пару раз основательно сдавали назад – оба раза это было в результате бунта. Первый – после пресловутой «монетизации льгот», когда пенсионерские «перекрытия магистралей» в конечном итоге «залили деньгами» (деньгами, которые первоначально никто не собирался тратить). И второй раз – в 2011-12 гг., когда после стотысячных демонстраций власти вдруг резко сдали назад в области политических свобод, мигом либерализовав процедуру создания партий и «неожиданно» разрешив выборы губернаторов (хотя еще за год до этого Медведев говорил, что «выборов губернаторов в России не будет в ближайшие сто лет»).

    Однако есть ведь и второй постулат, к которому власти, в отличие от Общественной Палаты, относятся трепетно: это «борьба с Майданом», которая раньше еще называлась «борьбой с оранжевой угрозой». На эту борьбу бросаются огромные силы и средства, о ней постоянно гудит агитпроп, непрерывно создаются целые «общественные движения», цель которых – именно «не допустить майдана».

    Что власти говорят о «майдане» (причем, похоже, сами в это веря)? Что это Апокалипсис. Конец всего. Это То, Чего Ни в Коем Случае Нельзя Допустить. Потому что Майдан – это однозначно происки врагов, шпионов и Госдепа, он означает хаос, массовые убийства, пожары, разруху, мрак, глад и конец Руси Великой. Майдан – это то, чего хотят враги. Это ужас.

    А теперь давайте сравним первый и второй постулат нынешних российских властей. С одной стороны, «нет бунта – значит, нас одобряют»; с другой – «майдан – это самое ужасное, что только может быть на свете, хорошего майдана не бывает».

    Получаем любопытную вещь: с одной стороны, все формы обратной связи общество-власть, кроме прямого бунта, режимом заботливо дезактивированы, выключены. СМИ, выборы, даже любые формы «общественных слушаний» – все превращено в труху. Власти практически открыто говорят, что готовы прислушаться только к бунту. Бунт как бы признается единственным «легитимным возражением», к которому власть готова прислушаться… И одновременно он же, но под названием «майдан», трактуется той же властью как едва ли не самый страшный, смертный грех и предательство! Да-да, ведь отличить бунт от майдана на самом деле практически невозможно.

    В итоге получаем очень и очень интересную концепцию, по которой де-факто живет нынешняя российская власть: сместить ее законным образом нельзя (выборов как таковых нет); но и бунтовать против нее тем более нельзя, «потому что майдан!» И при этом отсутствие бунтов – в картине мира этой власти – само по себе означает ее полное одобрение народом.

     

    Попросту говоря, вообще никакого иного выхода, кроме как «одобрять ее целиком и полностью», нынешняя власть своему народу не оставляет. Даже теоретически. В своем роде совершенная, полностью герметичная конструкция. Этим она, конечно, очень похожа на Советскую власть (не зря нынешний режим так тянется все время к советским образцам). Советы ведь тоже исходили из простенького постулата, что «трудящиеся не могут восставать против Советов, поскольку Советы – это власть самих трудящихся; разве ж можно восставать против собственной власти?» Этим софизмом большевики глушили всех недовольных довольно успешно практически вплоть до своего схода со сцены в 1991-м.

    В нынешней конструкции властей в РФ уникально то, что такого оправдания, как у Советов, у путинского режима нет. Он ведь не «власть трудящихся». То есть никаких обоснований, почему собственно народ эту власть должен только одобрять просто нет. Они не «трудящиеся», не «помазанники божии», не «дух русской нации», не «самые умные, красивые и успешные». Можно было бы сказать, что «их избрало большинство» - но это говорить представители режима очень не любят (скажем, в речах Путина практически не встречается слово «избиратели»). И это понятно: если говорить о том, что «нас выбрали», значит, придется подразумевать, что «могут и не выбрать» – а такая опция в наборе, предлагаемом властной группировкой, отсутствует.

    ***

    В последнее время самые "продвинутые" в политике сограждане повадились резко критиковать соцопросы Левады и ВЦИОМа – дескать они там "неправильно учитывают": дают цифры типа "65% одобряют спецоперацию", но не указывают при этом, что речь только о тех, кто остановился и ответил на вопросы интервьюера. А ведь протестуют пальцами по клавиатуре недовольные – при этом не обращают внимания на то, что до 80% тех, к кому вообще обратился интервьюер, просто не стали отвечать вообще! Скажем, бедолага с анкетами стоял целый день на улице и за это время обратился аж к 500 прохожим с просьбой "не хотели бы вы поучаствовать в опросе", а целых 400 человек резво отпрыгнули и дали дёру, и лишь 100 из всех все-таки согласились отвечать.

