Пытаясь отыскать в мировой истории персоналии, аналогичные российскому президенту, некоторые весьма неглупые и образованные граждане сравнивают Владимира Владимировича с Джироламо Савонаролой - доминиканским монахом, умершим почти шестьсот лет назад.
С учётом выдающихся когнитивных и образовательных способностей российских патриотов сегодняшних дней, представляется не лишним сказать пару слов об этом человеке.
Джироламо Мария Франческо Маттео Савонарола, который более известен в исторической литературе как фра Савонарола, живший в Италии в середине ХIV века, т.е. во времена тотального господства католицизма, был ультраортодоксом даже среди ультраортодоксов - фанатичных католиков эпохи Ренессанса.
Его призывы к беспощадному очищению Христианства от ереси стяжательства, роскоши и сластолюбия стали естественным следствием его религиозного фанатизма, проявившегося ещё в раннем детстве.
Савонарола, происходившйиой из вполне благополучной зажиточной феррарской семьи, с младых лет физически, на генетическом уровне ненавидел деньги, свободу нравов, понимавшуюся им, как разврат, секулярное искусство и его апологетов и творцов, из-за чего в конце концов вошёл в непримиримые противоречия с Флоренцией, где это искусство и общий дух свободы достигли вершин.
Те, кого весь мир почитает, как исполинов мировой культуры, гениев живописи, литературы и скульптуры, были для Савонаролы непримиримыми врагами, подлежащими уничтожению.
Его проповеди естественным образом собирали ему многие тысячи сторонников из числа наиболее маргинализированных социальных слоёв - беднейших крестьян, нищих, ремесленников, низших военных чинов и всех прочих, находившихся на самом дне социальной пирамиды средневековой Италии.
Причины, по которым Савонарола завоевал в сердцах своих сторонников необычайную популярность и получил такую народную поддержку, которой испугался папский престол, заслуживают отдельного разговора.
Как и причины, по которым народ отвернулся от него и рукоплескал его казни в той самой Флоренции, которую нещадно бичевал неистовый фра.
Коротко говоря, люди вдруг осознали, что их гуру, безгрешный наставник и учитель - святой почти как сам Иисус, оказался обычным земным человеком, не лишённым пороков, с которыми всю жизнь боролся, не жалея себя.
Однако, след в истории Савонарола оставил навечно. И хотя этот след очень мрачен, он всё же не след грешника или проходимца.
Это след незаурядного человека, бросившего вызов времени и проигравшего ему. След человека, искренне верившего в своё божественное предназначение и потому наивно отрицавшего и отвергавшего в себе всё человеческое.
Его нельзя назвать фанатиком. Он был сверхфанатиком "истинного Христианства". Ни до, ни после Савонаролы никто и никогда не шёл наперекор тысячелетним традициям католицизма с такой слепой нерассуждающей силой и яростью. Его методы и практические шаги были безоговорочно отвергнуты грядущими поколениями, но сама идея страшного в своём неистовстве Савонаролы легла в основу идущего следом за ним Реформаторства.
И нынешние лютеране и кальвинисты, адвентисты и евангелисты, даже не осознавая этого, обязаны своим существованием именно ему и его борьбе.
Савонарола, живший в ХIV веке по канонам I века, презревший прошедшие пятнадцать веков и прогресс, пришедший вместе с ними, был обречён проиграть.
У времени нельзя выиграть.
Ставить Путина рядом с Савонаролой - кощунство и недопустимое опошление истории.
Путин не только не сверхфанатик идеи, не только не носитель каких-либо сверхценностей, но и вообще человек, лишённый любых идей, кроме одной - идеи собственного величия и собственной безгрешности.
В отличие от зловещего фра, он фанатик самого себя.
Путин - классическая иллюстрация помеси плейбоя с парвеню - выскочки, человека незнатного происхождения, добившегося доступа в аристократическую среду и подражающего аристократам в своем поведении и манерах.
Он любитель удовольствий, денег, развлечений, беспредельной власти и враг любых ограничений. Иными словами, он типичный образчик тех средневековых персоналий, с которыми вплоть до виселицы боролся Савонарола.
Хотя и тут необходимы корректировки.
Папский двор эпохи Возрождения, предаваясь слабостям, возможно, непростительным для служителей Господа, всё же покровительствовал Бокаччо Рафаэлю, Микеланджело, Брунеллески, Боттичелли, Вазари, Леонардо и другим титанам.
Путинский "двор" давит на корню любое свободомыслие и любые протесты, независимо от их политической или социальной ориентации.
И дело тут не в отмене спектаклей Серебренникова, Крымова или Молочникова и не в шельмовании Хаматовой, Макаревича, Ахеджаковой, Шевчука, Галкина и Пугачёвой. Возможно, кому-то эти имена справедливо покажутся недостойными сравнения с колоссами Ренессанса.
Но разве иная судьба постигла бы сегодня в России Микеланджело, Шекспира, Данте, Пушкина или Льва Толстого, окажись они свидетелями происходящего?
Единственным авторитетом и высшим судией Савонаролы был Бог и Eго сын Иисус.
Единственным авторитетом Путина и его высшим судией является он сам.
Можно ли после этого всерьёз проводить какую-то параллель между одним и другим?
Конечно, если не считать конечных результатов их деятельности, хотя и здесь они несопоставимы.
Неистовый Джироламо не разрушил ни Италию, ни Флоренцию, ни Папский престол. Он разрушил самого себя.
У Путина результаты куда более впечатляющи.
И вовсе не вна Украине. А в России и в мире вокруг неё.
Поэтoму не с Савонаролой, а со всеми тремя Лжедмитриями вместе взятыми следовало бы сравнить этого этого человека, столь же случайного, сколь и разрушительно-бесполезного для страны, если бы не одно "но" - народ, который вполне доволен своим избранником и в котором видит отражение собственных мечтаний о своём всемирном величии и космической непобедимости.
Даже после последних событий под Харьковом.
Комментарии