3 сентября в России отмечается День памяти жертв террора. Его установили после теракта в Беслане в сентябре 2004 года. 20 лет назад в сентябре 1999 года были взорваны жилые дома в Буйнакске, Москве и Волгодонске.
11 сентября 2001 года в США произошел крупнейший в истории теракт с использованием захваченных пассажирских самолетов. Это заставило радикально изменить систему безопасности во всех странах мира. Россия и тут пошла своим путем. В результате многие миллиарды тратятся у нас не столько на безопасность, сколько на подрыв здоровья своих же граждан.
После терактов в московском метро в марте 2010 года, когда погиб 41 человек и 88 получили ранения, президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте. После взрыва в аэропорту Домодедово в январе 2011 года в России началась общественная истерия и масштабная компания по широкому внедрению досмотровых рамок на транспорте и в торговых центрах.
Однако, в том же году Роспотребнадзор выступил с официальным заявлением, в котором предупреждал, что «широкое применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра и частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России». В документе также говорилось: «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения".https://ria.ru/20110305/342543297.html
Об опасности металлодетекторов заявляли и зарубежные ученые. «Особенно тревожно становится от мысли, что рентгеновские рамки появились не только в аэропортах, но и на вокзалах, в метро, магазинах... Если, допустим, несколько раз в день входить в метро, посещать концерты и торговые центры хотя бы через день, да еще летать в командировки и ездить на электричке, то набрать опасную дозу можно всего за год!» - утверждал Глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета доктор Дэвид Бреннер. http://www.itogi.ru/obsch/2011/13/163348.html
Вскоре, однако, тема заглохла, и Роспотребсоюз перестал пугать граждан. Вероятно, по указанию свыше. В ходе создания комплексной системы безопасности на транспорте начался «рамочный бум», в результате которого стоимость этого досмотрового оборудования за пару лет удивительным образом выросла в три-четыре раза! Например, в Петербурге в 2013 году город покупал рамку за 63 тысячи рублей, а уже в 2015 году за 183 https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/04/04/72014-illyuziya-bezopasnosti В Москве стоимость одного стационарного рамочного металлодетектора выросла с 50 тысяч рублей до 200 тысяч!
Однако, 3 апреля 2017 рамки не спасли от теракта в Петербургском метро, в результате которого погибли 15 человек и несколько десятков было ранено. Рамочные металлодетекторы «СНТ» «прозевали» террориста с килограммом взрывчатки. О катастрофически низкой эффективности рамок ярко свидетельствует специальная проверка, в ходе которой сотрудники ФСБ смогли пронести в метро пояса шахидов 50 раз(!!!), и только четыре раза были задержаны.
Обслуживание рамок требует огромных затрат. Например, в Москве только в метро этим заняты три тысячи работников. Однако, производители рамок полагают, что этого не достаточно и требуется еще пять тысяч. Поэтому для укомплектования штата, якобы, необходимо дополнительно выделять из бюджета Москвы или из федерального бюджета по статье "Транспортная безопасность" около 2 милиардов рублей в год, чтобы в каждом вестибюле метро был не один-два инспектора, как сейчас, а пять, как положено по штату.
Глава профсоюза полиции Михаил Пашкин признает, что металлоискатели в метро неэффективны, потому что при большом потоке людей сложно проконтролировать каждого, а у рамок обычно стоит лишь один полицейский. «А если он кого-то задержит, то, кроме сотрудника метрополитена, и вовсе никого не останется. Террористы спокойно пошлют впереди себя какого-нибудь таджика, которого задержат, а потом сами спокойно пройдут в метро» https://life.ru/t/главное/401038/za_ramkami_biezopasnosti
Ситуация с системой безопасности на железных дорогах не лучше, а порой просто анекдотична. Только на подготовку вокзалов и станций к чемпионату мира по футболу 2018 года было затрачено около 20 миллиардов рублей. На сколько эффективно? Об этом можно судить по пригородной линии между Калининградом и курортным Зеленоградском.
Рамки там установили только на конечных станциях, что делает их использование совершенно бессмысленным, ведь потенциальный террорист может сесть на любой промежуточной станции, где никаких детекторов нет. Такая методика существует лишь для освоения немалых средств и красивых отчетов о росте безопасности. Понятно, что для реальной безопасности это практически ноль. А вот для здоровья многих тысяч местных жителей и отдыхающих, ежедневно пользующихся электричкой и проходящих через рамки это совсем не ноль. Подобная система опасной для здоровья «безопасности» действует в пригородном сообщении во многих регионах России.
"О какой безопасности идет речь? Это всё имитация и профанация. Всё это хитрый способ изъятия колоссальных денег из национальный экономики", — говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин, который уже много лет занимается проблемами транспортной безопасности. Действительно, если террористы хотят устроить взрыв на железной дороге, то им не нужно проходить в само здание вокзала, нести взрывчатку в поезд или вообще оказаться там, где их могут проверить, — есть тысячи километров открытых дорог и мостов со свободным доступом. https://life.ru/t/главное/401038/za_ramkami_biezopasnosti
В Европе и Америке тоже случаются террористические акты, но там нет такого безумного изобилия рамок на транспорте и в торговых центрах. Например, в США детекторы есть только в Конгрессе и нескольких министерствах, а также конечно в аэропортах. В Законодательное собрание Калифорнии, на Нью-Йоркскую биржу, в резиденции губернаторов Нью-Джерси, Техаса и Калифорнии вход свободный. На вокзалах и автовокзалах проверок нет. В Европе в метро, на многочисленных вокзалах и в торговых центрах вы также ничего подобного не увидите. Большинство цивилизованные стран мира уже давно установили, что теракты можно предотвращать только на уровне намерений, то есть прежде всего эффективной агентурной работой. С помощью бесчисленного количества рамок пытаются бороться с террором только в России и Китае. Если судить по фото, у великого восточного соседа ситуация в метро покруче, чем у нас.
Возможно, именно поэтому Россия и Китай оказались в лидерах по раковым заболеваниям. По данным GLOBOCAN 2018, IARC (Международного Агентства по Исследованию Рака) Россия в 2018 году занимает 5-е место в мире по числу смертей онкологических больных. Число случаев в год:
Китай – 2 865 174
Индия – 784 821
США – 616 714
Япония – 409 399
Россия – 314 611
Заболеваемость раком выше среди пожилых, поэтому для сравнения используют "заболеваемость", скорректированную на стандартизированный возрастной состав населения ASR(W). Уровень смертности от онкологических болезней, скорректированный на стандартизированный возрастной состав населения ASR(W), на 100 000 человек у этих пяти стран составил:
Китай – 130,1
Россия – 119,2
США – 91,0
Япония – 85,2
Индия — 61,4
По кумулятивному риску (процент новорожденных, которые умрут от рака до достижения 75-летнего возраста):
Китай – 13,7%
Россия – 13,54%
США – 9,64%
Япония 8,46%
Индия – 6,80%
Конечно, система безопасности на общественном транспорте необходима. Но она должна строиться не на малоэффективных и опасных для здоровья детекторных рамках, а на основе более современных и безопасных устройств, включая интеллектуальные системы видеонаблюдения.
Арсений Соболевский,
публицист и писатель
На фото:
Толпы перед рамками на железнодорожной станции в России и у метро в Китае
Комментарии