Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Готовится очередной военно-экономический провал.

  • «Коммерсант» сообщил, что президент, по наводке Силуанова, усомнился в необходимости строительства ВСМ до Казани, заменив ее «более окупаемыми» решениями по строительству ВСМ Москва-Петербург и автодороги Москва-Казань. Проклятое сочетание экономического и военного образования, практический опыт работы с решениями двойного назначения, заставил меня усомниться в полноценном руководстве такого рода решениями. Рассматривать подробности довольно сложно, но найти аналогичную ситуацию в нашей истории труда не составило.

          В.А.Кокорев, известный миллионщик позапрошлого века в своей книге «Экономические провалы» рассказывает: «В эти годы заем был сделан, кажется, в Голландии на постройку железной дороги между столицами. Вопрос о дороге предварительно обсуждался (1840-1841) в особом комитете, состоявшем из всех министров, с присоединением к ним трех частных лиц: графа Бобринского, А.В. Абазы и К.Н. Кузина. Граф Канкрин был вообще против сооружения железных дорог; но никто из русских людей не разделял этого мнения, а желали того, ачтобы дорога была построена сначала от Москвы к Черному морю, а потом уже было бы приступлено к сооружению второй линии между Москвой и Петербургом[1]. Мнение это основывалось на том, что Петербург может без особого ущерба 5-10 лет подождать рельсового пути к Москве, будучи соединен с нею для пассажирского движения шоссейным трактом, а для товарных грузов - тремя водяными системами - Мариинской, Тихвинской и Вышневолоцкой. Соединение Москвы с Черным морем казалось более необходимым в смысле обеспечения черноморских берегов от высадки неприятеля и торговых интересов, которые представляли большие грузы при устройстве рельсового пути через всю хлебородную площадь, не имеющую водяных сообщений к Москве и гораздо более населенную, чем пространство между столицами. На стороне этого мнения были Москва, Харьков, Рыбинск и самый Петербург. Для сообщения такого взгляда явились к министру финансов первоклассные купцы того времени: Н.М. Журавлев (Рыбинский), С.Л. Лепешкин (Московский) и К.Н. Кузин (Харьковский) и другие. Они рассчитывали на то, что Канкрин, как противник сооружения дороги из Петербурга в Москву, поддержит их мнение, но оказалось нечто смешное. Больной и устаревший Канкрин, при всем своем уме, не мог оценить великого значения вышеизложенной мысли и отвечал им, что он удивляется, как могло придти в голову предположение строить железную дорогу через такую местность, где на волах всякая перевозка делается за самую дешевую цену. Последствия показали, сколь велик был промах со стороны правительства, не обратившего внимания на вышеизложенный взгляд. Если бы дорога от Москвы к Черному морю была начата постройкою в 1841 г., то Россия не почувствовала бы невозможности с миллионом лучшего в мире своего войска отразить высадившегося около Севастополя неприятеля в количестве 70 тыс. Впрочем, и самой высадки не могло бы быть, когда бы Европа знала, что наши войска по железной дороге, без всякого утомления, могут через несколько дней явиться на берегах Черного моря. Провал этот был так велик, что в него провалились Черноморский флот, Севастополь, полмиллиона войск и сотни миллионов рублей. Отсюда получает свое начало порабощение финансовых сил России денежному влиянию иностранных капиталов, и какая бухгалтерия возьмется определить в цифрах общую сумму понесенных Россиею потерь от того, что Москва не была прежде С.-Петербурга соединена железною дорогою с Черным морем!»

     Воистину история никого не учит, а только жестоко накажет тех, кто не знает и не учитывает ее уроки.



    [1] Покойный граф К.Ф. Толь многократно сообщал, что отец его (главноуправляющий путями сообщения) скончался от огорчения после того, как отвергнута была его записка о необходимости иметь сначала только одну железную дорогу от Москвы до Севастополя и о том, что дороги другие, без этой, неминуемо разорят Россию. Граф Толь так и умер, не успев исполнить своего обещания доставить эту записку, в которой знаменитый стратег пророчил, что европейские державы непременно попробуют отнять у нас Севастополь. (Русский Архив 87 г.).

     

4

Комментарии

1 комментарий
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков29 марта 2019 г.
    Подобных суперглупостей и парадоксов хватает. Например, такое впечатление, что и СССР и Германию намерено готовили к войне еще ДО того, как прошёл шок от WW1, когда весь мир был СВЯТО уверен, что WW2 НЕВОЗМОЖНА!!! Автомобильные и танковые заводы одновременно строились и в ОБЕИХ странах, причем одним и тем же Фордом! Странные продажи в СССР новейшей техники из США и Германии, Гитлер разрешил продажу лично. В то время, когда Сталин репрессиовал почти всю авиаэлиту: Туполева(его бомбардировщик до США долетел), и Королева (уже испытывал реактивный истребитель). Причем Королева загнали на Колыму, Магадан (где он бы и помер), летчица-героиня Гризодубова выпросила у Сталина помилование. И не надо жалобно блеять "усе, усе пропало!" Взять ту же Германию или Японию - как они чудно расцвели и поднялись после эпохального поражения в WW2! Всё-таки я не уверен, что "овцы" управляют этим миром -