Самое свежее

Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний!

О М.С. Горбачёве с высоты времени

  •  

    Давно сформировавшиееся общественное мнение в России (и это необходимо подчеркнуть - именно в России и некоторых б. союзных республиках) в отношении Михаила Сергеевича Горбачёва стало устоявшимся стереотипом: враг, виновник развала СССР, болтун, краснобай и беспомощный политик.

     

    Особо "одарённые" из числа полностью деградировавших умственно называют его агентом Западных спецслужб, евреем и убеждённым антикоммунистом.

    Как принято нынече говорить в молодёжной среде, особенно доставляют шибко умные суждения об СССР и о фигуре М. Горбачёва, доносящиеся со стороны новорожденных инфантильных патриотических зелёных соплей, родившихся либо после распада Союза, либо заставших это событие в младшей группе яслей.
    Эти вообще знают всё на свете, кое-как закончив на тройки постсоветскую школу.
    Мнение этих "политологов, геостратегов, аналитиков и экспертов" необходимо сразу же отправить по назначению и забыть, как несусветную инфантильную детскую чепуху.

    Однако взгляды зрелой части социума на прошедшую эпоху и её лидеров, той части населения, что была свидетелем процессов, происходивших в Советском Союзе накануне прихода Горбачёва во власть, не менее, если не более поражают агрессивным, воинствующим отрицанием и невежеством как в смысле понимания общей ситуации в стране в то время, так и в смысле фигуры знаменитого Генсека.

     

    Горбачёв НЕ РАЗВАЛИВАЛ СССР! Это сделал Борис Ельцин за рюмкой водки в компании Шушкевича и Кравчука.
    Горбачёв НЕ БЫЛ ни евреем, ни иностранным агентом, ни вором, ни одержимым властью человеком, ни тем более антикоммунистом!


    Рассматривая личность М.С. Горбачёва спокойно и непредвзято, отрешившись от идиотских шаблонов и идеологических клише, созданных отчасти молвой, отчасти новой властью, пришедшей на смену КПСС, можно будет без труда заметить, что последний советский руководитель был исключительно доброжелательным, мягким, предельно миролюбивым человеком, обладавшим умом, хорошим чувством юмора и умением поддержать любую компанию. Он был хорошо образован, любил книги, музыку, с уважением относился к культуре как родной, так и общемировой.
    Как политик он умел видеть перспективу, был в состоянии адекватно оценивать текyщую ситуацию, правильно понимать корни проблем, с которыми столкнулась страна на момент его воцарения в кресле руководителя государства.
    И до самого момента своего ухода с поста он искренне стремился сохранить Союз любой ценой.

     

    Но одновремено с перечислением этих очень достойных человеческих качеств Михаила Сергеевича надо отметить и другие, совсем не столь позитивные.
    И широко известная любовь Горбачёва к пространным речам, в которых иной раз запутывался он сам, окажется здесь далеко не на первом месте.


    Проще говоря, обладая целой палитрой человеческих достойнств, он одновременно обладал одним недостатком, который, к сожалению всех, включая его самого, перевесил весь личностный позитив Горбачёва: он был совершенно никудышним руководителем.

     

    Его трагедией, ставшей страгедией всей страны, стала та самая "двойственность" или, как принято официально называть её, "неоднозначность" его натуры, о которой особенно много говорится сегодня в связи с его смертью.
    Она выражалась в том, что совершенно правильно идентифицируя проблему и угадывая направление её решения, Горбачёв умудрялся пойти к цели самым неверным путём из всех возможных, что приводило к прямо противоположному результату.

     

    Понимая необходимость ослабления идеологической удавки, ставшей к 1985 году заскорузлой, как старая портянка, он вместо плавного, контролируемого, постепенного внедренения в общественное сознание новых, невиданных ранее в Союзе социально-политических концепций, обрушил их на людей единым махом, предвосхищая таким подходом грядущую шоковую терапию недоброй памяти Егора Гaйдaра сотоварищи.

     

    То же самое он сделал с перестройкой экономики, дав такую волю частному предпринимательству в практически разорённой стране, что у населения начали стремительно исчезать любые стимулы для работы в государственном секторе. A криминалитет, мгновенно и безошибочно угадавший сказочные выгоды от новой "политики Партии и государства", мгновенно ожил, вылез из-подполья, где уныло пребывал долгие годы, объединился в организованные преступные сообщества и таким образом "перестроился" и подготовился к новым временам куда быстрее, чем это сделал сам Михаил Сергеевич со своими соратниками и подчинёнными.

     

    Вознaмерившись прекратить Холодную войну, с такой страстью и таким доверием бросился в объятия вчерашних оппонентов, что, забыв о необходимых в таких случаях длительных согласовательных и проверочных процедурах, поверил им на слово сразу и во всём, как старым проверенным друзьям.
    И знаменитые слова Р. Рейгана "Доверяй, но проверяй!", произнесённые им по-русски, как будто товарищеская подсказка своему неопытному, но пылкому советскому коллеге, так и остались им не услышанными.

     

    Будучи прекраснодушным романтиком по своей природе, Горбачёв совершенно не умел отличаать друзей от врагов, сторонников от попутчиков, союзников от расчётливых карьеристов, наделяя их всех без разбора собственным пониманием проблем и собственным отношением к их разрешению.