    И – торжествуют недовольные комментаторы – стало быть, если даже 66 из 100 согласившихся все-таки одобрили спецоперацию, это надо считать как 66 из 500, а не из 100! Ничтожный процент, совсем не 66%! Нас дурят!

    Увы, на самом деле всё у соцопросников правильно.

    На самом деле властям вообще плевать на так называемое "общественное мнение". Что там каждый отдельный россиянин думает себе ночью под одеялом - никому в правящей ОПГ неинтересно, пусть думает что хочет. Волнует на самом деле лишь одно: будет бунт или нет?

    И поэтому респонденты, разбегающиеся как пугливые лани всего лишь от прыщавого студента, который всего лишь хочет их анонимно опросить "про нашу СВО" – никого не волнуют. Их не учитывают – и правильно делают: это нули. Если человек боится в анкете галочку поставить – он и подавно побоится выходить "на площадь" или еще хоть как-нибудь вызывать гнев начальства. Легкий интерес представляют лишь те, кто отвечать согласился – эти искренне заблуждаются, думая, что их мнение хоть чего-то стоит и кому-то нужно, и поэтому могут быть опасны.

    Отсюда простой вывод: о чем-то в плане недовольства можно говорить только тогда, когда в анкетах у интервьюеров станут часто появляться ответы типа "не согласен", "не нравится" и "не поддерживаю". Открыто. Только тогда у властей предержащих появится стимул немного почесать в затылке. 66% "против спецоперации" – это да, это будет значить, что в обществе растет процент отморозков, которые устали бояться.

    А до тех пор в ОПГ могут спать спокойно – причин для волнения нет; отказ от участия в опросе – признак страха, а не фронды.

