Почти весь мир давно живет по григорианскому календарю. Европейские страны стали переходить на него еще в XVI веке. Япония и Корея перешли в XIX веке, а в России григорианский календарь (новый стиль) был принят лишь в XX веке (в 1918 году). До этого Российская империя удивляла и смешила мир своим анекдотичным отличием от Европы. Судите сами — когда во Франции и в Германии был уже ноябрь — в России еще продолжался октябрь. Поэтому знаменитый мост королевы Луизы на Немане - на границе Российской и Германской империй, шутя, называли самым длинным в мире. Почему? Потому что, если человек начинал переход по нему из Российской империи 24 октября, то прибывал в Германскую империю лишь 6 ноября, (Спустя почти две недели!) хотя на самом деле весь путь занимал не более десяти минут.
Россия покончила с этим календарным абсурдом сто лет назад, а вот Русская Православная Церковь (РПЦ) никак не может… Она по-прежнему живет, что называется, вчерашним днем. Когда во всей стране и во всем мире 13 января, в православных храмах России еще только 31 декабря. Потому что наша церковь живет по Юлианскому календарю, который был принят еще до нашей эры по инициативе Юлия Цезаря и уже давно не соответствует астрономическим реалиям.Погрешность в одни сутки в устаревшем юлианском календаре образуется за 128 лет, а в григорианском календаре - за 10 тысяч лет. С научной точки зрения григорианский календарь правильней и намного точнее. В руководстве РПЦ, вероятно, так не считают, и переходить на новый календарь не планируют.
Тем не менее, многие приходы Русской Православной Церкви за рубежом календарный абсурд поддерживать не желают и отмечают Рождество одновременно с католиками. В свое время владыка Сергий, возглавлявший Зарубежную Православную Церковь во Франции, рассказывал мне, что подавляющее большинство их православных приходов отмечают христианские праздники одновременно с католиками. Переход на новый календарь осуществлялся без бюрократической волокиты и особых формальностей по инициативе снизу. Представители общины просто писали заявление владыке, и он, как правило, не отказывал.
Вместе с католиками отмечают Рождество и прихожане Русской православной церкви в Америке, которая получила автокефалию от РПЦ в 1970 году и на сегодняшний день является самой молодой православной поместной церковью.
Григорианский календарь, как известно, был введен по инициативе папы римского Григория XIII в 1582 году. А для ортодоксальных православных людей католическая церковь, ясное дело, не указ. Принятие католической инициативы многие православными воспринимается почти как предательство. Однако, в большинстве поместных православных церквей здравомыслие, в конце концов, взяло верх, и они перешли на новый календарь еще в 1923 году. Правда, дабы не становится предателями веры и не принимать Григорианский календарь, «исходящий от католического папы», тогда, почти сто лет назад, на соборе православных восточных церквей в Константинополе (Стамбуле), было решено ввести не григорианский, а, так называемый, ново-юлианский календарь. Этот календарь разработал югославский астроном, профессор математики и небесной механики Белградского университета Милутин Миланкович. Любопытно, что Ново-юлианский календарь так похож на Григорианский, что полностью совпадает с ним аж до 2800 года. 15 октября 1923 годаэтот новый календарь был формально введён Московским патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви. Нововведение без проблем было принято всеми московскими приходами, однако, вызвало несогласие в провинции, поэтому уже 8 ноября патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ всего 24 дня. А вот «временно отложить» тянется уже почти сто лет!
На сегодняшний день из 15 поместных православных церквей 9 официально придерживаются нового календаря. Кроме того, как уже говорилось, по новому календарю отмечают религиозные праздники и многие прихожане РПЦ, живущие за рубежом. Несведущий человек, возможно, скажет, какая, мол, разница по какому календарю праздник отмечать. А разница тут есть и весьма существенная. Во-первых, при использовании разных календарей получается, что православный Христос почти на пару недель (на 13 дней) моложе католического. Само по себе это выглядит абсурдным. Во-вторых, не менее абсурдной выглядит ситуация, когда одни христиане постятся, а другие уже празднуют. Это расхождение наблюдается не только между православными и католиками, но и между православными прихожанами РПЦ, придерживающихся разных календарей.
Из истории Рождественского поста известно, что установлен он был во времена раннего христианства и соблюдался Церковью уже с IV века. Правда, был значительно короче. Окончательный устав о продолжительности поста сложился только в середине ХII века, когда по решению Константинопольского патриарха он повсеместно стал сорокадневным. Православный рождественский пост начинается 28 ноября и продолжается до 6 января. В период всего поста верующим рекомендуется отказаться от продуктов животного происхождения: мяса, яиц, сливочного масла, молочных продуктов. В первый период поста в понедельники, среды и пятницы рекомендовано сухоядение, то есть в пищу употребляется еда, не прошедшая термическую обработку. Разрешаются овощи, фрукты, орехи, грибы, мед. Во вторники и среды можно употреблять горячую пищу, приготовленную на растительном масле и каши. В субботу и воскресенье позволяется к этому рациону добавить рыбу и немного вина. Крепкие спиртные напитки запрещены на период всего Рождественского поста.
Верите ли вы, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также другие высшие и простые служители РПЦ не отмечают Новый год по новому календарю? Или отмечают, но без капли спиртного? Согласно правилам Рождественского поста немного вина разрешается употреблять лишь в субботу и воскресенье. Если же священники РПЦ отмечают Новый год вместе со всеми, то этим косвенно признают новый календарь. Если же они при этом употребляют крепкое спиртное, то этим грубо нарушают свой Рождественский пост. Так что, календарный абсурд неизбежно ведет к праздничному абсурду. Так надо ли святой праздник превращать в анекдот и вынуждать даже служителей православной церкви нарушать Рождественский пост? Может быть, хватит испытывать терпение Господа и пора, наконец, осуществить повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление, «временно» отложенное РПЦ почти сто лет назад?
Арсений Соболевский, публицит и писатель
P.S.
Этот текст был опубликован на сайте Инсайдер год назад но своей актуальности не потерял.
Комментарии