     

    Будучи искренне бескорыстным, чуждым даже тени стяжательства и прожившим до самого конца на госдаче, где каждая табуретка имела свой инвентарный номер, Горбачёв не понимал, что в числе его новоявленных соратников уже было множество тех, кто, на словах выражая ему полное согласие и поддержку, на деле холодным расчётливым умом уже тогда, в конце 80-х предвидел не обновление СССР, а его скорый и неизбежный развал и заблаговременно готовился к заветной приватизации нефтяных скважин, золотых приисков и алюминиевых комбинатов, лихорадочно подсчитывая будущие барыши.

     

    Будучи искренним поборником человеческой свободы и права на выражение каждым своего собственного мнения по любым актуальным вопросам текущей повестки, он не понимал, что огромному числу советских граждан, за 75 лет Советской власти привыкших во всём полагаться на мнение Москвы, такая свобода не только не нужна, но чрезвычайно опасна, поскольку размывает устои, на которых десятилетиями покоилось общество и при этом не даёт ему ничего взамен отрицания "вековечных " истин.

     

    Лили на землю воду —
    Нету колосьев — чудо!
    Мне вчера дали свободу.
    Что я с ней делать буду?

     

    Этим словам из песни великого русского, истинно народного пророка В. Высоцкого в 1985 году исполнилось 20 лет.
    Помнил ли о них Михаил Сергеевич, начиная свои реформы?

     

    Образно говоря, попытки Горбачёва вывести страну из системного кризиса были очень похожи на попытки паровозной бригады спустить с вершины тяжело гружёный эшелон.

    Когда вместо умелого маневрирования тормозами, горе-машинисты вдруг решают вылезти из кабины и для верности упереться руками в передок локомотива, надеясь таким образом замедлить его начавшееся опасное скольжение вниз.


    Понятно, чем должна была закончиться такая попытка. Состав пошёл под гору с нарастающей скоростью, сметая всё и всех со своего пути.
    И в конце концов разбился на полном ходу. А главный машинист погиб под колёсами истории, которую сам создал.


    В этом смысле фигура последнего советского президента закономерно может считаться трагической, за исключением того, что, вызывая искреннюю жалость, не может служить ему оправданием.

     

    Но в наследии, оставленном им, есть одно обстоятельство, которое безусловно станет предметом изучения в будущем и уроком тем, кто придёт во власть в новую эру, при условии, что она наступит, что представляется весьма сомнительным сегодня, при взгляде на события последних шести месяцев новейшей российской истории.

     

    Это обстоятельство - народ!
    Тот самый, который вчера с востором встречал инициативы Горбачёва и носил его портреты на стихийных митингах и демонстрациях, а сегодня не находит слов, чтобы выказать покойному кумиру молодости всю степень своей ненависти к нему.
    Тот самый народ, который безоговорочно верил сначала Горбачёву, потом, отрекшись и выматерив него, Ельцину, потом, отрекшись от Ельцина и выматерив его, Путину, а потом, отрекшись и выматерив Путина, поверит новому главе государства.
    И всякий раз будет уверять себя в том, что он-то, народ, как раз всё понимал правильно с самого начала, только вот обманули его проклятые проходимцы от власти. А сам-то он, народ, абсолютно не при делах.
    И никогда ни Горбачёва, ни Ельцина, ни Путина не поддерживал. Наоборот, всячески осуждал!


    Негодовал! Критиковал!
    И честно сидел на печи и ждал хорошей жизни.
    А что ещё он мог сделать?
    Ведь не мог же ничегошеньки!

    Правильно?

