Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

В ТРЯСИНЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА. Часть II. Что делать?

  • Строго говоря, нужно ли что-то специальное делать – это вопрос дискуссионный.

     

    В самом деле, русское и российское государство (в разных обличиях) успешно решало свои внутри- и внешнеполитические задачи на протяжении почти 12 веков средствами своей специфической государственности. Однако уже прозвучал сигнал, какого еще не было в российской истории – отпадение от великой империи-державы огромных территорий, не только приобретенных сравнительно недавно, но и органически (этнически), казалось бы, неотделимых от нее. Основной причиной этого видится неспособность архаично-тоталитарной российской государственности обеспечивать качество и, главное, человекоориентированное содержание прогресса. Но еще большая опасность видна в назревающем общемировом кризисе – нехватке жизненного пространства и ресурсов (энергетических, пищевых, пресной воды, чистого воздуха, плодородных почв, древесины,…) для стремительно увеличивающегося населения Земли. И первой крупной жертвой насильственного геополитического перекраивания мира может стать именно Россия с ее избытком таких ресурсов и государственностью, неспособной  распорядиться ими даже во благо собственному народу.

     

    И все же автор исходит из того, что у России имеются еще шансы укрепиться в мировой геополитике настолько, чтобы стать не жертвой голодающих хищников, но их укротителем, предоставляющим на взаимно выгодных условиях необходимые для их выживания житейские блага. Надежда на такое укрепление связана, прежде всего, с метаисторическим ощущением того, что, как и прежде в историческом процессе, у России могут быть отмобилизованы ее гигантские жизненные (и не только природные) ресурсы для сохранения и нынешней территории, и полного суверенитета. Однако нельзя забывать о том, что метаисторическое в социуме (подобно метафизическому в природе и познании) реализуется не само по себе, но лишь в результате конкретных действий и процессов.

     

    Основным таким процессом сейчас видится снижение уровня той черной энтропии сознания через планомерное формирование здорового и развитого гражданского общества в стране. Оно уже как-то идет – противоречиво, натужно и медленно – как бы на рудиментах  природного нравственного чувства в человеке, отчасти по инициативе президента Путина, отчасти от деятельности властей разных уровней (часто с двусмысленными результатами), отчасти снизу, от самой общественности, слабо ориентированной и плохо организованной.

    Основным узаконенным «кирпичиком» конструкции общественной жизни нашего государства считается у нас некоммерческая организация (НКО), статусом которой наделены и такие монстры как ОНФ (Общероссийский и региональные Народные Фронты), Общественные Палаты и, помельче, Общественные Советы при всех министерствах (федеральных и региональных) и основных федеральных службах. Система чудовищно громоздкая, с запутанной финансовой жизнью (некоторые НКО вполне легально финансируются по зарубежным грантам), едва ли не все фактически ведут коммерческую деятельность (в том числе «народные фронтовики») с неясной отчетностью. Основной задачей и функцией всей этой системы является общественный контроль над деятельностью органов власти и исполнительной, и даже законодательной. В реальности, система эта наглухо забюрократизирована и плотно закрыта от доступа извне; выйти на связь с составляющими ее элементами по юридическим или физическим адресам (почему-то, как правило, не совпадающим) дело непростое и, обычно, бесполезное; какой уж тут общественный контроль? Отсюда создается устойчивое впечатление, что система эта – игра властей на опережение с целью поставить всю общественную жизнь под плотный контроль государства.

     

     

    Здесь предлагается иное, соборно-демократическое, направление для реформации (преображения, перерождения, но не возрождения, от которого упаси бог) нашей страны, по духу близкое тому кратковременному, но плодотворному народному движению, которое четыре века назад вывело Россию из Великой Смуты и способствовало становлению ее как великой нации и державы. В соответствии с этим, процесс формирования цивилизованного, истинно демократического взаимодействия между властью и обществом видится как сонаправленное (хотя бы частично, но достаточно длительно) движение мысли, воли и действования обоих субъектов нашего общественного договора.

