Пригожин выступил с новым заявлением:
"ЧВК «Вагнер» должна превратиться из просто частной, лучшей в мире, подчеркиваю, армии, которая способна оборонять государство – в армию с идеологией, и эта идеология – как раз борьба за справедливость!"
Заявление можно назвать знаковым. И сразу возникает вопрос. Справедливость – категория относительная; она, являясь высшей ценностью (одной из двух), именно по причине своей базовой природы не может быть абсолютной. Справедливость не бывает одной на всех – она всегда хороша для одних и нехороша для других. Что кстати прекрасно, так как такая относительность всегда противоречива, а значит – создает разность потенциалов и является источником и двигателем развития.
Однако без указания, для кого будет справедливость – лозунг о борьбе за неё выглядит абстрактным. Это и есть основной минус заявления Пригожина.
Тем не менее он совершенно точно уловил запрос времени, так как все попытки власти нарисовать (как обычно, на коленке) новую идеологию наталкиваются на то, что все предлагаемые ею идеи исходят из вторичных ценностей, которые фактически висят в воздухе, не имея опоры.
Приснопамятный патриотизм, который в свое время пытался продвигать Путин, в его прочтении является банальным солидаризмом, между прочим идейной предтечей фашизма. Любить родину в версии Путина – это любить в первую очередь его, который и символизирует эту родину. А любые сомнения в его личном величии автоматически приравниваются к нелюбви к отечеству и соответствующим оргвыводам. В телевизоре эта конструкция работает, в реальной жизни – нет. То же самое и с другими вторичными ценностями, которыми пытаются подменить основную. Та же традиция, скрепы – это только звучит и выглядит интересно и увлекательно, но чтобы зажечь – увы.
Без базовых основ всё это виснет в воздухе и не работает. А в базе всегда есть только свобода и справедливость. Ничего другого человечество за всю свою историю не смогло придумать.
Поэтому любая идеология без опоры хотя бы на одну из этих ценностей изначально мертва.
Уже поэтому сам факт того, что вообще произнесено слово «справедливость» в качестве основы идеологии, выглядит весьма интересно в современной России, где это слово является табу и произносится скороговоркой.
Теперь осталось понять, что именно мыслит Пригожин под этим крайне непростым понятием, как именно он его определит, после чего будет ясно, на какую именно аудиторию его идеология рассчитана.
Комментарии