2

Комментарии

125 комментариев
  • Зря спешил
    Зря спешил1 сентября 2022 г.-3+4
    Не тот народец! Не тот! Не узнаю вас. Совсем в Митина превратились.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-4+4
      А вы, как я понимаю, не поверили Горбачёву с самого первого дня его правления? И прямо с марта 1985 года по сей день пламенно ненавидели?
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-1+1
        Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман. И даже окончательных доказательств, которые дала эта война, предпочитают не замечать. Ещё бы, ведь придётся признать, что были дураками...
  • Наталия Мещерская
    Наталия Мещерская1 сентября 2022 г.-1+5
    Да, всячески осуждал! Вчера говорила со своим родственником, который в 1985 году поступил в университет и жил в студенческом общежитии. Он мне и рассказал, как они студентами крыли по матушке и пустомелю, и всех его родственников до сотого колена, как только отвратная морда Миши меченого появлялась на экране ТВ.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-4+2
      Ну, кто бы сомневался!:-)) О том и написано.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин1 сентября 2022 г.-4+2
    Горбачев (после В. И. Ленина) дал огромный, возможно, единственный шанс России - богатейшей стране мира - ещё раз стать цивилизованной страной. У России было ВСЁ, кроме достаточного количества разума. У России и сейчас есть всё, кроме чести, ума и разума.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-4+6
      Он не дал ни единого шанса. Хотя он очень хотел его дать. Всегда вспоминаю рассказы матери-блокадницы: если голодному человеку дать сразу много вкусной еды, он умрёт. Это и случилось.
      • Брат Багров
        Брат Багров1 сентября 2022 г.-3+4
        Он ведь как лучше хотел, а получилось как всегда.
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+5
          Абсолютно! Тот самый случай! Может быть, Черномырдин придумал свою поговорку, когда на Горбачёва посмотрел?:-)
      • Владимир Митин
        Владимир Митин1 сентября 2022 г.-1+1
        Если "Он не дал ни единого шанса.", то был ли у России этот шанс когда либо?
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-4+4
          Был! И не единожды! Был шанс у Хрущёва. Он свернул не туда. Не хватило общей културы и понимания основ Учения. Был шанс у Горбачёва. Он его упустил по прекраснодушию. А сейчас шансов нет ни одного.
          • Владимир Митин
            Владимир Митин1 сентября 2022 г.-1
            Я писал о шансе для России. Ни Хрущева, ни Горбачева, ни Сталина, ни Ельцина или Путина я за Россию не считаю. Это было бы слишком примитивно. Но судьбу России, по соображениям абсолютного большинства) оказывается, решает одиночка - будь то царь, генсек или, так назывемый, президент. Остальные (мы) тут ни при чем.
            • Ехидный  Douglas
              Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+2
              Тогда я не понимаю, что такое "шанс у России"? Это метафизика какая-то.
              • Владимир Митин
                Владимир Митин1 сентября 2022 г.
                "Тогда я не понимаю, что такое "шанс у России"? Это метафизика какая-то." Это позволительно ... не понимать. На что я могу ответить лишь: "взаимно", если тему осложнить до масштабов метафизики. Метафизика Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового
                • Ехидный  Douglas
                  Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.+2
                  Владимир! метафизика есть метод познания в философии. Он основан на н еизменностти сущности и свиойств вещей. В отличие от диалетики, которая подразумевает их непрерывное изменение. В этом смысле ваша фраза о шансе России есть метафизика. Потому что без привязки к времени она становится бессмысленной. Исторически заданной. Т.е. метафизической.
                  • Дмитрий Тим
                    Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-2+3
                    Социальная термодинамика, Дуглас. У общества, особенно живущего в монархической парадигме, нет сознания, нет субъектности. Поэтому не о шансах надо рассуждать, а изучать законы, по которым функционируют и эволюционируют общества. Тогда появится шанс на такую систему воздействовать...
  • Владимир Митин
    Владимир Митин1 сентября 2022 г.-1
    ..."если голодному человеку дать сразу много вкусной еды, он умрёт. Это и случилось." Оказывается, какой же сволочью является этот человек, давший голодному идиоту много вкусной еды.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-1+3
      Почему сволочь и почему идиот? Вы не в курсе блокадного голода?
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-4+5
    Поверить в то что пятнистый пришел к власти случайно может только наивный до неприличия человек. Как обьяснить смерть Кулакова и Машерова, организованное оплевывание Гришина и Романова? Почему вовремя оказался в командировке и не смог вылететь в Союз Щербицкий? Почему мистер Нет сказал Да? Как обьяснить приземление Руста на Красной площади? А мутная история с Чернобылем? Почему во всех СМИ началась антисоветская и антисталинская истерия, откуда появились антисоветские фронты и рухи, кто их поддержал из Кремля? Таких вопросов тысячи и отвотов на них нет.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+2
      Машеров погиб в 80-м. Какое отношение он имел к Горбачёву?
    • Boris Zotkin
      Boris Zotkin1 сентября 2022 г.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-2+2
      Сержант, это вопросы о мутных делишках Андропова и его разлагающейся конторы, из которой выполз и нынешний фюрер. Но сейчас понятно, что даже при оптимальных руководителях советская система была нежизнеспособна.