     

     Прежде всего, следует организовать общенациональную дискуссию, целью и задачей которой является выяснение отношения всех слоев населения к духу и функционированию российской системы власть-народ. Не исключено, что дискуссия не станет общенародной или выявит ориентацию народа на сохранение статус-кво. Однако все же имеются некоторые основания полагать, что итоговая оценка этой системы будет способствовать созданию действенных механизмов ее реформирования.

    Следующим шагом Государственная Дума принимает «Закон о добровольном и организованном участии народных представителей в надзоре за органами власти всех уровней». В преамбуле «Закона» признается порочность и бесперспективность для процветания России традиционных отношений в нашей системе власть-народ и указывается фундаментальная цель «Закона» – оздоровление духа российской государственности на основе фундаментальных принципов человеческой морали.

    Смыслом этого «Закона» должно быть предоставление права населению любых территориальных единиц (от сельских, поселковых, муниципальных до региональных) создавать Комитеты Общественного Надзора (КОН) под патронатом местной законодательной  власти, причем патронат прекращается сразу после юридической регистрации КОН данного уровня. «Закон» должен быть разрешающим (а не предписывающим) для того, чтобы избежать бюрократизации КОМИТЕТОВ, чтобы их деятельность основывалась не на принуждении законодателя, а на мысли, чувстве и воле жителя данной территории, направленных на ее благополучие. Совершенно необходимо, чтобы такого рода структуры были не при личностях или ведомствах (как сейчас), а при Конституции Российской Федерации. Кроме того, в основе формирования такого рода структур должен лежать территориальный принцип, но не ведомственно-административный: людям нужно предоставить возможность заботиться о своей местности как о своей собственности.

    В состав КОМИТЕТОВ должны обязательно входить опытные представители местного духовенства (любой конфессии), средств массовой информации, хозяйственников-экономистов, правоохранительных органов, вооруженных сил и системы народного образования (возможно, со специальным статусом Постоянных членов КОН). Особую роль могут здесь играть (как члены-волонтеры) пенсионеры, жизненный, профессиональный и нравственный опыт которых – это огромный капитал нации, государством ныне не используемый. Величие, благородство и сложность задачи, несомненно, привлекут в КОМИТЕТЫ (особенно после первых успехов, которые должны освещаться в СМИ) и молодежь из всех слоев населения, студенчество.

     

    Из множества возможных положений этого «Закона» перечислим здесь только самые важные, основополагающие.

    В соответствии с этим «Законом» Общероссийский и другие фронты лишаются статуса НКО и полностью передаются на уровень партийно-общественный; Общественные Палаты упраздняются, вместо о них создается Общественный Совет при Федеральном Собрании и аналогичные Советы при региональных законодательных собраниях, одна из функций которых – организационно-координирующая для КОМИТЕТОВ соответствующих уровней. Финансирование работы этих Советов производится только из бюджетов соответствующего уровня и только на нужды минимально необходимого персонала; на уровне региональном, городском и ниже здесь штатными сотрудниками вообще могут лишь секретарь, уборщик-охранник, специалисты по работе с офисной техникой, бухгалтер-кассир. Совету и КОМИТЕТУ каждого уровня предоставляется офисное помещение (с оплатой всех эксплуатационных расходов), достаточное для проведения текущей работы; помещения для проведения крупных общественных мероприятий как Советы, так и КОМИТЕТЫ изыскивают самостоятельно.

    Для максимальной независимости деятельности КОМИТЕТОВ от органов власти или от криминальных структур, она должна быть изолированной от внешних денежных потоков (государственных, спонсорских, меценатских и т.д.). Не допускается никакое внешнее финансирование местных КОМИТЕТОВ, кроме создания фонда поддержки мероприятий (но не членов)  КОМИТЕТА – из индивидуальных (строго документируемых и публикуемых в местных СМИ) добровольных взносов отдельных местных жителей, позитивная гражданская позиция которых несомненна.  Здесь самый тонкий вопрос – оплата труда членов КОН. В идеале, это должен быть труд «от идеи» − без должностного оклада или иной фиксированной ставки. Но, во-первых, всякий труд создает продукт, на часть стоимости которого трудящийся имеет право, а, во-вторых, многим членам КОМИТЕТОВ, людям взрослым и семейным, придется работать сверх основной работы, и какое-то вознаграждение за это было бы справедливым.