12

Комментарии

33 комментария
  • Олег Дмитриев
    Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-9+2
    Советские выборы были "ритуальной процедурой" только для индивидумов, оторванных от общества, так как процедуре бросания бюллетеней в урны для голосования предшествовала очень даже демократическая процедура выдвижения кандидатов в рабочих коллективах. И большевики "сошли со сцены" о-о-очень задолго до 1991г. И ещё много чего не так. А вообще, большинству нынешних "писателей" свойственно делать какие-то утверждения, ничем их не обосновывая, и так мол всем понятно, а дальше на их основе строить псевдологические построения. P.S. Ни в коем случае не оправдываю сложившуюся систему.
    • Владимир Митин
      Владимир Митин20 июля 2022 г.-4
      "И большевики "сошли со сцены" о-о-очень задолго до 1991г." Меня очень интересует, что скрывается за этим утверждением. Несмотря на мой уничижительный выпад в ваш адрес, имею наглость просить вас просветить меня по вопросу "большевики сошли". (место для смайлика "улыбка")
      • Олег Дмитриев
        Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-4+3
        Большевиков свергли путём вооружённого государственного переворота 26-28 июня 1953 года. С тех пор у власти были далеко не большевики.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин20 июля 2022 г.-5+1
    Отличная статья Алексея Рощина. Особенно убедительны и верны все мысли выше звездочек. И тут же находится дерьмометатель, чтобы обгадить статью, в которой ясно видны и ум, и честь, и совесть. Дерьмометателю я в уме не отказываю, но хоть маленько чести и совести найти у него я не смог.
    • Олег Дмитриев
      Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-3+2
      Распространять грязную клевету - это значит быть честным, а опровергать её - действовать против чести и совести? Этому Вас в ФРГ научили, или с детства так воспитали?
      • Владимир Митин
        Владимир Митин20 июля 2022 г.-3
        В изощренности вашего ума защищать диктаторов - убийц русского народа, вам равных (тут) почти нет.
        • Олег Дмитриев
          Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-1+2
          Я всего лишь пытаюсь быть объективным и разоблачать ложь,, от неё меня с детства воротит. А Вы продолжаете делать то, что приписали мне - метать дерьмо/клевету.
          • Владимир Митин
            Владимир Митин20 июля 2022 г.-3
            "Я всего лишь пытаюсь быть объективным и разоблачать ложь,, от неё меня с детства воротит." Отлично! Я тоже.... Меня тоже и тоже с детства.
            • Олег Дмитриев
              Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-1+2
              Если бы Вы были честны, то руковоствовались бы фактами, а не сплетнями, а грязные измышления непорядочных пропагандистов вызывали бы у Вас отвращение, а не восторг.
              • Владимир Митин
                Владимир Митин20 июля 2022 г.-2
                И тут каждое ваше слово верно. Ошибочно только направление - оно должно быть противоположным. Для полной ясности: эти слова должен писать я - в ваш адрес.
                • Олег Дмитриев
                  Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-1+2
                  Опять странная логика, я привёл уже множество фактов, которые Вы игнорируете, а Вы делаете исключительно голословные утверждения (за исключением того, что родились в лагере, что свидетельствует о вине Ваших родителей, а не кого-то другого), которые легко опровергаются и в большинстве случаев являются низкопробной ложью. А единственный увиденный мной аргумент 'Я точно знаю"!
  • Владимир Митин
    Владимир Митин20 июля 2022 г.-3+1
    «Если народ не бунтует – значит, он всем доволен». Отлично сказано! Сказано не за народ, а за власть, презирающая народ. Именно поэтому я неоднократно упоминал весну 2017-го, когда народ не вышел на митинги против коррупции. Вышло менее 0,01 % от избирателей - самой мудрой части народа. "Раз ты остался дома, на митинг против коррупции не вышел, значит ты за коррупцию". Ну, если не за коррупцию, то уж точно не против власти и тех, кого Навальный уличил в коррупции: Медведев, Сечин, Миллер, Володин, Матвиенко, Чайка - короче весь "цвет" власти. Народ тупо смалодушничал, остался равнодушным. Мало того началась волчья облава на инициаторов митингов. Посмотрите, кто не страдает склерозом, как прошли выборы 2018-го и какие законы с той весны были приняты против народа России.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин20 июля 2022 г.-2
    Я не против народа России тут выступаю. Я выступаю против тупости, политического идиотизма, проявляющегося в любви и уважении к диктаторам, которым жизнь каждого гражданина и даже народа в целом, абсолютно никакой ценности не имеет. Свое презрение к народу диктатор высказывает и в виде тоста "За здоровье русского народа" и уже много десятилетий в сказочных речах о своих отеческих заботах о народе. После Ленина, по сути, все были диктаторами. В наименьшей степени, естественно, Горбачев... .
    • Олег Дмитриев
      Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-3+3
      А когда произносят тост "За женщин!" выражают своё презрение к женщинам? Удивительная логика! У диктатора (а с июля 1941 по июль 1946 г. Сталин действительно имел диктаторские полномочия, как, впрочем имели их во время войны и Рузвельт, и Черчиль, но ни до, ни после) были весомые причины превозносить тост "За здоровье русского народа", так как именно русский, в широком смысле этого слова, народ обеспечил победу в войне, в ходе которой пришлось уволить (начиная с июля 1942г) из действующей армии "до особого распоряряжения" представителей 22-х других национальностей в связи с тем, что части, ими укомплектованные, оказывались не боеспособными, столкнуться с неспособностью представителей некоторых национальностей, призванных по трудовой мобилизации, самоотверженно трудиться в тылу, что вызывало негативную реакцию местного населения и грозило перерастанием в межнациональные конфликты (читай
      • Владимир Митин
        Владимир Митин20 июля 2022 г.-3
        "А когда произносят тост "За женщин!" выражают своё презрение к женщинам? Удивительная логика!" У меня очень здравая логика, если я интерпретирую слова и дела диктаторов. Настолько здравая логика, что вашему уму она недоступна. Насчет свержения большевиков я НЕ согласен. Все большевики-ленинцы были уничтожены задолго до смерти диктатора. Но ваша задача доказывать обратное - ради оболванивания народа.