  • Брат Багров
    Брат Багров1 сентября 2022 г.-1+3
    Тотальный дефицит начался с антиалкогольного указа. А ведь указ был правильным. Я хорошо помню: о запрете некоторых видов плодовоягодных вин, которые в народе назывались бормотухой борьба с самогоноварением. Ведь народ в то время бухал по-черному. Как лучше же хотел, нацию оздоровить.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+4
      Кстaти, это ещё один пример правильной идеи и ужасного исполнения. Типично по-горбачёвски.
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-1
        Чтобы чем-то управлять, сначала надо понять, КАК это что-то работает, и к чему примерно приведут те или иные воздействия.
    • Владимир Чигинский
      Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.+6
      запретами ещё никого и нигде не удалось оздоровить, надо не запрещать, предлагать альтернативу, как итог давка и убийства в очередях за водкой, и бешеный всплеск самогоноварения
      • Ехидный  Douglas
        Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-3+2
        Абсолютно справедливо. Тоже самое было и с "гласностью". Старые идеалы отменялись, а новые не давались взамен.
        • Владимир Чигинский
          Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.-1+3
          согласен, значит нельзя было спешить, и самое главное нельзя было быть пацифистом на таком посту и такой страны
    • Александр  Кузин
      Александр Кузин1 сентября 2022 г.+3
      Любой человек старается просчитать последствия своих решений и тем более это относится к главе государства. Ведь был же опыт введения сухого закона в других странах. В Штатах это привело только к криминализации этого рынка. По моему Горбачев это личность не того масштаба чтобы управлять такой огромной страной как Советский Союз.
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-3+5
    Очень влиятельные силы готовили приход предателя к власти. Операция очень долго и тщательно готовилась и удалась на 100%.Может даже в большей степени чем ставились задачи. А мы здесь умиляемся - дурачок несмышленный.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+2
      Да ерунда это! Теория заговора в чистом виде. Какие силы Хрущёва готовили? Он был сталинским любимцем, между прочим.
      • сержант Т
        сержант Т1 сентября 2022 г.-2+2
        История человечества состоит из истории заговоров. Помните незабвенное - и ты Брут?
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+3
          Заговоры бывают. Но история человечества не из них состоит:-)
          • сержант Т
            сержант Т1 сентября 2022 г.-1+2
            А собрание в Вискулях ничего не напоминает?
        • Брат Багров
          Брат Багров1 сентября 2022 г.-1+1
          Сержант, указ был правильным, а вот царьки на местах истолковали по-своему. Партия сказала, комсомола ответил - есть. Вырубались элитные виноградники, соки исчезли, шампанское и много хороших вин. Потом сахар по талонам, табак, водка и пр. Безалкогольный свадьбы помните? Народ стал травить я всякими сурогатами больше, чем раньше.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-1
      И что было бы, если б не "предатель"? В лучшем случае - второй Китай. Прекрасного будущего из советской фантастики для СССР не могло быть.
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-1+4
    Уважаемый Брат! Правильные действия приводят к положительным результатам а не к разрухе
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-6+4
      Верно. А действия Горбачёва были неправильными. Но это никак не означает, что он был предателем:-) Это означает, что он был плохим управленцем. Такое бывает часто. И не только у нас.
  • Дима Томский
    Дима Томский1 сентября 2022 г.+3
    Надо сказать, что "машинист" совсем не погиб, а был удостоен, награжден, обласкан и т.д. А вот, причины, из-за которых "паровоз" шел по наклонной... По-моему о причинах лучше чем здесь(Глава 4 Фаза надлома) не написано ещё нигде!: https://lib.fontanka.ru/imenem-bratvy-2
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-2+5
    ПятнистыЙ предатель однозначно. Помните как он поехал в Китай обучать китайцев перестройке? Что, тоже по наивности? Китайцы дали реформатору пинка под зад и где теперь Китай и где мы?
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+5
      Китайцы сами провели свою перестройку. Их Горбачёва звали Дэн Сяопин. И они сделали всё правильно. Об этом, кстати сказать, в статье написано.
  • Ира Лунева
    Ира Лунева1 сентября 2022 г.-2+5
    Во-первых ,Горбачев ,как и все враги СССР на территории СССР -патологический лжец и лицемер ,и 30 лет ради выгоды и карьеры прикидывался "верным коммунистом ". Во-вторых ,став Генсеком СССР ,он сразу стал готовить контрреволюцию , под видом "омоложения " высших эшелонов власти стал заменять настоящих коммунистов на таких же ,как он ,потом дал свободу слова и действий врагам СССР ,включая ,сепаратистам ,запустил тотальную клевету на большевиков-коммунистов ,и из "каждого утюга " понеслось "коммунисты уничтожили 40-60-80-100 миллионов ни в чем не виновных ,самых лучших ,самых работящих ,генофонд и цвет нации ", началось восхваление Николая II, кулаков ,белогвардейцев .
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.-1+4
    чтобы не вдаваться в подробности, наше бегство ( в прямом смысле) из Восточной Европы (результат обнимашек Горбачева с Западом) вполне сравнимо с последним бегством американцев из Афганистана, когда оставлялась вся военная инфраструктура, создаваемая десятилетиями, и если бы это всё мне кто то рассказал, я это видел своими глазами
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-4+4