     

    «Закон» обязывает органы власти всех уровней публиковать в местных СМИ (а также на специальных сайтах) планы своей текущей (а также и перспективной) деятельности вместе со сметами планируемых на эту деятельность затрат. Там же ими регулярно публикуются сведения о ходе реализации этих планов с подробными финансовыми отчетами. Все это необходимо для повседневной работы КОМИТЕТОВ.

    «Закон» обязывает СМИ всех родов и видов (вплоть до развлекательных радиостанций и глянцевых журналов) предоставлять 5% своих информационных ресурсов для публикации материалов КОМИТЕТОВ и публиковать их бесплатно и регулярно – контроль должен быть регулярным и общедоступным.

    КОМИТЕТЫ наделяются правом законодательной инициативы на соответствующем их локализации уровне с правом участия в работе законодательных органов.

    КОМИТЕТЫ имеют право инициировать, по результатам своего надзорной деятельности, протестные акции населения (пикеты, сходки, митинги, забастовки), запретить которые могут только судебные инстанции не ниже городских.

    КОМИТЕТ может быть распущен (в данном его составе) только решением судебной инстанции не ниже городской или региональной по представлению соответствующего регионального Совета.

     

    В каждом районе города, в каждом населенном пункте есть множество проблем, видимых каждому живущему там человеку: дороги, улицы и тротуары, зеленые насаждения, состояние жилых помещений и учреждений, ночное освещение; детские площадки, спортивные сооружения, скамейки  около подъездов; муниципальный транспорт, конторы коммунального обслуживания, работа местных правоохранительных органов; стоянки для автомобилей, пляжные участки около водоемов, городские скверы, парки; водопровод, антенное хозяйство, теле-, радио-, тепло- и электросеть; в округе функционируют воровские или наркоманские притоны, националистические группировки, публичные дома, подвалы и чердаки с беспризорниками и бомжами…

    Все эти проблемы должны быть сведены в реестры каждого местного КОМИТЕТА на основании информации, поступающей от населения. Такого рода реестр муниципальный (если он существует) должен сопоставляться с общественным. В местных СМИ и интернете должны быть опубликованы оба реестра и сведения о том, какие бюджетные средства выделены местными властями на решение этих проблем, чтобы бюджет территории был абсолютно прозрачным и доступным во всех его деталях каждому желающему с ним ознакомиться.

     

     Основной задачей КОМИТЕТА является сбор и анализ информации о местных социальных проблемах, выяснение степени их актуальности, оценка очередности решения и бюджетоемкости. КОМИТЕТ отслеживает фактическое исполнение местного бюджета и, проводя текущую экспертную оценку динамики его исполнения, регулярно оповещает население территории о результатах этой оценки через местные СМИ. Этим может быть решена одна из самых болезненных и актуальных проблем социальной жизни страны – минимизация воровства и коррупции местного чиновничества.

     

    КОМИТЕТЫ рассматривают все обращения и жалобы населения (кроме анонимных), изучает факты вымогательства, мздоимства, поборов, бюрократической волокиты, недобросовестного или непрофессионального обслуживания (особенно – приносящие прямые убытки или ущерб здоровью и благосостоянию людей). Материалы, требующие срочного вмешательства правоохранительных органов, КОМИТЕТЫ направляют в соответствующие инстанции, обязанностью которых является дать по ним содержательные заключения (вплоть до возбуждения уголовных дел) в строго определенные сроки. По событиям и фактам не столь угрожающего характера и масштаба, КОМИТЕТЫ направляют запросы и предупреждения в администрации учреждений, чьи сотрудники наносят населению материальный или моральный ущерб.

     

    Вся информация такого рода накапливается и сохраняется в специальной базе данных, относящейся к характеристике компетентности и добросовестности должностных лиц, и периодически публикуется в местных СМИ для принятия административных решений о мерах воздействия на недостойных должностных лиц (вплоть до увольнения и судебного преследования). Деятельность КОМИТЕТОВ, равно как и разного рода отклики на нее, также регулярно освещается во всех местных СМИ – в бумажной прессе, по радио, на телевидении, в интернете, с тем, чтобы каждый житель мог иметь объемное представление как о жизни его района в целом, так и о любой частной проблеме района.