        • Олег Дмитриев
          Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-2+3
          В том то и беда, что Вы рукодствуетесь какой-то собственной логикой, в которой чёрное - это белое, а честность - это подлость.
          • Владимир Митин
            Владимир Митин20 июля 2022 г.-4
            Вы считаете, что в СССР кем то когда то строился разумный социализм с уважением к уму и способностям граждан страны? Я же считаю, что со времен Сталина строилась только система укрепления власти вождя-диктатора. Это никак не способствовало крепости советской страны, её политическому уважению и экономическому развитию. Раболепие перед властью-вредителем собственной страны мне, в отличие от вас, не свойственно.
            • Олег Дмитриев
              Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-2+3
              Я не "считаю", я руководствуюсь известными мне фактами и логикой, которая помогает их структурировать, если мне станут известны факты, опровергающие мои выводы, я сделаю другие выводы и признаю свои ошибки. Никогда не страдал склонностью вопреки всему отстаивать какие-то свои взгляды. На сайтах "сталинистов" , например (если Вы считаете меня таковым, что не правильно, просто я склонен к объективности, в данном случае, по отношению к Сталину и тому периоду истории), мои комментарии, которые я пытался пару раз делать, не пропускали или сразу удаляли. Объективный подход не нравится очень многим, кем бы они себя не считали.
    • Олег Дмитриев
      Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-1+2
      ..(читайте докладную записку Раппопорта о положении дел на Урале), не говоря уже о случаях массового перехода на сторону врага.
  • сержант Т
    сержант Т20 июля 2022 г.-2+3
    Конечно пятнистый олень был самый замечательный но нашей страны не стало. Ишак, что у тебя в башке?
    • Владимир Митин
      Владимир Митин20 июля 2022 г.-3
      У меня в голове как раз то, что у тебя, амебообразного, нет ни грамма.
  • Ира Лунева
    Ира Лунева20 июля 2022 г.-1+5
    Ельцинско-путинская власть ,которую враги Советской власти навязали России и российскому народу ,совсем не похожа на Советскую власть ,включая то ,что у Советской власти и при СССР ,и после его уничтожения ,было и есть много идейных сторонников ,а у ельцинско-путинской власти ни одного идейного сторонника нет . Есть только те ,кому она выгодна для личного обогащения ,да зомби ТВ .
  • sergey -
    sergey -20 июля 2022 г.+2
    А если после опроса скажут-,,Давайте в добровольцы запишу,, ,деру дадут все 100%.
  • Алексей Турбин
    Алексей Турбин20 июля 2022 г.+2
    Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Но в сегодняшней ситуации русский бунт единственный двигатель прогресса.Вот такая получилась загогулина.
    • Виктор Старков
      Виктор Старков20 июля 2022 г.-4
      Алексей Турбин! Вы совершенно не берёте в расчет другую часть изречения - бессмысленный и беспощадный!
  • Геннадий Ручкин
    Геннадий Ручкин20 июля 2022 г.-1+4
    Действительно, продразверстку заменили на продналог после вооруженного сопротивления крестьян продотрядам, а НЭП ввели после Кронштадтского мятежа. Но уже после расстрела рабочих в Новочеркасске власть перестала считаться с мнением народа. Можно не сомневаться, что и в наше время власть готова ликвидировать любое количество народа ради своего безбедного существования.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин20 июля 2022 г.-3
    ..."в наше время власть готова ликвидировать любое количество народа ради своего безбедного существования." Ради сохранения своей единоличной власти на это идет любой диктатор хоть в Сев. Корее, Китае, Сирии, СССР или России. "Страна рабов, страна господ!...." - эту истину знал не только Лермонтов, но и до него это тоже секретом для умных голов не было.
    • Олег Дмитриев
      Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-1+1
      А в странах евроатлантизма? Разве не там родились и продвигаются теории о необходимости сокращения населения планеты? Это другое? Это на благо человечества? Оставшегося, давно озвученным числом в 0,5млрд человек, а начит каждые 13 из 14 должны умереть.
  • Виктор Старков
    Виктор Старков20 июля 2022 г.-1+1
    Ещё Ленин в своё время очень метко заметил "Всякая революция лишь тогда чего нибудь стоит, если она умеет защищаться". То есть, всякая власть лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. И капитал за сотни лет своего господства делает это виртуозно. В том числе и нивелировать результаты выборов. Есть два пути: легальный и нелегальный. Легальный – участие в выборах. Победа возможна при участии абсолютного большинства избирателей. Поэтому капитал всячески стремится к тому, чтобы проголосовало как можно меньше избирателей. Второй путь использовался при развале СССР. Как говорил антикоммунист Александр Яковлев – приходилось проявлять историческое лукавство (так он называл свое предательство) и прикидываться коммунистом.То есть проникать во власть изнутри власти.
    • Олег Дмитриев
      Олег Дмитриев20 июля 2022 г.-2+2
      Ленин ещё говорил о том, что надеятся на то, что капиталлисты отдадут власть в результате выборов, наивно и глупо. Не дословно, но смысл именно такой. Проиграют выборы, значит сфальсифицируют результаты, не получится, введут диктатуру. А победа на выборах буржуазных социалистов проблемы не решает.
      • Виктор Старков
        Виктор Старков20 июля 2022 г.-5
        Да, Олег, говорил. Но он и не отрицал участие в выборах. И я верю, что левопатриотическая оппозиция рано или поздно придет к власти. Но для этого нужно побороться и с расколом левого движения, и за поддержку народа.
        • Олег Дмитриев
          Олег Дмитриев21 июля 2022 г.
          Он считал, что трибуну Тосударственной Думы нужно использовать для пропаганды и агитации, поэтому большевики и участвовали в выборах. Двое депутатов Думы входили в состав Русского бюро, руководившего партией в России (двое других - Свердлов и Сталин). В нынешних реалиях даже это не возможно, потому-что любая партия, подобная РСДРПб, не то, что в выборах не сможет принять участие, а будет в соответствии с действующим законодательством признана "экстремистской" (что в РФ, что в США, по признакам, указанным в Акте о национальной безопасности), а члены её уничтожены как "боевики".