      С этим нельзя спорить. Это факт. Но это не предательство, это глупость. Или, если угодно, непрофессионализм.
      • Владимир Чигинский
        Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.-1+5
        с этим можно согласиться, но ярый и не прикрытый враг государства, попавший на высший пост этого государства, обворовавший и разграбивший его, как и откровенный, мягко говоря, непрофессионал, на этом посту, желающий всяческих благ этому государству, две стороны одной медали, которая вешается посмертно на могилу этой страны и государства, один раз мы это уже видели, готовимся увидеть (не дай бог конечно) это во второй раз
  • Брат Багров
    Брат Багров1 сентября 2022 г.-3+3
    Дружище, ждал твою статью ещё вчера. Заминусовали автора в ноль)) Я ожидал такую реакцию. Статья как лакмус показала ху из ху:-))
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-4+5
      Старик, какие ещё минусы? Ты о чём?:-) Кого они волнуют? А вот в смысле кто есть кто ты целиком прав! Это и есть народ. Свалить на дядю все проблемы, а самому остаться ни при чём - это и есть наша глубинная сущность. И всё, что происходит сегодня - результат этого. Людям трудно признаться в своих ошибках, не говоря о глупости. Обвинить другого гораздо приятнее:-)
      • Брат Багров
        Брат Багров1 сентября 2022 г.-4+3
        В точку!!! Спасибо за статью! +++
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-1+1
        Да, барско-рабский образ мыслей. Лучше Нестеренко об этом никто не сказал: https://yun.complife.info/verses/mustdie2.txt
    • Владимир Митин
      Владимир Митин1 сентября 2022 г.-2
      "Заминусовали автора в ноль"... . Я плюсанул. Но почитав все комментарии я об этом не сожалею. Но и + бы тоже не поставил.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин1 сентября 2022 г.-2+1
    "Свалить на дядю все проблемы, а самому остаться ни при чём - это и есть наша глубинная сущность. И всё, что происходит сегодня - результат этого. Людям трудно признаться в своих ошибках, не говоря о глупости. Обвинить другого гораздо приятнее:-)" Наконец то опять что то вполне "членораздельное", что целиком разделяю.
  • Владимир Митин
    Владимир Митин1 сентября 2022 г.-4+2
    Горбачев ни в чем не виноват. Он сделал то, на что был способен. Страна имела реальный шанс стать "Китаем", но способной на это она не оказалась. Зато способность на полную деградацию в нравственной, экономической и политической сфере демонстрирует всему разумному миру.
    • Ира Лунева
      Ира Лунева1 сентября 2022 г.-1+2
      Владимир ,в 1990 году ВВП только РСФСР был в 4 раза больше ВВП Китая . И враги СССР ,захватившие республики СССР благодаря Горбачеву ,за 30 лет доказали ,что они ни то ,что не способны заниматься развитием страны ,они оказались настолько тупыми и никчемными ,что угробили ВСЕ отрасли по сравнению с СССР . Но зато по плебейским понтам они "впереди планеты всей ".
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-4+4
    Пятнистый ни в чем не виноват. Он был способен разрушить страну он ее и разрушил. Такие у него открылись способности Просто страна оказалась неспособной. Кончай жевать мочало, ленининист.
    • Владимир Митин
      Владимир Митин1 сентября 2022 г.-2
      Горбачев виновен..., а страна негодяев и дебилов со своими сержантами-обвинителями, не поддержавших и предавших главные тезисы Горбачева "перестроиться", "ускорить экономическое развитие" и начать рассуждать по новому, то есть более разумно, все эти призывы у негодяев, дебилов и сержантов понимания не встретили. Зато хором объединились поливать грязью наиболее смелого и разумного. Типично для России! Слава ей! Слава!
      • Ира Лунева
        Ира Лунева1 сентября 2022 г.-1+3
        Да ваших "тезисов ", враги СССР и советского народа ,мы уже наслушались за 35 лет . НО всё , что сделал и Горбачев ,и вы ,захватившие республики СССР благодаря ему -вело только к обрушению экономики ,деградации всех отраслей по сравнению с СССР .
      • сержант Т
        сержант Т2 сентября 2022 г.
        Пустобрех, так Наполеону помешали сержанты?
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-1+3
      Сержант, а что ж это за страна такая, что её способен разрушить ОДИН человек? Может, в консерватории что-то не так? ;)
  • Boris Zotkin
    Boris Zotkin1 сентября 2022 г.+2
    Кстати и Путина выдвигали в президенты точно таким способом, как и горбачёва. Те кто проталкивал этих "президентов" во власть, знали что делали.
    • Дима Томский
      Дима Томский1 сентября 2022 г.-1+3
      Миша это продукт тлетворного западного). Вова - это конкретный такой продукт тамбовских в связке с силовиками. Способ продвижения уже не важен, важно то, что народ безмолвствует.
      • Ехидный  Douglas
        Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-3+4
        ///важно то, что народ безмолвствует// В точку! Я бы добавил "опять безмолвствует!" Это и есть самое важное! Пять баллов!
    • сержант Т
      сержант Т1 сентября 2022 г.+4
      Спасибо Boric за трезвый комментарий. Проталкивали пятнистого до власти силы которые имели на него убойный компромат и добились своего. А то здесь пошло обсуждение хотел не хотел, пупсик не пупсик. Детсад какой то
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов1 сентября 2022 г.+3
    Горбачева не любят у нас не за то, что он сделал, а за то, чего он НЕ сделал. Во время катастрофических разломов на троне всегда оказывается очередное ничтожество, задача которого чесать языком и ни во что не вмешиваться. Воленс-ноленс у Дугласа здесь получился панегирик Горбачеву. И откуда такое доскональное знание нутра Михал Сергеича? Прямо не человек был, а пупсик. От статьи остался неприятный осадок. Почему?