    В информационных сообщениях КОМИТЕТОВ даются сведения о способах контакта с ними, обращения к жителям территории присылать свои суждения о работе органов власти и всех учреждений и организаций данной местности, а также присылать достоверные данные о расхождении официальных данных с реальными, обо всех событиях и фактах, важных для жителей данной территории.

     

    Кажется несомненным, что динамика попыток решения таких проблем, сами процессы их решения – это огромный социальный опыт для населения, школа его участия в оздоровлении его повседневной жизни, школа самообучения достойной жизни. В работе со всеми этими проблемами можно накопить полезнейшие базы данных (для прессы, для законодателей, для правдивой статистики), приучить людей пытаться праведно (законно, а не через кровавый криминал, воровство, взятки) получать достойное решение той или иной социальной или личной проблемы.

     

    В заключение хочется еще раз очертить суть и смысл вышесказанного.

     

    Здесь предлагается альтернатива традиционному характеру внутренней политики российского государства, некий процесс реформирования его по схеме: а) общедержавной, б) мультицентрической с центрами в административных районах, в) личностной по механизму работы. Альтернативность – в том, что, не отрицая важности сильной центральной власти (включая необходимость для России – евроазиатского гиганта – сильного и образованного главы государства), повседневная народная жизнь должна строиться, регулироваться и контролироваться за счет суммарной социальной энергии населения территориальных  образований в достаточной гармонии с усилиями центральной власти. В условиях, когда людям очевидны и понятны каждая социальная задача и механизмы ее решения, многие трудности могут преодолеваться оперативно и эффективно. Ведь несомненно, что в любой таком образовании имеется немало людей опытных, добросовестных, энергичных и заинтересованных в жизни, достойной великой страны. Необходимо как-то пробудить их, организовать и направить в русло строгой законности, что и должна взять на себя государственная власть, как более активная сторона нашего общественного договора.

     

    Конечно, предлагаемый здесь механизм – это лишь некая схема, и чтобы придать ей юридически обоснованные и практически реализуемые свойства, необходима работа специалистов в области государственного строительства. Но принципиальным здесь является то, что КОМИТЕТЫ максимально независимы от каких-либо властных структур, их деятельность регулируется только законами Российской Федерации, осуществляется в живой связи с населением территорий (ведь они и сами − часть этого населения) и регулярно освещается во всех местных СМИ. Только при условиях, когда каждый человек имеет право и реальную возможность способствовать оздоровлению окружающей его социальной среды и ежедневно наблюдать результаты своего участия в этом деле, может происходить укрепление нравственного состояния клеток сознания и духа всего народного организма.

     

    Следует, конечно, иметь в виду, что любой механизм утверждения и осуществления полномасштабной гласности (да еще с опорой на народное понимание правды и справедливости) неизбежно вызовет ожесточенное сопротивление чиновничества, криминальных и полумафиозных структур, ряда СМИ, части органов правоохранительных и так вплоть до партий, парламентских фракций и правительственных учреждений. Но даже если бы мы пришли к некоего рода гражданской войне – нравственно здоровые силы против тысячелетней традиции взаимного ограбления – это была бы война священная и очистительная.

-2

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский22 сентября 2019 г.+1
    Мечты, мечты, где ваша сладость? Ушли мечты, осталась гадость! Опять упование на какую-то истинную демократию (?!) в деле вытягивания России из мировой помойной ямы, в которую её затащили ни кто иные, как только демократы?! В данном случае не сработает метод, когда клин клином вышибают. Если ещё одна волна "истинных демократов" примется спасать уже насмерть одемократиченную Россию, ныне корчащуюся на смертном одре, то оной непременно придёт карачун, кирдык, писец... Вывод: Россия будет спасена только в том случае, если новая власть объявит демократию вне закона, а либеральную идею такой же преступной, как и гитлеровский фашизм. понятно, что без смены государственного строя не может произойти преобразования нынешней РФ в истинную дееспособную Россию.