Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

Винни-пух и все, все, все

  • Винни-пух вспомнился из-за его любимой песенки, которая начиналась со слов «в голове моей опилки…». И еще потому, что он очень хорошо со своим другом-поросенком объедал кролика. И еще потому, что их друг ишак считал, что все пропало. Ведь в самом деле   удивительные рассуждения видим и слышим от людей, числящихся экономистами, политологами и вообще- государственными деятелями. Имею в виду в первую очередь так называемые «национальные проекты».

       По обычной человеческой логике как строится дом? Сначала, наверное, надо подготовить место для строительства- выбрать наилучшее местоположение, грунт, окружающие условия, подходящую инфраструктуру. Потом надо сделать проект дома- количество этажей, общую площадь, предусмотреть планировку, удобства и прочее. Потом надо определить материалы, из которых будет построен дом и, самое главное-кто его будет строить. После того можно разработать смету, то-есть определить нужное количество денег и источники их получения.

         А что вы скажете, если найдется человек, который скажет: хочу дом за миллион, вот вам деньги и валяйте. Ну, во-первых, каждый разумный человек поймет, что вас посылают туда, не знаю куда, чтобы вы принесли то, не знаю что.  Во-вторых, он поймет, что вы сами не знаете, что вы хотите и в голове у вас, как у Винни-пуха, одни опилки. В-третьих, он поймет, что вы не сможете ничего сами сделать и что руки у вас не тем концом вставлены.  В-четвертых, он усомнится в вашей способности найти деньги, которые  вы обещаете, особенно если вы еще их на руках не имеете, а будете их собирать и отбирать у тех людей, которых вы предполагаете использовать для исполнения ваших нескромных желаний. В-пятых, в этом сам бог велел пообещать, взять эти деньги и свалить в какую- нибудь страну, где у вас есть вид на жительство.

         Вот, пожалуй, и все, что приходит в голову, когда кругом слышишь гром и треск о неких «национальных проектах» и пренебрежение нашим и зарубежным опытом планирования народного хозяйства. Ну, не нравятся вам наши пятилетки. Но вот лежит передо мной том, на титуле которого написано: Republique Francaise. Commissariat General du Plan D equipment et la productivite. PLAN  DE DEVELOPMENT ECONOMIQUE ET COCIAL. Veme PLAN.   Перевожу: «Французская республика. Генеральный комиссариат по планированию. 5-летний план экономического и социального развития.»

      В введении к этому документу приводятся такие слова: «Современная  экономика, динамичная и способная на соревнование, требует наличие трех ключевых факторов: производительного вложения капитала, нововведений и организации надлежащего числа и количества трудящихся.». Странно, что во Франции экономисты и политики давно не увлекаются «рыночными иллюзиями». Это не характерно для бывшего президента Саркози, который создал комиссию во главе с тремя всеми признанными экономистами для изучения проблемы определения валового внутреннего продукта(американское изобретение) в качестве показателя экономического развития. Пренебрегает американскими формулами и вернувшийся во Францию Том Пикетти в работе о капитализме нынешнего столетия.

         Должен сказать, что выдумка об административно-командной системе и провалах планирования есть произведение людей, которые никогда не занимались практической работой и принадлежат к той когорте академиков и профессоров, которые в жизни ни одной таблицы, а тем более плановой, не разрабатывали.

         Надо четко понимать, что планирование и управление экономикой- это важные и нужные, но все же только инструменты экономической политики. Инструменты, которыми пользуются все серьезные правительства современного мира, поскольку они ведут к стабильному экономическому и социальному развитию для достижения тех целей, которые ставит перед собой общество. Без этого страна будет всегда находиться в состоянии бардака. И никакая смена девочек не позволит из этого состояния выйти.

          Распад СССР был вызван не использованием рычагов планирования, опыт которого перенимали у нас даже капиталистические страны. Он был неизбежен в результате той экономической «политики», точнее суеты, которая началась в нашей стране после прихода к власти Хрущева и его днепропетровской клики. Во времена Горбачева магазины были пустыми не потому, что экономика планировалась, а потому, что Хрущев фактически ликвидировал потенциал производства товаров народного потребления. Он сразу обозвал «горе-экономистами» тех людей, которые предлагали следовать сталинскому плану дальнейшего развития нашей экономики и отправил их в места отдаленные.

          Напомню, что Сталин в последние годы своей жизни отошел от оперативной работы и посвятил себя научным исследованиям и обобщению опыта нашего развития. В его работе «Экономические проблемы социализма в СССР», в частности он писал: «Необходимо… добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой‑либо профессии.

    Что требуется для этого?

    Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой‑либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.»