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-3+1
      Потому что она противоречит вашим внушённым стереотипам.
    • Владимир Митин
      Владимир Митин1 сентября 2022 г.-2+1
      "От статьи остался неприятный осадок. Почему?" Да потому что виновен во всем Михаил Сергеевич, а мы то, пупсики (140 миллионов), всё делали правильно, разумно, по чести и совести. Да нам всем памятники надо соорудить - за наше гражданское мужество и усердство труда на благо "матушки".
      • сержант Т
        сержант Т1 сентября 2022 г.-1
        Ленинист, в Союзе было население 140 млн?
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-3
          То-то и оно, что 250. Но большинство было девственными дурачками, как персонажи фильма "Остров".
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-3
      То-то и оно, что НА ТРОНЕ.
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов1 сентября 2022 г.-1+2
    Виновен ли Горбачев? А виновен ли Николай II? Тоже был своего рода пупсик и прекрасный семьянин. Но шапка Мономаха дается не для того, чтобы гулять в ней по парку и стрелять ворон.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-1+4
      Николай Второй не был ни пупсиком, ни прекрасным семьянином. Он был самовлюблённым самодуром и отчасти садистом.
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-2+1
        Проблема не в нём (и не в Сталине, Хрущёве или Горбачёве), а в той самой шапке Мономаха. Или Кольце Всевластья. ;) Которое не надевать надо, а уничтожить.
  • Ира Лунева
    Ира Лунева1 сентября 2022 г.-1+2
    Мдя ,ну и "герои " и "великие люди " у врагов СССР ,захвативших СССР -предатели ,коллаборационисты ,сепаратисты ,преступники ,патологические лжецы и клеветники .
  • Викентий Щеглов
    Викентий Щеглов1 сентября 2022 г.-1+1
    Был и таким. Конечно, каждый правитель, и великий и ничтожный - продукт времени и среды. Союз развалился бы и без Горбачева, и никакого Китая из нас бы не вышло. Но снимает ли это ответственность с Горбачева? Нет, не снимает. А то, что много эмоций - это естественно.
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-3+1
      Никто не говорит, что с Горбачёва надо снять ответственность! Не об этом речь, а о том, что исторические личности надо судить не с позиции кухонных эмоций, а с точки зрения трезвого рассудка. Сие дано не всем, как показывет практика:-))
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-2+1
        Обществу пора взрослеть и обретать субъектность! А не переть, как бараны, туда, куда пошлёт очередная "историческая личность".
  • yuri 54
    yuri 541 сентября 2022 г.+2
    У меня двойственное отношение к Михаилу Сергеевичу. Я думаю, что он пытался реформировать Союз, сделать управление не мобилизационным, как в 50-60 годах, когда это было действительно необходимо, а нормальным, без траты ресурса на проекты, которые не улучшают жизнь населения напрямую. Но руководитель из него плохой, тем более такой страны, где уже накопилось достаточно проблем, а ресурса осталось немного.Как был помощником комбайнёра, так им и остался! Да он не разваливал Союз, но его нерешительность в самых ответственных моментах, излишняя доверчивость, и неумение различать в своём окружении скрытых, и даже явных недругов,мягко говоря., способствовала кончине страны. Коммунистом он тоже был никаким, но его последователи, как высшие руководители страны , оказались вообще антикоммунистами, причём последний— наиболее ярый . ..... Не могу сказать точно, но по-моему, Михаил Сергеевич
  • yuri 54
    yuri 541 сентября 2022 г.-2+2
    . ..... Не могу сказать точно, но по-моему, Михаил Сергеевич высказывался против нынешней путинской "невойны" . И если так, то это делает ему честь, несмотря на его неоднозначное прошлое .
    • Ехидный  Douglas
      Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+2
      Он не просто был против СВО, он даже преждевременно умер из-за этого, как говорят некоторые, его близко знавшие. Манский, например.
      • yuri 54
        yuri 541 сентября 2022 г.-1+2
        Да, возможно. Такие глупость может забрать и здоровье и жизнь у многих. Уже забрала!
      • сержант Т
        сержант Т1 сентября 2022 г.-1+4
        Дуглас, я вас не узнаю. Отдал концы деятель которому 91 год. И вы говорите что преждевременно из за переживаний за народ. В таких переживаниях он никогда замечен не был. Вам не смешно самому?
        • Ехидный  Douglas
          Ехидный Douglas1 сентября 2022 г.-2+2
          Может быть, прожил бы ещё год или два, кто знает?
  • иван  тараторкин
    иван тараторкин1 сентября 2022 г.-1+2
    Виновен ли Горбачев? Мое мнение -виновен! Горбачев" продукт" той системы, она вынесла его на самый верх власти. Человек который любил всем понравиться, который говорил правильные вещи ради разговоров совершенно не представляя механизм их воплощения и соответственно последствия. После "пятилетки пышных похорон" вместо очередного старца система сделала выбор в пользу молодого руководителя, который по своим личным .человеческим качествам, совершенно не готов был на должность первого человека в стране. Система дала сбой,система разрушилась.
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-1+2
      Вот, Иван, вы понимаете, что порочной была именно система, а не конкретный её представитель.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов1 сентября 2022 г.+7
    Парень был добродушным и хорошим собеседником. Иногда даже правильные вещи говорил. Например: надо углУбить мЫшление и ускориться. Он честно предлагал всем сделать это , так как сам не мог. Особенно это касалось его мЫшления...
    • сержант Т
      сержант Т1 сентября 2022 г.+3
      Бахматов, плюс от меня. Самому не верится, протираю от удивления очки.
