И еще один момент в истории с энергетическими кризисами на крупнейших мировых рынках – китайском, американском и особенно европейском.
Главным мнением сегодня является демонстративный скепсис в отношении «новой» (или «зеленой») энергетики. Дескать всё это чушь и блажь, это либо невозможно, либо вопрос далекого будущего. А потому надежнее нефти в бочке и газа в баллоне нет ничего.
Но это неправильная постановка вопроса в принципе. Переход на так называемые «возобновляемые» источники энергии – что угодно, только не блажь. Основным противоречием индустриального этапа является «проедание» транспортной инфраструктуры. Эксплуатация ключевого ресурса индустриальной фазы – транспортной связности – приводит рано или поздно к его аномальному исчерпанию (возобновляемость ресурса роли тут не играет: норма эксплуатации все равно превысит способность к восстановлению ресурса). Пример – банальные транспортные пробки в мегаполисах. Строительство дорожной сети уже не «расшивает» транспортную катастрофу, перед нами классический пример превышения нормы эксплуатации над его восстанавливаемостью.
При чем тут транспортная инфраструктура и коммуникации? При том, что современная энергетика существует в рамках устойчивого и неразрешимого противоречия: рынки сбыта удалены от месторождений энергоресурсов. А значит, существует необходимость их доставки к местам потребления. Разрешение этого противоречия – в исключении транспортной составляющей, то есть добыче энергоресурса прямо на месте его потребления.
Проще говоря: для перехода к новой фазе развития индустриальная система должна разрешить базовый вопрос исчерпания ключевого ресурса – коммуникаций – и только после этого возможен переход к другой, более высокой фазе развития. Тот, кто будет первым – снимет все сливки новой фазы. Остальные если не будут довольствоваться объедками, то все равно существенно отстанут от первопроходца. Поэтому и идет гонка «зеленых технологий» и гонка энергоперехода. Невзирая ни на что.
Есть аргумент – дорого. Но это не аргумент вообще. Возьмите любой высокотехнологичный продукт. Айфон, к примеру. Его всегда берут в качестве примера, ибо удобно. Стоимость материального производства айфона – порядка 20 долларов. Это все материалы и комплектующие плюс затраты на само производство. Всё остальное в цене – патенты, то есть интеллектуальные затраты. Даже если стоимость энергии возрастет кратно, на стоимость производства это отразится уже в десятках процентах, а в конечной стоимости еще меньше – в процентах.
Почему кризис? И почему в Китае, Америке и Европе? А как раз потому что они продвинулись в «новой энергетике» дальше всех. Они спешат, спешат отчаянно, на кону – приз, который получит первый пришедший к финишу. Отсюда и ошибки, и просчеты, так как сам по себе этап перехода от одной устойчивой системы к другой – это всегда кризис. Довольно тяжелый даже при идеальном управлении. А когда спешка – тут не до идеалов, тут главное вперед, «хвосты» будем подчищать позже.
В гонке важно не просто прийти первым, но еще и поставить подножку сопернику. Поэтому все три ключевых игрока – Китай, Штаты и Европа стараются друг другу создавать проблемы. Не без успеха кстати. И в этой тройке Европа выглядит самой слабой. Уточню – слабой по отношению к двум другим участникам. По отношению к остальным европейцы очень даже мощны.
Кризис на Украине – это попытка выбить Европу из гонки. Хорошая попытка. Европейцы уже понимают, что энергопереход придется сильно корректировать. На годы, если не дольше. Что полностью устраивает Штаты и Китай. Ну, а Украина и Россия здесь – просто мальчики на побегушках, расходный материал. Увы, но это реальность.
Комментарии