Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Инфляция государственной власти

  • Центральный вопрос современной экономики — это вопрос о деньгах. Опыт истории учит, что без решения проблемы денег невозможно ре­шать      никакие экономические проблемы. Это прекрасно понимал основатель СССР, ко­торый в разрушенной до невозмож­ности   стране   провел денежную реформу   и   возродил народное хозяйство. У нас часто вспоминали нэп и толковали, что экономическое чудо было связано с индивидуальной трудовой дея­тельностью, кооперацией. А некоторые дотолковались до того, что нэпа без нэпмана и не было бы.

     На самом деле в основе «чуда» нэпа было два корня: твердая ва­люта и впервые после тысячелетней работы на хозяев возможность ра­боты людей на себя. Вспомним, как ставил вопрос В. И. Ленин: «Что действительно важно, это- вопрос о стабилизации рубля... Удастся нам на продолжительный срок, а впос­ледствии навсегда стабилизировать рубль — значит, мы выиграли... Тогда мы сможем наше хозяйство поставить на твердую почву и на твердой почве дальше развивать».

           Экономический рост может быть обеспечен только на основе повышения покупательной способности денег.  Но уж очень многое этому противоречит. В пер­вую очередь «идеи» о повышении то тех, то других цен, мотивируя это требованиями рынка или даже эффектной разницей экспортных и внутренних цен. Конечно, легче всего решать назревшие экономические и технические проблемы старым, испытанным, бумажным       пу­тем: повысить цену легче, чем провести техническое перевоору­жение, обновить продукцию, развивать новые безотходные производства.

     

    Об этом  говорила инфляция эпохи «застоя», когда с прилавков исчезал один товар за другим, а мясник имел социальный статут выше партийного генсека. Но даже распад СССР не образумил высшее руководство России. Забыли собственный опыт: экономический рост только там, где есть твердые деньги, обеспеченные товарными ресур­сами при снижающихся ценах, и твердая уверенность трудящихся в том, что они работают на свое общество, на себя.

              Прав был Мефистофель, когда поучал студента о том, что коль недочет в понятиях случится, их можно словом заменить; словами диспуты ведутся, из слов системы создаются. Среди множества бесполезных и непонятных большинству населения слов типа квестов и флешмобов, особое место занимает давно известное слово инфляция. В точном переводе оно означает «вздутие» денежного оборота по сравнению с потребностями экономики. Но даже при металлическом денежном обращении это явление достаточно проблематично. При излишке количества денег по сравнению с товарным покрытием всегда существуют возможности их накопления и сбережения.

    В современной денежной системе это тем более непонятно, поскольку не материальное содержание денег определяет уровень цен, а напротив- уровень цен определяет покупательную способность валюты. Ссылки на рыночные условия, которые якобы определяют потребность в изменении количества денег для приведения их в соответствие с предложением товаров для воздействия на уровень цен, также не выдерживают критики. Можно увеличить количество денег в обращении, но никто не может гарантировать, что эти деньги будут использованы в стране происхождения на покупку сахара, а не будут конвертированы в иностранную валюту для покупки очередной яхты для Абрамовича.

    И вообще логика рассуждений о том, что с помощью денежной политики можно бороться и даже «таргетировать», то-есть планировать инфляцию, весьма сомнительно. Ведь получается так: продавец повышает цены, а покупателю для борьбы с этим злом уменьшают денежные средства. Да и вообще- сначала растут цены, а уж потом «индексируют» зарплату и пенсии.Невольно приходит в голову песенка Окуджавы о дураках: «Вот так и ведется на нашем веку: на каждый прилив- по отливу, на каждого умного- по дураку, все поровну, все справедливо».  Продолжение этой песенки хорошо объясняет ситуацию.

    Вывод: слово инфляция есть просто замаскированное выражение процесса повышения цен и снижения покупательной способности национальной валюты. Поэтому задача государства и банковской системы заключается в создании экономических предпосылок и условий, необходимых для снижения и стабилизации внутренних цен.

    Потому и нужно говорить не об инфляции денежной, а об инфляции или обесценении государственной власти как суверенного гаранта покупательной способности денег в стране.

3