    • Викентий Щеглов
      Викентий Щеглов2 сентября 2022 г.+4
      Итак, Горбачев был хорошим парнем, пытался реформировать, спасти СССР. А когда у него это не получилось - покорно сдал трон и пошел рекламировать пиццу. Попутно давая интервью западным СМИ о том, как он с колыбели ненавидел коммунизм и вместе с супругою приложил все усилия, чтобы его уничтожить. Такой вот портрет "праведника". Как говорил наш народ, все минуется, а правда останется...
  • дмб дмб
    дмб дмб1 сентября 2022 г.-2+4
    "Услужливый дурак опаснее врага",- это о нем. Пороки сталинской системы подбора и расстановки кадров. Эта система не сразу, постепенно выводила в вверх не только людей дела, но и людей, ловящих неземную мудрость начальственного взгляда. Постепенно их число росло и в конце концов там оказались люди, хотя и несогласные с дурью правителя, но боявшиеся не за страну, а за свое кресло, добытое путем унижений, а также стяжатели, желавшие конвертировать свое положение в обществе. А "дарагой" М.С. мелкое ничтожество, поверившее. что его и взаправду считают Великим.
    • Владимир Митин
      Владимир Митин1 сентября 2022 г.-1+1
      Если бы не самое последнее предложение, я бы с удовольствием поместил вас в спиок "Безусловно умные". А так внес вас в список "оболваненный дурак с апломбом судьи".
      • дмб дмб
        дмб дмб1 сентября 2022 г.+2
        Не буду давать Вам оценок, ибо писал вовсе не для того, чтобы Вы мне или я Вам польстили. Ваш комментарий мое мнение о "дарагом" не изменил, ибо судят не по трепу. а по делам. А дела его всем видны.
  • Виктор Справедливый
    Виктор Справедливый1 сентября 2022 г.-3+1
    Горбачёв политик который упокоил многих а теперь сам упокоился. Как человеку земля пухом ,как политику презрение.
    • Владимир Митин
      Владимир Митин1 сентября 2022 г.-1+1
      Что то справедливостью тут не пахнет. Для России - нормальнейшее явление.
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-2+4
    Виктор, земля ему стекловатой
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.-3+3
    мое предложение таково: пока мы здесь все не переругались между собой, давайте каждый останется при своем мнении, признаем фигуру Горбачева спорной и неоднозначной
    • сержант Т
      сержант Т1 сентября 2022 г.-1+6
      Владимир, пятнистый бесспорен и однозначен. Помните как говорил Черчилль - России сильно повезло что во время тяжких испытаний во главе ее оказался великий полководец Сталин( не ручаюсь что дословно). Страна оказалась нормальной, народ умным и смелым, система работоспособной. Страна выдержала неслыханные испытания. Привели к власти храбреца и мудреца пятнистого - народ оказался никчемушным, страна никакой и сама по себе разрушилась. Без войны, без внешних угроз, просто так. И руководитель страны ни при чем. Бред какой то
      • Владимир Чигинский
        Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.-2+3
        согласен, про никчемный народ версия не состоятельная во все времена, сначала сильные мира сего правят от имени этого самого "никчемоного народа" при этом называя его великим и могучим, постепенно входя в раж и оставаясь на своих постах пожизненно, случается катасрофа как тогда, так и сейчас и народ сразу становится никчемным, потому что молчит и не идет на баррикады, но это же в конце концов детский довод, ибо государственная внутренняя политика правящих режимов дело тонкое и хитрое, которое порой непонятно самим власть придержащим, так при чем же здесь народ, который оболванивают раз за разом. превращая его в быдло?
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-2+1
      Владимир, у меня другое предложение: анализировать не личности, а системы и тенденции.
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский1 сентября 2022 г.-1+1
    ТАСС: полиция назвала причиной смерти главы совета директоров «Лукойла» Маганова суицид
  • Нина Семеновна Мартинкова
    Нина Семеновна Мартинкова1 сентября 2022 г.-4+5
    Спасибо за статью - некролог. Как свидетель тех времен со всем согласна, да не умею так четко ясно выразить свое мнение. Однако своим внукам мне удалось внушить уважение к памяти этого человека.
  • Алексей Турбин
    Алексей Турбин1 сентября 2022 г.-3+1
    Прощание с Горбачевым в субботу,начало в 10-00.Я иду,буду рад если присоединятся люди любых убеждений,кроме ваты.Телефон/ватсап 89150989596
    • Ира Лунева
      Ира Лунева1 сентября 2022 г.-2+5
      Эй , Турбин ,за что благодарить -то будете Горбачева ? За предательство страны и народа ,которые ему доверили ,партии ,которая ему страну и народ доверила ? Или за то ,что благодаря ему вы ,враги СССР и советского народа ,30 лет грабите захваченные вами республики СССР и их народы ?
  • Владимир Рогожкин
    Владимир Рогожкин1 сентября 2022 г.-1
    Ладно вам автора клевать. Он пошутил, а вы оказывается юмора не понимаете.
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.-1+3
    Если бы я не знал что статью написал Дуглас не поверил. Как сел на пятую точку так и подняться не могу.
  • Зима ...
    Зима ...1 сентября 2022 г.-2+2
    Руководителей такого уровня оценивают ТОЛЬКО по результату работы. Предлагаю этому.......памятник поставить, как разрушителю великой Страны - СССР. Надпись "Не оправдал"
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим1 сентября 2022 г.-2+1
      И ты, Брут. ;) Если великую, могучую, справедливую сверхдержаву смог разрушить один человек, то что-то сильно не так с подобной логикой.
      • Зима ...
        Зима ...2 сентября 2022 г.+1
        Результат это разница между принял и оставил. Как руководитель - не организовал граждан на процессы сохранения. В историческом плане - не оправдал. Слабак. Трепло. Сейчас этот процесс продолжается.
