Любой кризис, тем более кризис, перешедший в стадию катастрофы, всегда заканчивается двояко: либо система трансформируется, либо распадается. Любые промежуточные состояния в конечном итоге все равно ведут к одному из вариантов.
Для социальных систем это утверждение точно так же справедливо с одним уточнением – жизнь человека достаточно коротка в сравнении с историческим процессом, поэтому период катастрофы может длиться для него весьма продолжительное время, чтобы начать считать его нормой. Венесуэлец, живущий сегодня в боливарианско-троцкистском аду, считает его нормой, просто потому что это длится уже десятилетия. Мы, живущие в тирании, которую построил Путин, полагаем ее нормой из-за того, что уже появилось поколение, родившееся при Путине и погибающее сейчас по его же приказу. Но с точки зрения учебника истории этот период может занять не более одного-двух абзацев.
Сегодня, конечно, темпы развития существенно выше, чем несколько столетий назад, поэтому скорость протекания процессов тоже резко выросла. Однако и наше восприятие приспособилось к этим темпам, а потому то, что было год-два назад – это уже буквально седая древность. Информационная насыщенность существенно сужает понятие «настоящее». Человек начинает жить «здесь и сейчас». Поэтому понятие будущего также сильно трансформировалось, его горизонт сегодня измеряется месяцами, в лучшем случае – буквально годом.
И это проблема, у которой сегодня нет внятного решения. Точнее, оно есть: это образование, адаптированное под потребности информационного общества. Обучение работе с информационными потоками, их структуризация, выделение главного, отсеивание «белого шума». Целью является освобождение «оперативной памяти», которая может быть использована для анализа информации, выстраивания моделей. Осмысливания, проще говоря.
Как раз пропаганда очень хорошо понимает эту проблему и забивает оперативную память бессмысленной информацией, загружает эмоциями (ненависть здесь вне конкуренции). Смысл такой деятельности пропаганды – не дать возможности человеку осмысливать то, что вливается в него, а любые попытки «очистить кэш» пресекаются новыми порциями гигабайт абсолютно бесполезного мусора. В итоге мы получаем вполне знакомую картину: то, что было буквально неделю назад, человек попросту не помнит, а будущее – это то, что произойдет завтра, максимум до конца недели. Все остальные временные диапазоны (как «впереди», так и «сзади») перестают участвовать в осмысленной деятельности человека, их просто не существует.
По всей видимости мы приближаемся к состоянию, описанному в оруэлловском «1984», когда человек вполне комфортно воспринимал резкие колебания «курса партии», именно потому что у него не было прошлого и ему совершенно неважно будущее. Только «пролы», свободные от тотального насилия пропаганды из-за того, что были ей неинтересны, еще помнили события и понятия прошлого. Для всех остальных его не стало существовать.
Сегодня противостоять пропаганде, то есть иметь возможность самостоятельно осмысливать происходящее (причем самостоятельность подразумевает и возможность ошибочной оценки), может человек, имеющий системное образование, способный структурировать информацию, выделять главное и отсеивать второстепенное. И вторая черта, которая становится критически важной – умение управлять эмоциями. Эмоции не помогают и не мешают работать с информацией, однако забирают на себя часть «оперативной памяти» человека, что равнозначно тому самому «белому шуму», от которого он пытается избавиться.
Комментарии