Проблема управления социумом в период социальных кризисов и назревающих катастроф имеет много аспектов. В первую очередь, конечно, обращают на себя внимание сугубо рациональные – динамично падающая управленческая культура, перегрузка информационных управляющих каналов информационным «мусором», усиливающая суверенизация подсистем и так далее. Все эти факторы, накладываясь один на другой, создают эффекты взаимодействия, подобные интерференции. В конечном итоге систему накрывает «идеальный шторм», когда сумма от сложения негативных факторов превышает возможности устойчивости системы.
Однако есть факторы и иррациональные. Их нельзя исчислить, они определяются «наощупь» через сравнительные методы, причем такие методы сильно страдают зависимостью от убеждений и пристрастий наблюдателя. Поэтому кстати разные исследователи могут давать противоположные оценки происходящему, хотя рассматривают один и тот же набор событий.
Управление невротизированным обществом (а другого в период кризиса и катастрофы просто быть не может) сводится к двум основным методам: метод купирования и метод усиления.
Метод купирования – «всё в порядке», «всё под контролем», «наверху обладают всей полнотой информации», «власть твердо знает, что делает», «вы недостаточно компетентны, чтобы судить о реальных действиях руководства» и так далее. Думаю, что все мы очень хорошо представляем себе этот метод, так как он у нас буквально перед глазами.
Метод усиления: раз негативные эмоции становятся преобладающими, их нужно довести до максимального значения и перенаправить на некий «ложный флаг», на негодный объект, на того, кого укажет власть. И опять-таки, мы (даже если годами не включаем телевизор) так или иначе сталкиваемся с той волной ненависти и поднятия самых низменных и животных чувств (злоба, страх, ярость), которые усиленно вкачивают в массовое сознание всем известные ТВ-ведущие и пропагандисты. Да и добровольных помощников, сеющих вокруг себя ненависть, именно в такой период становится не просто много, а очень много. Зачастую здесь начинает работать метод индукции, когда наиболее невротизированные граждане через эффект толпы становятся центрами кристаллизации и распространяют впитанные от башен-излучателей негативные волны.
Цель обоих методов – сброс социальной температуры. Первый метод работает на самоуспокоение, второй направляет избыточную социальную энергию на выбранный властью объект – на врага. Внутреннего или внешнего – это совершенно неважно. Важно сбить температуру, так как управлять избыточно «горячим» социумом невозможно или слишком затратно, а власть именно в этот период сама находится в крайне «разобранном» состоянии.
Метод купирования по понятным причинам недолгоживущий. Человек может себя успокаивать и уговаривать не обращать внимание на происходящее. Но рано или поздно это перестает работать, и тогда единственным методом иррационального управления становится метод усиления глубинных страхов, злобы и ненависти. Что мы сегодня и наблюдаем – перед нами наведенный психоз, который поставлен на поток всей действующей машиной пропаганды и самой власти. Причем актер может быть убедительным только тогда, когда он вживается в роль, поэтому те, кто учит нас сегодня ненависти, теряют человеческий облик первыми.
Комментарии