        • Дмитрий Тим
          Дмитрий Тим2 сентября 2022 г.-1+1
          Вот я и говорю: гражданам пора перестать быть баранами, слепо выполняющими команды пастухов.
  • Сандро Джорджадзе
    Сандро Джорджадзе1 сентября 2022 г.-1+6
    Здравствуйте. Горбачёв - ИУДА. А все остальные разговоры,это попытка отмыть чёрного кобеля добела:)
  • иван  тараторкин
    иван тараторкин1 сентября 2022 г.+5
    Символично умер в 91год. 91й год, год распада СССР. Навсегда в историю со знаком минус.
  • сержант Т
    сержант Т1 сентября 2022 г.+4
    Сандро, как вы коротко и ясно, лучше просто не сказать.
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров1 сентября 2022 г.-2+1
    Совки запутались в своих собственных мифах. С одной стороны, СССР был могучей и передовой сверхдержавой, а социализм был путём в будущее, самым перспективным укладом жизни; с другой стороны, всё это угробил один человек, причём не самый талантливый и умный. С одной стороны, совки провозглашают народовластие в СССР; с другой стороны, совки постоянно преувеличивают роль вождей. Что самое занятное - они не видят противоречий в своей болтовне. И если им указать на эти противоречия, это их не заставляет задуматься, а только бесит.
  • Иван Фёдоров
    Иван Фёдоров1 сентября 2022 г.-2+1
    Добавлю ещё, что Горбачёв был реформатором поневоле. В своей политике он исходил не из своих глубинных убеждений, а из особенностей текущего момента. Он и войска из Афгана вывел не по соображениям гуманизма и пацифизма (он был далёк от этого, как любой совковый чиновник), а по причине бесперспективности войны и плачевного состояния бюджета. Кстати, если верить воспоминаниям очевидцев и архивным данным, то в тогдашнем политбюро против вывода войск из Афгана не возражал никто, ни один человек. Хотя по многим другим вопросам тогда в политбюро были яростные споры, вплоть до перехода на личности.
    • сержант Т
      сержант Т1 сентября 2022 г.+4
      Как спелись мудрые антисоветчики. ТЬХУ
    • Дима Томский
      Дима Томский2 сентября 2022 г.+2
      Ванюш, это не совки запутались, это либерал-патриоты с либерал-предателями снова в своих иллюзорных проСРАциях пребывают)) https://cont.ws/@vv900535441/2364867 А настоящим совкам всё должно быть предельно и четко понятно! И им, т.е. нам), понятно!: https://cont.ws/@gemonfelix/2366135 А вам, Ваня, понятно?)
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим2 сентября 2022 г.-2+1
        Настоящие диалектические (а может, и исторические) материалисты должны зрить в корень, и изучать социальную систему целиком, а не выхватывать из неё какие-то отдельные аспекты (например, управляющую подсистему). И вот советская социально-экономическая система была неадекватна и нежизнеспособна по многим векторам: экономика, народовластие, система управления, свобода мысли, информации, человеческого развития. Вся конструкция была искусственной ии держалась на прямом администрировании партийной вертикалью, лжи и двоемыслии. Поэтому была или нежизнеспособной, или всё равно выродилась бы в деспотию вроде путинской или китайской. Не это, совсем не это было коммунистической мечтой.
        • Дима Томский
          Дима Томский2 сентября 2022 г.+2
          Не это, совсем не это было коммунистической мечтой.// !!! То-то и оно! Пробелы и непонятки были! Об этом сам Ленин говорил, в начале пути. И они, эти непонятки, неизбежны! Но, это не говорит о том, что нужно было демонтировать всё на корнЮ! Горби как раз был демонтажником. Он лишь завершил то, что назревало. Почему назревало? На это я уже давал ссыль, повторяю: https://lib.fontanka.ru/imenem-bratvy-2 (глава 4 фаза надлома). Почему не пресекли, не купировали? Попытки были, трикотажное(оно же еврейское) дело тому доказательство, но, увы, борьбу эту вёл тот, кто сам(по-моему сам того не осознавая) заложил ликвидационную основу в соцсистему.
          • Дмитрий Тим
            Дмитрий Тим2 сентября 2022 г.-1+2
            Дима, общество - не механизм, а организм. Его нельзя конструировать, его надо выращивать. По-моему, в этом была главная ошибка коммунистических мыслителей и мечтателей, начиная с какого-нибудь Кампанеллы. :) И вот когда большевики попытались строить коммунизм "сверху", и получилась некая нежизнеспособная химера.
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов1 сентября 2022 г.+1
    А чего можно было ожидать от компромиссной фигуры? Ехиднй не знал по какой-то причине о существовании в КПСС группировок Московской, Ленинградской, Южнорусской и Уральской.Ни одна не могла противостоять трём остальным. Выход? Компромисс. В итоге - краснобай и дурак, вышедший из-под контроля. А как встречал гостей и проверяющих из Кремля, будучи "хозяином" на югах!!!
  • Юрий Борисов
    Юрий Борисов1 сентября 2022 г.-1+4
    А не посмотреть ли нам господа-товарищи,как говорил один комедийный персонаж, "глубжее и ширшее",на менталитет российского народа,исходя из глубин его фольклора.Главный положительный персонаж русских сказок Иван-дурак,Иван-царевич,третий сын Иванушка-дурачок.Все эти Иванушки выходили из критических ситуаций и побеждали зло не своими усилиями,а "по щучьему велению,по моему хотениию",потерев "волшебное колечко",поймав перо"жар-птицы" ,сломав "иглу-Кошея" в общем с помощью чуда.Вот отсюда и вера у народа в краснобайские речи недалекого "реформатора" Горбачева ,а еще хуже вера алкоголику "он свой в доску",ну а самое паскудное, вера выходцу из КГБ,где все ведут двойную,тройную жизнь преступников,готовых в корыстных интересах упечь на зону мать родную.
  • Виктор Справедливый
    Виктор Справедливый2 сентября 2022 г.
    Автору, не ожидал от от вас столь не объективной оценки.