Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Почему нам стало так плохо.

  • Сила.говорили, не в деньгах, а в правде, которую мы не узнали сразу, а потом нам стало плохо. Через три десятка лет достаточно многие начинают с тоской вспоминать те социальные блага и преимущества, которые были потеряны вместе с распадом СССР и соцлагеря. Но при этом мало кто вспоминает, почему тысячи людей выходили тогда на улицы с требованиями лучшей жизни, почему в 1993 году проглотили расстрел Верховного Совета и многое другое. Если же вспоминают, то как правило персонифицируя потери с именами руководителей страны. Впрочем, этот подход практикуется до сих пор.

    Давайте все же подумаем, против чего мы тогда боролись и что получили. Нас тогда мало трогала власть Советов и даже Компартия была врагом для очень малого количества людей. Нас волновали пустые прилавки, замаскированный рост цен и широко распространенный блат во всех сферах жизни. Но если вдуматься в причины этих и многих других оснований для недовольства, то за ними стоит одно и тоже явление, которое называется бюрократизм, доведенный до своего логического завершения.

    Для людей свойственно стремление к спокойной, стабильной жизни, мало кому нравится жизненная игра без правил. Поэтому оформление правил нашей жизни в виде законов, документов и создание правоохранительных организаций в том случае, если не ущемляются права личности, не может вызвать особой критики и протестов. Все меняется, если нарушаются законные права граждан, изменяющие нормальное течение жизни.

    Конфликтная ситуация неизбежно возникает, когда не только на руководящих постах, но и за прилавками магазинов появляются субъекты, не уважающие тех, кому они обязаны   служить в силу занимаемого положения. Особо надо отметить, что это очень плохо воспринимается нашим народом, привыкшим к равенству, привыкшим дорожить своей честью и достоинством. Возникает расслоение людей на две группы. При этом члены одной из этих групп считают себя выше других и позволяет себе действия, нарушающие моральные и материальные условия жизни человеческого общежития. В наше время это редко можно сделать путем физического насилия, хотя и бывает. Основной же способ достижения личных целей у этой группы лиц, как бы они себя не называли- номенклатурой или элитой, чисто бюрократический.

     Один из возможных вариантов заключается в том, что бюрократ, как бы он не старался, все же обязан работать в силу своего служебного положения. Бюрократическая машина со скрипом, но работает. Бюрократ старается уйти от ответственности, запутать все следы. Это похоже на итальянскую забастовку. Но в глубине души бюрократ понимает, что нужно служить, хотя бы формально. Формальность и защищает его от необходимости принимать решения по существу. Такую бюрократию люди понимают, хотя и принимают ее со скрипом.

    Но есть и другая бюрократия, которая рано или поздно приводит к взрыву. Это ситуация, когда совершенно безответственные люди могут принимать решения так, как они считают это для себя нужным и выгодным.  Она в принципе состоит в очень простом. Распоряжаюсь деньгами, имуществом, материальными ценностями по правилу: хочу дам, хочу не дам, хочу дам, но не вам. Ясное дело, что при этом распорядитель руководствуется интересами собственной выгоды, которая иногда состоит просто в том, чтобы ничего не делать. Именно такого типа бюрократия появилась в нашей стране после войны- называлась она партийный аппарат.

    До войны состав партии отбирался очень тщательно. Периодически проводились чистки, в которых рассматривался весь спектр деятельности члена партии и решался вопрос о продолжении его членства по моральным и деловым качествам. В 1935 и 1936   годах проводился всеобщий обмен партийных документов. Более того, члены партии не пользовались особыми привилегиями и не обладали неприкосновенностью для государственных органов. Не случайно, что во время войны с нацизмом именно коммунисты и комсомольцы были в первых рядах. Часто солдаты и командиры уходили в бой, оставив заявление о том, чтобы их считали коммунистами.

    Результат всего этого должен быть понятен. Погибали лучшие, а те, кто прошел войну, были крайне ослаблены. Многие погибали от ран и болезней после войны. Это касается и руководства партии и государства. Иначе трудно понять, почему партию возглавил такой человек как Хрущев с очень ограниченным кругозором и громадным самомнением. После 1956 года, когда он почувствовал себя всемогущим, оболгав своих предшественников, он стал в стране делать все наоборот, уничтожая достижения своей страны. Для этого он совершил  по  существу государственный переворот, поставив партийную бюрократию над государством. При этом был ослаблен контроль за составом и деятельностью членов партии.  Для большого числа вновь принятых членство в партии определялось не идейными, а чисто карьерными, меркантильными соображениями. Идеологию, которой руководствовались до этого поворота, заменили догмами столетней давности. Сложилась ситуация, когда партийный аппарат стал доступен карьеристам, жуликам, появилось кумовство и семейственность.  Партийная номенклатура превратилась в закрытое сообщество, со своими дачами, санаториями, магазинами и т.п.. Они жили совсем в другом мире, чем народ. А так как у них была подпорка в виде 15 млн. членов партии, обязанных поддерживать решения номенклатуры,  то понятно, что при Брежневе темпы роста экономики снизились даже по сравнению с хрущевскими временами, а при Горбачеве- почти до нынешних  К примеру: среднегодовой темп роста промышленности при Хрущеве-9,5%, при Брежневе- 5,9%, при Горбачеве-0,8%, при Ельцине минус4,8%.