            Должен сказать, что в эту работу вошли далеко не все его разработки, не опубликованы записи его некоторых бесед с экономистами, особенно по вопросам денег, денежной безопасности страны, золотого паритета и обеспечения рубля, политики снижения цен. Вполне понятно, что далеко не все тогда требовалось предавать огласке до практического решения, которое тогда всегда следовало за планами руководства. Мало говорили-много делали.

           Обсуждение  вопросов грамотной экономической и социальной политики не связано с обсуждением проблем  «социализм-капитализм». При любом общественном строе есть грамотные и умные люди и есть винни-пухи. Для примера приведу кое-что из прошлого Российской империи.  И  в старые времена у нас были умные и честные люди. Одним из таких людей был Д.И.Менделеев, которого не выбрали в Российскую Академию Наук, предпочтя ему навсегда забытого немца-химика. А ведь он создал первый в истории нефтеперегонный завод, на четыре года раньше американцев. Вот как он рассказывает об этом в своих «Заветных мыслях». «Мне говорят, что ведь и взятки остаются в стране, но когда они даются иностранцами русскому заказчику, во-первых, крупнейший куш идет все же прочь из страны, а во-вторых, взяточник не усидит на окраине, наживется да и уедет того гляди в Париж покутить и к делу местному не приступит, что, наверное, сделают рабочие и предприниматели.

    Так, например, в 1863 г. известный тогда деятель В. А. Кокорев пригласил меня съездить в Баку, где у него тогда велось дело с переделкой нефти и в год убытков менее 200 тыс. не бывало. "Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод",- говорил он и дал мне при всем готовом проезде целую тысячу рублей за то, чтобы выяснить ему дело и, если можно, в короткий срок, у меня бывший в распоряжении, поправить его. Охотно взялся не потому только, что тысяча рублей тогда мне уже семейному, получавшему всего l1/2 тысячи жалованья, была очень на руку, но особенно потому, что самое дело меня очень интересовало.
    На месте, что можно было, старался поправить и направить, и вышло так, что через год получился чистый доход более чем в 200 тыс. рублей. Приезжает ко мне тогда В. А. Кокорев и предлагает поехать править его дело в Баку, в год получать по 10 тыс. рублей, до 5% с чистого дохода, разочтенного как в этот год, Ни минуты не думая, отказался, чего, конечно, не сделал бы на моем месте ни англичанин, ни француз, ни немец. Стал меня умница В. А. Кокорев допрашивать о причинах отказа, опроверг все мои доводы (о пенсии, о возможности работать для науки и т. п.) или отговорки и очень верно заключил, что все это барские затеи, от которых России очень плохо двигаться вперед. Когда сам-то стал стариком, тогда только понял как следует здравый смысл самородного русского ума В. А. Кокорева, которому наименее свойственно донкихотство, еще и по сих пор побуждающее нас воевать с ветряными мельницами. Крайне  желательно, чтобы ныне призванная монархом Государственная дума, составленная из выбранных народом неслужилых людей, уразумела прежде всего, что ей даровано весьма важное право законодательной инициативы, еще не данное Государственному совету, что законами определяются не только права, но и обязанности граждан, и не только обязанности, но и права исполнителей, т. е. чиновников (выборных или коронных), и что, прежде чем требовать что-либо от других, непременно надобно оглянуться на себя самих и подать личный пример: порядка, трудолюбия, немногоглаголания, снисходительности, деловитой разумности и постепеновской последовательности.»

