Новые технологии в начале своего появления всегда стоят дорого. Существенно дороже тех, что они призваны заменить.
К примеру, в США в начале 20 века лошадь стоила от 30 до 50 долларов, были цены и повыше – под 80 и даже 100 долларов, но это уже верхние планки. А «Олдсмобиль» в 1904 году стоил 650 долларов. При этом сено для лошади можно было купить практически везде, в любом месте можно было найти кузнеца подковать лошадь. Почти везде можно было лошадь обменять, купить, продать. Автомобильная инфраструктура была не слишком развита. Бензин зачастую можно было купить только в аптеке. С запчастями, понятно, тоже возникали проблемы, которые зачастую решались поездкой к тому же самому кузнецу.
На лошади можно было уехать практически куда угодно, на автомобиле – только до последней точки, где можно купить бензин. Ну, или возить с собой солидный запас. И, конечно, владение и эксплуатация автомобиля обходились существенно дороже, чем привычная лошадь.
Автомобильная отрасль в США стала реальностью в 1890 годы, а к 1920 году (то есть, за тридцать лет) сомнений уже не оставалось – Америка стала страной моторов.
Примерно то же самое сегодня происходит с так называемой «зеленой энергетикой». Она дороже, она сложнее, у нее есть масса технологических проблем. И, конечно, есть довольно большое количество людей, и не только обывателей, которые презрительно пожимают плечами. Тем не менее тенденция уже намечена, и фактически выбор довольно прост: либо ты остаешься на лошади, либо едешь на автомобиле.
Внедрение новых технологий, как и любой новый процесс, всегда создает проблемы для внедряющего. Проблемы переходного периода. В целом всегда возникает один главный вопрос: кто за это заплатит? Вопрос непраздный, так как прежние технологии – это большое количество людей, которые вдруг теряют работу. В небольших масштабах это происходит практически всегда – с появлением цифровой фотографии исчезли студии фотопечати, которые проявляли пленки и печатали фотографии на заказ. Цифровая музыка из интернета убила музыкальные магазины, а цифровое видео оттуда же добивает кинотеатры прямо сейчас. Конечно, на плаву останутся винтажные и прочие эксклюзивные заведения на любителя, но массово – всё это уже в прошлом.
Однако энергетика – не студия «Кодак». Это базовая отрасль, на которую завязаны уже не тысячи и не сотни тысяч, а миллионы и десятки миллионов людей. Только переход на электромобили обойдется в потерю по всему миру порядка 50 миллионов рабочих мест. Хорошо в России – можно пообещать 25 млн высокотехнологичных мест, а потом просто не вспоминать – мало ли что я вам обещал. Вон, автомат в зубы и вперед, с криком «За яхту «Фотинья»! до ближайшего овражка, не забудьте только землей сверху присыпаться, чтоб заразу не разносить... Единственное рабочее место, которое может предложить режим в неограниченном количестве. Да и то, если автоматов хватит...
В общем проблема. Причем тем дороже, чем быстрее будет происходить переход, а как раз темп перехода всегда критически важен для его последствий. Нельзя тормозить, но и слишком быстрое движение вперед опасно.
Но и вариантов нет. Переход уже идет. Тот, кто придет первым, снимет сливки, остальные будут довольствоваться объедками. Ну, а кто останется на лошади – никогда уже не догонит автомобиль.
Комментарии