    Итогами бесславного десятилетия пребывания Хрущева у власти была политика, абсолютно противоположная намерениям руководства страной после окончания войны. Так, после быстрого восстановления разрушенной экономики была создана передовая денежная система, ежегодное снижение цен, повышение оплаты труда, сокращение рабочего дня.   Хрущев ликвидировал кооперацию, нарушив ленинский план построения строя цивилизованных кооператоров. Он  закрыл возможности увеличения производства товаров для населения страны, что привело к товарному дефициту, росту цен и дефолту советского государства в 1962 году. Он отказался от денежной системы, созданной до него, ухнул золотой запас на покупку американского зерна после провальной целины. Он проник в руководство страны случайно, оказавшись в одной группе с Аллилуевой. Сталин его выдвигал и прощал многие «подвиги» типа невыполнения приказа Ставки в 42-ом, что привело к окружению наших армий под Харьковом. Но он оболгал Сталина, что привело к краху коммунистического движения в мире. Поэтому вывод: он начал процесс развала СССР, соцлагеря и мирового коммунистического движения.

                  После отстранения Хрущева от власти, была попытка провести реформы, направленные на улучшение экономической ситуации. У нас обычно говорят о «косыгинской» реформе. Но это далеко не правда, Косыгин готовил реформы, но осуществить их ему не удалось, Пришедшая к власти партийная геронтократия не могла и не хотела ничего серьезно менять в управлении экономикой и обществом. Да и у него, оказалось, благими намерениями была выстлана дорога. Началось с того, что Косыгин поручил Госплану подготовить доклад с рекомендациями по исправлению диспропорций в экономике. В докладе о темпах и пропорциях развития народного хозяйства, который был подготовлен коллективом крупнейших экономистов страны (но так и не   опубликован до сих пор), говорилось о необходимости решения проблем, которые и  поныне  не решены : развитии сельского хозяйства,  создании  безотходных производств по переработке сырья в конечную продукцию,  развитии современной торговли и т.п.. Для реализации всего этого ведь требовалось думать и вкалывать. Это трудно и не каждый может. Да и опыт реагирования на свежие мысли и нужные деловые предложения у общественности уже был. У нас иногда мелькает для хрущевского периода название «оттепель». Для многих наших экономистов, которых обозвали «горе-экономистами» и отправили трудиться на Магадан, для поэтов и художников, да и вообще для тех, кто жил в те годы, тепла как то и не чувствовалось.

    Потому и пошли по  легкой дорожке скрытого инфляционного дотирования сельского хозяйства путем повышения закупочных цен при сохранении более низких розничных цен. В результате появилась громадная масса необеспеченных денег, которые к тому же легко обналичивались.  В последний год существования  СССР дотация на покрытие разности между закупочными и розничными ценами на сельхозпродукцию зашкалила за половину национального дохода страны. В итоге реальные затраты на производство пищевой промышленности  были больше выручки от ее реализации.

      Тогда проблему товарного дефицита решили самым простым образом, резко увеличив экспорт нефти, доля которого в экспорте страны увеличилась практически почти вдвое- до трети всего экспорта.   Понятно,  что было проще и легче качать на экспорт нефть и за счет валютной выручки покупать такие товары,  производство которых иначе нужно было бы  самим организовывать, а не откладывать на десятилетия, чтобы эту задачу решали внуки под видом «импортозамещения».Так  появилась пресловутая «нефтегазовая игла», о которой любят поговорить и до сих пор, считая почему-то, что наши провалы определяет  зависимость состояния экономики от  цен на нефть.  Невольно вспоминается высказывание профессора Преображенского о том, что разруха не в стране, а в головах людей и, извините- это писал Булгаков, не будет чистоты в туалете если справлять дела мимо унитаза   Хотя   для нашей страны, к сожалению, остается до сих пор верным характеристика, данная В.Н.Ключевским еще в 1891 году: “  Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности. Когда мы пассивно отбиваемся, мы сильнее себя, ибо к нашим оборонительным силам присоединяется еще наше неумение скоро понять свое бессилие, т.е. наша храбрость увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Напротив, нападая, мы действуем только 10% своих сил, остальное тратится на то, чтобы привести в движение эти 10%. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков. Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.»  

4

Комментарии

3 комментария
  • Василий Туманов
    Василий Туманов29 марта 2019 г.+1
    Начало очень хорошее... А дальше ... пожелание. Если текст ваш - разбейте его на четкие абзацы. И подожмите по возможности. Сплошняк очень тяжело читается. Но это субъективно.
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр29 марта 2019 г.+2
    В целом анализ перерождения социалистической системы управления в бюрократическую правилен, но не акцентировано, что процесс перерождения начался в государстве с недостроенной системой Социалистического Самоуправления. Великая Отечественная вынудила вернуться к системе Жесткого Единоначалия, что категорически противоречило Социалистическому Самоуправлению. Но после смерти Сталина началась борьба за рычаги власти в Единоначальном аппарате госуправления. Это была точка отката и отказа Лиц, держащихся за рычаги власти от дальнейшего строительства системы Социалистического Самоуправления. Термин "Социализм" стал камуфляжем для преступников из партийной бюрократии. Начался процесс перерождения партийной бюрократии в клан всевластных бесконтрольных правителей.
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр29 марта 2019 г.+1
    Это не значит что "Социалистическая Система Народного Самоуправления" несостоятельна. Исторические катаклизмы мирового масштаба застали её в самом начале становления, но даже в эти кратчайшие исторические сроки она доказала свою социально-экономическую эффективность и морально-нравственное превосходство над капиталистической системой. Возврат к продолжению строительства Социализма неизбежен также как деградация кризис и распад капитализма. И чем раньше начнем, тем меньше будет потерь и кровавых мировых потрясений, тем больших успехов добьемся. Иначе никак.