    Менделеев рассказывает о Кокореве, который сам был далеко не простой личности, сколотив своим трудом миллионное состояние, создав пароходство, банк и многое другое. Но крайне интересна его книга, которая называется «Экономические провалы».  Он рассказывает: «В эти годы заем был сделан, кажется, в Голландии на постройку железной дороги между столицами. Вопрос о дороге предварительно обсуждался (1840-1841) в особом комитете, состоявшем из всех министров, с присоединением к ним трех частных лиц: графа Бобринского, А.В. Абазы и К.Н. Кузина. Граф Канкрин был вообще против сооружения железных дорог; но никто из русских людей не разделял этого мнения, а желали того, ачтобы дорога была построена сначала от Москвы к Черному морю, а потом уже было бы приступлено к сооружению второй линии между Москвой и Петербургом[1]. Мнение это основывалось на том, что Петербург может без особого ущерба 5-10 лет подождать рельсового пути к Москве, будучи соединен с нею для пассажирского движения шоссейным трактом, а для товарных грузов - тремя водяными системами - Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой. Соединение Москвы с Черным морем казалось более необходимым в смысле обеспечения черноморских берегов от высадки неприятеля и торговых интересов, которые представляли большие грузы при устройстве рельсового пути через всю хлебородную площадь, не имеющую водяных сообщений к Москве и гораздо более населенную, чем пространство между столицами. На стороне этого мнения были Москва, Харьков, Рыбинск и самый Петербург. Для сообщения такого взгляда явились к министру финансов первоклассные купцы того времени: Н.М. Журавлев (Рыбинский), С.Л. Лепешкин (Московский) и К.Н. Кузин (Харьковский) и другие. Они рассчитывали на то, что Канкрин, как противник сооружения дороги из Петербурга в Москву, поддержит их мнение, но оказалось нечто смешное. Больной и устаревший Канкрин, при всем своем уме, не мог оценить великого значения вышеизложенной мысли и отвечал им, что он удивляется, как могло придти в голову предположение строить железную дорогу через такую местность, где на волах всякая перевозка делается за самую дешевую цену. Последствия показали, сколь велик был промах со стороны правительства, не обратившего внимания на вышеизложенный взгляд. Если бы дорога от Москвы к Черному морю была начата постройкою в 1841 г., то Россия не почувствовала бы невозможности с миллионом лучшего в мире своего войска отразить высадившегося около Севастополя неприятеля в количестве 70 тыс. Впрочем, и самой высадки не могло бы быть, когда бы Европа знала, что наши войска по железной дороге, без всякого утомления, могут через несколько дней явиться на берегах Черного моря. Провал этот был так велик, что в него провалились Черноморский флот, Севастополь, полмиллиона войск и сотни миллионов рублей. Отсюда получает свое начало порабощение финансовых сил России денежному влиянию иностранных капиталов, и какая бухгалтерия возьмется определить в цифрах общую сумму понесенных Россиею потерь от того, что Москва не была прежде С.-Петербурга соединена железною дорогою с Черным морем!»

    Может стоить чему-нибудь поучиться у предков?



    [1] Покойный граф К.Ф. Толь многократно сообщал, что отец его (главноуправляющий путями сообщения) скончался от огорчения после того, как отвергнута была его записка о необходимости иметь сначала только одну железную дорогу от Москвы до Севастополя и о том, что дороги другие, без этой, неминуемо разорят Россию. Граф Толь так и умер, не успев исполнить своего обещания доставить эту записку, в которой знаменитый стратег пророчил, что европейские державы непременно попробуют отнять у нас Севастополь. (Русский Архив 87 г.).

     

5

Комментарии

6 комментариев
  • Вадим Б
    Вадим Б3 ноября 2019 г.+2
    Национальные проекты нужны были только для того (моё оценочное суждение), чтобы обобрать стариков, зверски повысив им пенсионный возраст, типа на благородное дело, мол, не для того, чтобы деньги попи...ть. Вот, мы стариков обобрали, чтобы национальные проекты сделать, какие мы хорошие. А что от этих национальных проектов образование и наука крякнула, медицина вдрызг развалилась (что надо студентов-недоучек призывать людей лечить, врачи все разбежались) - так это мы не виноваты. Идея же была благородная
  • Вадим Б
    Вадим Б3 ноября 2019 г.
    А Лавритов, усыплённый вчера моей колыбельной, спит и не знает, что подлые коварные враги тут в его блоге комментарии злобные строчат. Сладко причмокивает во сне, но иногда вздрагивает от кошмара - что его, Лавритова, высылают из "проклятой" Европы жить в сытную и богатую Россию - и кричит так жалобно: "АААААААААААААААААААААААААААААААААА Только не этооооооооооооооо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!"
  • Вадим Б
    Вадим Б3 ноября 2019 г.
    Лавритову не понять, какое унижение для русского самосознания, что Россия армию потенциального врага кормит - прямо по русской поговорке: "Не будешь кормить собственную армию, будешь кормить чужую"
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов3 ноября 2019 г.
    Минус! Планирование не самое главное в профессиональном управлении государством!
  • Вадим Б
    Вадим Б3 ноября 2019 г.
    Бурлуцкий не поставил минуса ЛАВРИТОВУ? Какой кошмар. О том, что Россия кормит наших потенциальных врагов? Россия кормит американскую армию? И Бурлуцкий не поставил минуса? ЭТО ИСПРАВИМО! Я УВЕРЕН, ЧТО БУРЛУЦКИЙ ЗА МАТЕРИАЛ, ЧТО РОССИЯ КОРМИТ АРМИЮ США, ПОСТАВИТ МИНУС С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!
  • Вадим Б
    Вадим Б3 ноября 2019 г.
    Бурлуцкий не поставил минуса ЛАВРИТОВУ? Какой кошмар. О том, что Россия кормит наших потенциальных врагов? Россия кормит американскую армию? И Бурлуцкий не поставил минуса? ЭТО ИСПРАВИМО! Я УВЕРЕН, ЧТО БУРЛУЦКИЙ ЗА МАТЕРИАЛ, ЧТО РОССИЯ КОРМИТ АРМИЮ США, ПОСТАВИТ МИНУС С БОЛЬШИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ!!!